На заседании рассматривались поправки в федеральный бюджет на 2019 год.
Из стенограммы:
А.Силуанов: Уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется законопроект о внесении изменений в закон о бюджете на текущий год. Сразу скажу, что изменения не касаются 2020 и 2021 годов нашей трёхлетки, они касаются только текущего года.
Законопроект подготовлен с учётом корректировок основных характеристик прогноза социально-экономического развития, уточнения, а также приоритетов в расходах, которые необходимо реализовать в текущем году, и мер, содержащихся в Послании Президента Федеральному Собранию.
Когда мы рассматриваем бюджет, то обычно уточняем прогноз социально-экономического развития, изменение темпов роста. В настоящих материалах мы практически не меняем прогноз, потому что он соответствует нашим планам на текущий год. Не меняется прогноз по темпам роста валового внутреннего продукта, темпам инфляции, росту инвестиций, цене на нефть. Все эти параметры сохранены на том же уровне, когда мы принимали основной закон о бюджете на 2019 и 2021 годы. Несколько меняется лишь курс рубля. Он пересмотрен в сторону незначительного ослабления.
Какие ресурсы мы предлагаем использовать для новых, уточнённых расходов? Конечно, в первую очередь это уточнение доходов федерального бюджета.
Ожидаем прирост доходов на 264 млрд рублей. Это ненефтегазовые доходы – прирост так называемых доходов, не связанных с нефтью и газом.
По нашим оценкам, нефтегазовые доходы, наоборот, сократятся, их сокращение составит 58 млрд рублей. С чем связано такое сокращение? Обычно мы пересматриваем в большую сторону нефтегазовые доходы.
Сокращение нефтегазовых доходов связано с тем, что были внесены изменения в механизм нефтегазовой отрасли, который позволяет нам стабилизировать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Мы договорились с нефтепереработчиками о том, что в случае более высоких цен на мировых рынках мы частично субсидируем нефтяников, поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. А в случае снижения цен (в следующем году составят около 51 тыс. рублей за тонну), наоборот, нефтяники направляют нам дополнительные средства в Фонд национального благосостояния. Это средства Фонда национального благосостояния, и они не влияют на бюджет. Тем не менее в прогнозе мы сокращаем нефтегазовые доходы.
Второе. Если говорить о доходах, не связанных с нефтегазовым сектором, то мы видим положительные тенденции.
В первую очередь номинально растёт ВВП, увеличивается НДС. Мы прогнозируем рост НДС по сравнению с плановыми назначениями на 129 млрд рублей.
Также в связи с ростом прибыли увеличиваются и налоги на прибыль. Мы ожидаем дополнительные поступления в федеральный бюджет – 165 млрд рублей. Большая часть, конечно, придёт и в бюджеты субъектов Российской Федерации, для которых этот налог является основным.
Мы видим, что снижение нефтегазовых доходов обуславливает и эквивалентное незначительное сокращение профицита бюджета, оно составит около 51 млрд рублей, профицит составит 1,7% валового внутреннего продукта.
Важно, что зависимость от нефти и газа, так называемый ненефтегазовый дефицит (без учёта доходов от нефти и газа) снижается по сравнению с плановыми назначениями. По нашим оценкам, будет менее 6% (5,8%). Это уже достаточно хороший показатель снижения зависимости от нефтегазовой конъюнктуры.
Теперь о расходах. Мы предлагаем увеличить на 256 млрд рублей расходы, которые связаны с ростом ненефтегазовых доходов. Об этом мы уже с вами говорили. А с другой стороны, предлагается перераспределить экономию по отдельным статьям в размере 100 млрд рублей, которую мы ожидаем получить в текущем году. По каким статьям? В первую очередь это экономия по обслуживанию государственного долга. Мы в текущем году планируем меньше занять денег с внутреннего рынка и, соответственно, сэкономить на процентных расходах. Снижение трансферта Пенсионному фонду в связи с прогнозируемым ростом доходов Пенсионного фонда и уточнением объёмов заработной платы, а также сокращением бюджетных ассигнований, предусмотренных на компенсационные выплаты при увольнении государственных гражданских служащих.
Все эти экономии дают нам источник для новых расходов. Ещё раз повторю, такой объём новых расходов мы предлагаем увеличить на сумму 357 млрд рублей. Куда предлагает Правительство направить эти ассигнования?
Первое – это исполнение Послания Президента. На эти цели мы в текущем году предусматриваем выделить дополнительно 9,3 млрд рублей. Какие цели?
5 млрд рублей пойдёт на помощь семьям, взявшим ипотечный кредит для приобретения жилья. Семьям, у которых после 1 января родился третий и последующий ребёнок, предполагается выплачивать дополнительно 450 тыс. рублей на погашение ипотечного кредита. Известная инициатива, 5 млрд рублей на эти цели мы предлагаем задействовать из Резервного фонда Правительства и 5 млрд рублей дополнительно предусмотреть в поправках, которые мы вам предлагаем на ваше рассмотрение. Итого 10 млрд рублей в текущем году пойдёт на выполнение этого мероприятия.
Далее. 4,3 млрд рублей в рамках Послания Президента предусматривается направить на региональную социальную доплату к пенсии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Второе направление – это регионы. Мы видим необходимость поддержки субъектов Российской Федерации. На увеличение сбалансированности субъектов в виде дотаций предлагается направить дополнительно 61 млрд рублей.
Откуда эти деньги взялись? 44,6 млрд рублей – мы уточнили прогноз объёма прироста 1% налога на прибыль централизованного в федеральный бюджет. Весь этот прирост, мы договаривались, передаём субъектам Российской Федерации. Объём прибыли увеличился, налог увеличился, соответственно, и объём возврата субъектам тоже растёт.
Далее. 11,3 млрд рублей – это превышение фактического объёма поступлений налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет по ставке 2% над прогнозируемым уровнем 2018 года. Мы договаривались о том, что весь прирост от 2% налога на прибыль, который поступает в федеральный бюджет, будет возвращаться регионам, которые успешно развивают свою экономику, которые дают нам, по сути дела, этот прирост налога на прибыль. Сумма составит 11,3 млрд рублей.
Следующее предложение. 5,3 млрд рублей – оказать поддержку на сбалансированность отдельным субъектам, которые в большей степени нуждаются в нашей помощи. И я хочу сказать, уважаемые депутаты, заверить вас, что все эти суммы – более 60 млрд рублей – будут распределяться на трёхсторонней комиссии. Сначала, как всегда, мы рассматриваем методики, обоснование – всё это будет проходить прозрачно и с вашим участием.
Третье направление, по которому предлагается направить дополнительные ресурсы, – развитие транспортной инфраструктуры, 78,2 млрд рублей. Около 40 млрд – это взносы в уставный капитал «РЖД» в целях развития инфраструктуры Центрального транспортного узла. Взнос будет осуществлён при условии поступления в доход федерального бюджета соответствующей субсидии из бюджета города Москвы. Мы так договорились с Москвой.
Далее. Предлагается увеличить Федеральный дорожный фонд на 30,4 млрд рублей за счёт уточнения размера акцизов на поступающие нефтепродукты. И эти деньги предлагается отдать субъектам Российской Федерации на реализацию программ по развитию дорожной сети в регионах. Поэтому к тем ассигнованиям, которые уже были, регионам дополнительно предлагается увеличить ресурсы на развитие их дорожной сети.
Четвёртое важное направление – это мероприятия по обеспечению жильём граждан. В первую очередь тех, которые могут пострадать в связи с переходом на новые условия финансирования жилья. Переходим с долевого строительства на целевое.
Мы этот вопрос обсуждали, это абсолютно правильная мера с точки зрения обеспечения интересов наших людей, которые хотят улучшить свои жилищные условия. Поэтому предлагается 16 млрд рублей направить в качестве взноса в фонд защиты дольщиков для того, чтобы на эти деньги можно было достроить жильё, по которому существуют риски остановки строительства. Эти деньги позволят нам достроить жильё в наиболее критичных регионах. По оценкам Министерства строительства, таких регионов 47. Эти деньги, 16 млрд рублей, будут направлены в первую очередь в регионы с наибольшим объёмом недостроенного жилья.
Второе мероприятие. 20 млрд рублей для докапитализации банка «ДОМ.РФ». Один из тех банков, который активно сейчас включился в кредитование застройщиков, перешедших на финансирование строительства с использованием эскроу-счетов. Есть целый ряд банков, которые ещё видят риски в новой модели. Необходимо, чтобы застройщики, которые переходят на новые условия строительства жилья, получили кредитные ресурсы. И мы предлагаем сейчас докапитализировать банк «ДОМ.РФ», для того чтобы деньги пошли в строительство жилья, с использованием новых механизмов.
Дополнительно предлагается выделить 2,5 млрд рублей на обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны, предоставить субвенции субъектам Российской Федерации. Мы мониторим ситуацию с потребностью этой категории наших граждан и видим, что есть ещё необходимость дополнительно выделить ассигнования на это направление.
Пятое направление – это оборона, закрытая часть. По этим вопросам мы проводили закрытые комитеты. На закрытую часть направляется около 90 млрд рублей.
В целом, уважаемые депутаты, хочу сказать, что поправки в бюджет учитывают и предложения министерства по перераспределению своих бюджетных ассигнований – это порядка 168 млрд рублей. В первую очередь это касается Минобороны, Росатома, Минвостокразвития, корпорации «Роскосмос».
Вся эта экономия складывается в первую очередь за счёт проведения конкурсных процедур, переноса срока работ, строительства на более поздние сроки. Высвобождаемые средства наши министерства и ведомства предлагают перераспределить на приоритетные направления и ключевые вопросы.
Это основные вопросы, по которым мы предлагаем уточнить бюджет. Мы, как обычно, готовы вместе с вами работать при рассмотрении поправок ко второму чтению, зная, что в ходе рассмотрения поправок в бюджет на комитете по бюджету высказывался целый ряд предложений от депутатов. Мы готовы к сотрудничеству. Уверен, что мы найдём общее понимание того, как нам двигаться.
Уважаемые депутаты, просьба поддержать поправки в бюджет текущего года в первом чтении.