Обсуждались вопросы социально-экономического развития города.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Михаил Владимирович, мы с Вами сейчас больницу осматривали, определённые решения обсуждали. Продолжим обсуждение социальных вопросов, связанных с национальными проектами, в формате совещания. А сейчас доложите, какова ситуация. Вы совсем недавно приняли управление Севастополем. Надеюсь, что уже погрузились в повестку дня, разобрались, как и чем дышит экономика, социальная сфера города. Давайте об этом поговорим.
М.Развожаев: Действительно, коротко хотел сказать о социально-экономической ситуации в городе. Она на самом деле достаточно оптимистичная. В последние годы – тренд на развитие. Это касается и валового регионального продукта, который растёт, на душу населения. Растёт и уровень налоговых и неналоговых поступлений. Мы в этом году планируем собрать 15 млрд в свой бюджет (по налоговым и неналоговым поступлениям). Эта динамика имеет возрастающий тренд.
Что касается инвестиций, есть у нас некоторые провалы, но связанные с провалами в 2018 году госинвестиций. К сожалению, несмотря на огромные объёмы средств, запланированных государством по ФЦП развития Крыма и Севастополя, никакие стройки в 2018 году начаты не были.
Д.Медведев: А почему они начаты не были?
М.Развожаев: Были бесконечные циклы перепроектирования, согласования, проведения публичного ценового аудита. Но сейчас многие проекты наконец на выходе, и в этом году мы рассчитываем все эти большие, важные объекты начать.
Д.Медведев: На это нужно обратить самое пристальное внимание. Я во время совещания по реализации проектов и программы развития Севастополя и Республики Крым говорил, что очень медленно всё разворачивается. Надеюсь, вы сможете наверстать упущения, которые были, и решить проблемы, которые накопились в управленческой сфере. Я имею в виду медленное принятие управленческих решений. Надеюсь, что это у вас получится.
М.Развожаев: Приложу к этому максимум усилий.
Что касается социальной ситуации, то у нас очень низкий уровень безработицы по сравнению даже с основными регионами Российской Федерации – 0,3%. Среднемесячная заработная плата сейчас – 33 тыс. (январь – май 2019 года). Это сравнимо с Южным федеральным округом, но, конечно, ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
Д.Медведев: Это средняя зарплата. Люди всегда на это довольно остро реагируют: вот средняя, а у меня другая зарплата. Тем не менее такой подсчёт есть, это надо понимать.
М.Развожаев: Это средняя, да. Мы сегодня с Вами были в садике – понятно, что там 20 тыс. и ниже. Но в среднем такая. Это мы понимаем, будем над этим работать.
О национальных проектах доложу в рамках совещания, но хотел бы одну тему поднять. В Севастополе свободная экономическая зона была открыта с 2014 года, и она дала очень хорошие результаты. У нас единый налог был вместо 30% – 7,6%, ежегодно росло количество резидентов. В 2017 году, на пике работы свободной экономической зоны, пришло 183 резидента, проинвестировали более 2 млрд рублей частных инвестиций. С 2018 года эта льгота была отменена, и мы перешли на общий показатель 30%. Естественно, в 2018 году у нас резко упало количество резидентов – всего 39 мы зарегистрировали, а с начала 2019 года – всего два. И объём инвестиций, конечно, сократился. Льготный режим нам давал и рабочие места, и дополнительные инвестиции, здорово стимулировал экономику, привлекал, самое главное, материковый бизнес – хороший бизнес, инновационный. Сейчас этот процесс затормозился. Притом что в Калининградской области пока такой режим действует. Хотел бы попросить дать поручение ещё раз проработать этот вопрос. Минэкономразвития нас поддерживает, что надо это оставить для Севастополя на какой-то ещё период времени.
Д.Медведев: Что я могу сказать? Севастополь развивается. Вчера праздник был – всё это смотреть приятно, интересно. В то же время очевидно, что экономика Севастополя, не говоря уже о социальной сфере, ещё сильно отличается от лучших образцов нашей страны. Поэтому нужно, наверное, вернуться к разговору о сохранении, возобновлении соответствующих льгот. Давайте я дам поручение. Прошу вас отработать вместе с Министерством экономического развития, Министерством финансов и рядом других ведомств, которые этим занимаются, сформулировать конкретные предложения и доложить.
<…>