Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Продолжаем наши совещания по национальным целям. Два из них мы уже провели. Сегодня обсудим меры, которые связаны с необходимостью обеспечить устойчивый рост реальных доходов. Мы делаем это в рамках Единого плана по достижению национальных целей. Для детализации его показателей подготовлены специальные модели, о чём мы говорили неделю назад. Сегодня посмотрим, как они работают, и обсудим дополнительные шаги, которые необходимо сделать для решения задач, поставленных указом Президента.
Участники совещания
-
PDF
167Kb
Список участников совещания о достижении национальных целей развития в части устойчивого роста реальных доходов граждан, 1 июля 2019 года
Повышение доходов – это одна из наиболее сложных национальных целей. И напрямую зависит от достижения других целей. С этой проблемой сталкивается не только наша страна, занимаются этим все, и Евросоюз в том числе.
По большому счёту все национальные проекты должны работать на достижение такой цели. Даже те, которые, на первый взгляд, напрямую не связаны с преодолением бедности. Чтобы повышался уровень жизни, необходима современная экономика. Нужно создавать условия, чтобы каждый человек мог найти в ней своё место, достойную работу, получить качественное образование, освоить востребованную специальность, начать собственное дело и так далее. То есть все наши направления деятельности в той или иной степени влияют на выполнение этих задач.
Эти темы мы с вами уже обсуждали на предыдущих совещаниях – 19 и 25 июня. Сегодня хочу сосредоточиться на нескольких моментах.
К 2024 году
людей, чьи доходы остаются ниже прожиточного минимума, должно стать вдвое
меньше. Мы постепенно эту задачу решаем. В прошлом году дважды повышали
минимальный размер оплаты труда, проиндексировали зарплаты бюджетников, которые
не были предусмотрены прежними майскими указами, пенсии, социальные выплаты. В
результате число людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума, за прошлый год
снизилось на 400 тысяч человек.
Эта работа продолжается и в текущем году. С 1 января МРОТ, как известно, доведён до величины прожиточного минимума. В январе мы проиндексировали страховые пенсии выше инфляции, а в апреле – пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии. Кроме того, с начала года почти вдвое увеличено пособие по безработице.
Такие общие меры должны быть дополнены более адресной системой поддержки, которая ориентирована на нужды конкретного человека, чтобы государство могло предложить подходящий именно конкретному человеку рецепт выхода из тяжёлого положения. Особенно это важно, конечно, для села и для монопрофильных территорий, то есть моногородов. При этом важно учитывать как доходы, так и расходы людей, чтобы избежать ситуации, когда тот, кто имеет приличный заработок в серой зоне, получает ещё и помощь государства, а человек, который не только тянет свою семью, но и помогает родственникам, остаётся как раз без такой поддержки.
Персональный подход использовался в пилотном проекте, который проходил в 11 регионах. Недавно завершился первый его этап. Целью был аудит действующей социальной поддержки для тех, кто её получает. По итогам были предложены индивидуальные программы. Нужно оценить, что в конечном счёте получилось, но в целом этот опыт необходимо распространять в масштабах всей страны.
С 2020 года Росстат будет рассчитывать уровень благосостояния с помощью специальной информационной системы, которая позволяет учесть индивидуальные возможности, особенности ситуации каждого нуждающегося человека, включая его доходы, состояние его здоровья, условия проживания, состав семьи, уровень образования и целый ряд других факторов.
Мы также внедряем социальный контракт. Он помогает организовать собственное дело, зарабатывать самим. Уже со следующего года Правительство будет софинансировать региональные программы по внедрению социального контракта.
Давайте сегодня, как и в предыдущие разы, послушаем конкретные предложения. Они должны стыковаться с работой Правительства по достижению других национальных целей.