В повестке: о ходе ликвидации последствий паводка в Иркутской области, о ситуации на розничном рынке моторного топлива.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Виталия Мутко о ходе ликвидации последствий паводка в Иркутской области
Сообщение Дмитрия Козака о ситуации на розничном рынке моторного топлива
Из стенограммы:
Д.Медведев: Давайте начнём с ситуации в Иркутской области. Регион находится в зоне действия циклона. Дожди привели к разливам рек, сильным паводкам. Положение сложное, остаются подтопленными более 50 населённых пунктов, где в общей сложности проживает более 10 тысяч человек. Много пострадавших, более 150 человек госпитализированы. К сожалению, есть и погибшие. От имени Правительства хочу выразить их близким наши глубокие соболезнования. Часть людей эвакуирована.
Документ
-
PDF
144Kb
Распоряжение от 1 июля 2019 года №1413-р
Мы в пятницу уже обсудили этот вопрос с главой МЧС и губернатором Иркутской области. Там работа развёрнута. В субботу, как известно, область посетил Президент и дал поручения по организации помощи людям. Была создана комиссия для ликвидации последствий стихии. Также я подписал распоряжение Правительства о выделении из резервного фонда 662 млн рублей для начала первичных социальных выплат, для разовой финансовой помощи пострадавшим. Деньги в область уже поступили, первые выплаты уже начались. Нужно, естественно, самым внимательным образом следить за тем, чтобы все эти выплаты были доведены до всех получателей.
Участники совещания
-
PDF
160Kb
Список участников совещания с вице-премьерами, 1 июля 2019 года
Спасатели работают круглосуточно. Помогают коллеги из разных регионов. Очевидно, что нужно сделать всё, чтобы помочь тем, кто пострадал от стихии. Опыт такой у нас есть. Люди остались без крыши над головой, без самого необходимого, без документов, поэтому нужно действовать оперативно, профессионально и, конечно, просто по-человечески поддерживая людей, которые находятся в зоне бедствия.
Прогнозы синоптиков тоже довольно сложные, разные, поэтому нужно заниматься устранением последствий стихии в оперативном режиме.
Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Мутко), в соответствии с
распоряжением Вы возглавляете правительственную комиссию по ликвидации
последствий паводка. Мы и вчера с Вами говорили по телефону. Доложите о текущей
ситуации и о том, что делается для обустройства людей.
В.Мутко: Дмитрий Анатольевич, сегодня утром в соответствии с Вашим распоряжением, во исполнение поручения Президента мы провели первое заседание комиссии. Обсудили эффективность взаимодействия всех структур, работы по координации усилий местных органов власти, федеральных органов власти, региональных. Рассмотрели подробно организацию адресной помощи людям.
Масштаб последствий стихии сейчас оценивается. Мы договорились, что к завтрашнему дню, к 18.00, будет сформирован приблизительный план действий по восстановлению всех объектов транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры, определены меры, которые нужно в первоочередном плане принимать.
Мы видим, что вода за последние сутки спала где-то на 70 см. По прогнозам специалистов (они действительно разные) на шестое-седьмое июля возможны ещё осадки, но в целом погодные условия предполагают, что вода пойдёт на спад. Специалисты рассчитывают, что вода будет уходить в течение трёх-десяти дней. Но она уходит ниже по течению, и ещё появляются затопленные районы. Сегодня это уже 6 районов, 83 населённых пункта, 6669 жилых домов, в которых проживает 32 700 граждан, в том числе 4500 детей.
Повреждены 13
автомобильных дорог, автомобильных мостов и от 7 до 10 км федеральный трассы, где
сейчас скопилось около 2 тыс. большегрузных автомобилей, которые пока нет
возможности в другое место отвезти. Там тоже организована работа по поддержке.
Остаются полностью отрезанными четыре населённых пункта, тем не менее там также обеспечена вся жизнедеятельность и пожарное прикрытие, имеются запасы продуктов питания. Работа ведётся.
751 человек пострадал, 153 госпитализированы. Эти цифры постоянно меняются. Сейчас, по данным МВД, к сожалению, погибло 12 человек и около 9 разыскивается. Родственники подали заявление на поиск этих граждан, их судьба пока неизвестна.
Мы договорились о последовательности действий. Сегодня первое – это оказание разовой поддержки, помощи. Эта работа развёрнута. Мы договорились с утра, что к концу дня она будет усилена. Пока адресную помощь получили около 300 семей. Мы договорились, что до конца дня такую помощь получат около 3 тысяч человек. Сейчас в подтверждённых списках 8,5 тысячи граждан, которые должны получить эту помощь.
Организована работа по обеспечению медицинской помощью, а также питьевой водой. Все необходимые возможности созданы. Мы рассчитываем, что эта работа будет и дальше очень серьёзно развёрнута. В аэропорту Нижнеудинска создана группировка сил. Четыре вертолёта – с врачами, с возможностью оперативно доставить людей в больницы, эвакуировать, если такая необходимость будет.
Мы также обсудили подготовку программы восстановления. В первую очередь это, конечно, инженерная, транспортная инфраструктура. Все планы уже готовы, мы рассчитываем, что эта работа в ближайшее время начнётся.
Открыта горячая линия, куда люди могут обращаться. Мы договорились, что информирование граждан будет находиться под очень серьёзным контролем, чтобы шла единая информация и граждане знали, где получить медицинскую помощь, где получить необходимую поддержку.
Отдельно обсуждали вопрос по детям, Президент его ставил. Есть возможность разместить ребят в различных оздоровительных учреждениях – не только региональных, но включить и наши федеральные объекты, такие как «Океан» и ряд других объектов. В первые дни, конечно, это крайне сложно, но я думаю, что уже в ближайшее время такая возможность всё больше будет появляться.
По ущербу, по возможностям и по планам мы завтра в 18.00 подробно уже определимся. Договорились с Министерством обороны, они развёртывают там свою небольшую группировку. Чтобы, когда будет сходить вода, и пройдет дезинфекция, можно было обработать эту территорию, подготовить её к различным видам восстановительных работ.
В 13 пунктах временного размещения (это в основном социальные учреждения – школы, детские сады) находятся сегодня граждане. И конечно, наша задача – думать о перспективе: эти учебные заведения мы должны будем подготовить к учебному году.
В целом все взаимодействуют, штаб по чрезвычайным ситуациям работает, группировка достаточно серьёзная. Сейчас все федеральные органы подключены, каждый по своему ведомству, к этой работе. Каждый оценивает свои необходимые возможности. Мы рассчитываем, что в пятницу, субботу, воскресенье поработаем и уже подготовим конкретный план действий по восстановлению всей инфраструктуры и подготовим предложения по оказанию поддержки гражданам, потерявшим имущество полностью или частично. Примем все необходимые решения по восстановлению как имущества граждан, так и социальной инфраструктуры и Вам доложим наши предложения по мерам, которые нужно будет со стороны Правительства дополнительно принять.
Д.Медведев: Хорошо.
Вопрос безотлагательной помощи – ещё раз хочу отметить: нужно, чтобы штаб и региональное руководство осуществляли это всё немедленно, прямо сейчас уже это началось, и нужно всем, кто имеет право на такую помощь, это всё в ближайшее время предоставить.
Что касается оценки ущерба, утраты движимого и недвижимого имущества, решения этих вопросов на будущее – эту работу надо организовать. Она не бывает простой, она требует, как правило, нескольких подходов к решению этого вопроса, консультаций с людьми. Потому что, если, например, дом уже утратил свои функции, если недвижимость уничтожена, тогда нужно просто решать вопрос о том, где строить и что строить. Это индивидуальная и довольно сложная тема. Нужно обязательно ею будет заняться в тот период, когда вы будете непосредственно проводить консультации и работать с людьми на эту тему.
И по поводу погоды. И вы на своём уровне, и там, на месте, никто расслабляться не должен. Мы не знаем, как будут развиваться события. Нужно ориентироваться на более сложный, худший, что называется, сценарий и к нему готовиться. Это стихия, и это нужно принимать во внимание. Равно, кстати, как и по ущербу: по движимости и по домам. Нужно принять все решения, естественно, до холодов и обеспечить людей жильём, временным или постоянным, в положенные сроки. Это тоже нужно иметь в виду.
Докладывайте мне. В среду Президент, как было сказано, тоже должен будет заслушать доклад о том, как идёт работа.
Теперь ещё одна тема, важная и сложная, – ситуация на розничном рынке моторного топлива. С 1 июля, с сегодняшнего дня, прекратило своё действие соглашение между антимонопольной службой, Министерством энергетики и крупнейшими нефтяными компаниями. Сама по себе договорённость позволила избежать необоснованного повышения цен, но, конечно, всех волнует вопрос, что будет с ценами на бензин, на дизельное топливо дальше, тем более что лето – это период традиционно высокого спроса.
Соглашение это, конечно, было временной мерой. Должны работать экономические механизмы. Напомню, речь идёт о механизме так называемого возвратного акциза на переработанную нефть. Этот механизм работает с начала года. И мы частично компенсируем разницу между экспортными и внутренними ценами. Также нужно сделать более прозрачной систему биржевых торгов, о чём мы тоже говорили на совещании в Правительстве.
Тем не менее очень важно, чтобы период перехода от действия соглашения к обычному порядку с учётом действия этих механизмов был спокойным.
Какова сейчас ситуация на рынке, Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), и насколько эффективны те меры, которые приняты?
Д.Козак: Если говорить о текущей ситуации на рынке, то она в целом стабильна. Хочу напомнить, что за полгода рост цен на бензин составил 2,3%. На дизельное топливо – там действовали разнонаправленные факторы (с одной стороны, повышение налога на добавленную стоимость, с другой стороны, переход сейчас на летнее топливо), но с 1 января рост цен на дизельное топливо составил 0,5% – по состоянию на 28-е число.
Отдельная ситуация на Дальнем Востоке, которой мы постоянно занимались. Есть дополнительные логистические издержки по доставке топлива в дальневосточные регионы, поэтому ситуация там несколько отличается. Тем не менее она также в пределах тех параметров, о которых мы ранее договаривались: на бензин рост составил 2,9%, на дизельное топливо – 2,5%. Это ниже тех параметров, которые были закреплены в соответствующем соглашении.
Соглашениями предусматривался предельный уровень цен 1,7% в январе в связи с увеличением НДС, плюс инфляция, равномерно распределённая по годам. Рост цен значительно ниже уровня инфляции по состоянию на сегодняшний день.
Напомню, что параллельно работали два механизма. С 1 января – механизм обратного акциза и соглашение, как мы договаривались, для подстраховки, в случае если механизм обратного акциза… Это довольно сложный механизм. Он предусматривает перекрёстное финансирование различных сегментов нефтяного рынка и рынка моторного топлива. Те показатели, которые сегодня продемонстрировал рынок, которые я назвал, показывают, что в принципе работает механизм обратного акциза.
Тем не менее мы договаривались промониторить детали и нюансы на практике, как они принимаются в различных ценовых сегментах. У нас была несколько аномальная ситуация на оптовом рынке моторного топлива в феврале – апреле, когда оптовые цены из-за перенасыщения рынка были значительно ниже, обеспечивали высокую маржинальность розничного сегмента. В течение мая она выровнялась, и баланс маржинальности розничного и оптового сегмента сегодня обеспечен. В этих условиях, исходя из применения обратного акциза в этот аномальный период, принято решение скорректировать демпфер.
Подготовлен соответствующий законопроект, согласован всеми федеральными органами исполнительной власти и внесён в Правительство. Надеюсь, что в четверг мы его одобрим и внесём в Государственную Думу. Он предусматривает снижение установленных условных значений средней оптовой цены, которая нам необходима для контроля за ценовой ситуацией на рынке и для исчисления соответствующего демпфера: на бензин – с 56 до 51 тыс., на дизельное топливо – с 50 до 46 тыс.
Кроме того, увеличен уровень компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой отсечения: с 60 до 70% – в отношении автомобильного бензина, 70% – в отношении дизельного топлива. Предусмотрена индексация цены отсечения на уровень инфляции на будущее, на продолжительный период, для того чтобы это сдерживание цен, которое мы наметили, обеспечить на долгосрочный период и обеспечить возможность компаниям планировать свою работу.
Таким образом, с учётом этих поправок, которые законопроектом предусмотрены (и мы их вводим в действие с 1 июля, с сегодняшнего дня), и с учётом практики применения демпфера в том исполнении, которое есть сегодня, есть уверенность, что необходимости дальнейшего ручного управления с помощью индивидуальных соглашений на данный момент нет. Многие интерпретируют, что с 1 июля с утратой силы соглашения Правительство отказывается от сдерживания роста цен на моторное топливо. Это не так. Вместо соглашений будет работать экономический механизм, предусмотренный законом, и есть уверенность в том, что нам удастся выдержать те параметры, которые намечены на долгосрочный период.
Также хочу отметить – с учётом поручений Президента, которые были озвучены недавно на Прямой линии, – по поводу сдерживания цен на авиационный керосин. Этот законопроект оперативно доработан. Почему его только сегодня внесли? Потому что в течение прошлой недели дорабатывали. Он предусматривает предоставление обратного акциза авиакомпаниям в случае, если конъюнктура мирового рынка на авиакеросин будет приводить к увеличению цен на внутреннем рынке. Такой диспаритет возникает, когда цена за баррель превышает 70 долларов. В этом случае законопроектом предусмотрено предоставление авиакомпаниям демпферного акциза.
Д.Медведев: Обратный акциз, демпфер, цена отсечения – многие не понимают, что это такое. Людям важны цены – как на бензоколонке, так и в авиакассах. Поэтому, Дмитрий Николаевич, естественно, нужно следить, что происходит. Всё, что я говорил в отношении нефтяных компаний, которые Вы собирали неоднократно... Конечно, экономический механизм регуляции – это хорошо. И мы рассчитываем, что будут действовать эти сдерживающие факторы. Но если всё-таки кто-то заиграется и посчитает, что теперь в отсутствие соглашений можно проводить какую-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится. Придётся тогда всё-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали.
Я просто хочу, чтобы об этом слышали ещё раз и наши компании, которые занимаются поставками нефтепродуктов, и, естественно, Вы это имели в виду в вашей работе.
Что же касается обратного акциза на керосин и поручения Президента, естественно, нужно как можно быстрее вносить этот законопроект.
<…>