Тема брифинга – защита прав трудящихся в условиях цифровизации экономики и сокращения рабочей недели.
Из стенограммы:
Т.Голикова: Российская Федерация принимала активное участие в подготовке Декларации столетия. Мы поддерживаем эту декларацию. И все основные положения, которые в ней зафиксированы, – подготовка кадров в соответствии с требованиями рынка труда, снижение бедности, достойный труд, всё, что связано с профессиональными рисками, и ряд других направлений – это то, что является актуальной повесткой для нас.
Международная организация труда является уникальной организацией, потому что предоставляет возможность работать всем социальным партнёрам – госорганам в лице правительств, профсоюзам и работодателям. Это проецируется и на Российскую Федерацию, где есть закон о Российской трёхсторонней комиссии. Решения, которые касаются социально-трудовых отношений, являются решениями всех трёх сторон. И это тоже декларируется в документах.
Вопрос: Какие сейчас в Правительстве прорабатываются меры по защите прав трудящихся в условиях цифровизации?
Т.Голикова: Мы готовим законопроект, в ближайшее время он получит поддержку, надеюсь, и рассмотрение в Правительстве. Мы его долго готовили. Это электронная трудовая книжка, которая упростит предоставление услуг в определённых направлениях.
Кроме того, готовится ещё один законопроект, связанный с проведением пилотного проекта по кадровому обеспечению, кадровому документообороту. Предполагается, что в этом эксперименте примет участие ряд компаний, которые будут определены Правительством Российской Федерации, и будут отработаны механизмы хранения больших данных, которые касаются трудовых прав работников.
Что касается вызовов, которые перед нами стоят применительно к будущей глобальной цифровизации, возможному исчезновению ряда профессий и переходу работников в другие сферы, то здесь очень активно взаимодействуют Минобрнауки и Министерство труда. Нам надо понять, какие это новые профессии, какие вызовы, чтобы полностью переструктурировать и наши контрольные цифры приёма, и целевой приём. Чтобы мы шли на два-три шага вперёд, опережая веяния времени, а не отставая.
Нам предстоит переработать профессиональные стандарты по ряду профессий, то есть полностью пересмотреть всё то, к чему мы традиционно привыкли. Это очень сложная, важная работа, но это тоже является темой Декларации столетия, потому что сегодня весь мир стоит перед глобальным вызовом цифровизации экономики и постоянного дополнительного образования. То есть не однократного получения образования, а именно получения компетенций, которые соотносятся с новым миром, новыми реалиями.
Вопрос: Татьяна Алексеевна, существует общая концепция перехода к четырёхдневной рабочей неделе. На ПМЭФ, например, высказывалось мнение одним экспертом, что с учётом гэпа демографического у нас число работающих трудоспособных граждан сократится на 2 миллиона к 2025 году. Каковы общие концептуальные цели и ситуация с трудоспособным населением у нас?
Т.Голикова: Действительно, это было высказано. Эта цифра не нова. Это прогноз Министерства экономического развития и Росстата, который они делают по населению, в том числе по трудоспособному. Пока у нас это не вызывает никакой тревоги.
Я имею в виду, что действительно у нас в трудоспособном возрасте прогноз – 79,5–80 миллионов человек. Но на самом деле активно занятых наёмных работников у нас существенно меньше. Мы всегда спорим по поводу того, какое количество граждан у нас в теневой занятости находится. И по самым последним оценкам, это 15 миллионов человек, которых нам предстоит вывести в открытую сферу, какие-то ещё меры принять. Пока мы анализируем эту ситуацию.
Что же касается будущих вызовов и угроз, то они, ещё раз говорю, связаны с трансформирующимся миром. И вот эти четыре дня – это как раз возможный ответ на трансформирующийся мир вызовов, когда одни профессии будут умирать, другие будут приходить им на смену. Возможно, с учётом такой глобальной цифровизации не потребуется такого большого количества трудовых ресурсов, занятых на конкретном рабочем месте. Просто рабочие места другие.
Но здесь важно иметь в виду другое. Поскольку мы эту тему обсуждаем на площадке Международной организации труда, на первое место при постановке вопроса о четырёхдневной рабочей неделе встаёт вопрос социальных гарантий граждан и какую заработную плату они будут получать: такую же, как когда они были заняты пять дней или чуть больше, или в уменьшенном виде. И здесь вопрос остаётся открытым. Но, безусловно, все социальные партнёры и Международная организация труда реагируют на это таким образом, что с точки зрения материального обеспечения население, занятое население пострадать не должно.
Но это возможная перспектива, и нам это предстоит отрабатывать в самое ближайшее время.
Вопрос: А какие гарантии? Должны быть какие-то законы.
Т.Голикова: Да. Безусловно, это потребует серьёзных изменений, в том числе в трудовое законодательство. Но я напомню, что, когда в своё время мы переходили с шестидневной на пятидневную рабочую неделю – мир переходил, резко возросла производительность труда. Это тоже ещё предстоит оценить как одну из составляющих возможного реагирования работодателя на рынок труда.
Поэтому здесь очень чётко нужно всё просчитывать. Конечно, мы этим занимаемся, это не является для нас какой-то новеллой. Просто мы это публично не обсуждаем, поскольку нужно всё до конца очень чётко оценить.