В повестке: о цифровой трансформации государственных услуг в субъектах Федерации, о развитии информационных систем МВД России.
Посещение Центра управления регионом Московской области
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Константина Носкова о цифровой трансформации государственных услуг в субъектах Федерации
Сообщение губернатора Московской области Андрея Воробьёва
Перед
заседанием правительственной комиссии Дмитрий Медведев посетил Центр управления
регионом Московской области.
ЦУР при правительстве Московской области создан в конце 2018 года. В центре работают 122 сотрудника из 30 отраслевых министерств и ведомств.
С помощью информационных систем в круглосуточном режиме производится сбор и анализ данных обо всех сферах жизнедеятельности Подмосковья. Сотрудники Центра управления регионом получают данные от портала «Добродел» и системы «Инцидент», горячих линий губернатора, профильных ведомств, муниципалитетов, отраслевых систем.
Вся информация распределяется на 11 профильных блоков: здравоохранение, образование, социальная защита, транспорт и дороги, экология, ЖКХ, строительство, национальные проекты и торги, безопасность, государственные услуги, СМИ и социальные сети.
Новая технология позволяет оперативно реагировать на
проблемы и отслеживать общую социально-экономическую ситуацию в регионе. Около
70% обращений рассматриваются в оперативном режиме. Ресурсоёмкие предложения, в
том числе касающиеся вопросов газификации, модернизации инфраструктуры, строительства,
выносятся на голосование через портал «Добродел».
Заседание Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
Из стенограммы:
Д.Медведев: У нас с вами заседание правительственной комиссии по «цифре», то есть цифровому развитию, информационным технологиям.
Начнём сегодня с темы цифровой трансформации государственных услуг. По сути, это перевод государственных услуг в цифровую форму в широком смысле этого слова.
Мы продолжаем развивать сервисы электронного правительства, переводим все органы власти в цифровой режим, чтобы расширить людям доступ к государственным услугам по принципу «одного окна». Там, где раньше люди в очередях стояли, естественно, с нервами всегда, эмоциями, чтобы документы оформить, теперь это должна делать цифра – так, как это и принято в современном мире.
Эту работу мы ведём в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». Напомню, к 2024 году 70% государственных услуг и для граждан, и для бизнеса должны оказываться в цифровой форме.
Участники заседания
-
PDF
217Kb
Список участников заседания Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, 28 мая 2019 года
Надо признать, что граждане нашей страны уже активно этим пользуются. Но, к сожалению, существуют большие диспропорции между регионами. Они сильно отличаются и по уровню доступности предоставления услуг в электронном виде, не везде обеспечена правильная коммуникация между органами власти в онлайн-режиме, в том числе между федеральными и региональными органами власти.
Далеко не все услуги переведены в «цифру», не всё можно получить и на портале государственных услуг, и в МФЦ. Хотя, ещё раз подчеркну, за последнее время совместными усилиями мы с вами достаточно существенно продвинулись в этой сфере. Некоторые процедуры согласования между ведомствами пока сложные, людям по несколько раз приходится обращаться в инстанции, ждать ответа.
Мы находимся в Московской области – это один из лидеров цифровизации услуг. Только что я посмотрел, как работает Центр управления регионом. Это производит впечатление. Сюда в круглосуточном режиме стекается информация со всего Подмосковья практически по всем сферам жизни, самым актуальным для людей, – это лекарства, образование, здравоохранение в широком смысле этого слова, дорожная ситуация. Самое главное, что это позволяет в максимально короткие сроки решать самые разные проблемы, то есть не добиваться правды по телефону, а сокращать сроки решения этих проблем существенно – в разы, дни. Это на самом деле важно. Подобные технологии должны быть доступны по всей территории страны, что особенно важно в удалённых субъектах нашего государства, чтобы люди могли получать качественные услуги независимо от того, где они живут.
Теперь по поводу того, что для этого необходимо дополнительно предпринять. Во-первых, мы должны установить единые стандарты качества оказания услуг в электронном виде. Здесь надо учитывать решения, наработки регионов-лидеров, которые существуют, и мнения людей, насколько это удобно и нравится им. Мы предусмотрели создание за счёт федерального бюджета цифровых облачных платформ, на их базе могут создаваться типовые региональные и муниципальные услуги, но главное, чтобы сами регионы могли пользоваться этими платформами. Одновременно в ближайшие два года на едином портале государственных услуг появится единый конструктор электронных форм заявлений. Это упростит запуск типовых сайтов в регионах и на местах, ускорит процедуры. Подавать заявления и получать ответы по ним можно будет по единой технологии, то есть разговаривать на одном языке, что очень важно.
Второе. Цифровые услуги надо группировать по основным жизненным и деловым ситуациям и предоставлять их в комплексе. Например, регистрируя рождение ребёнка, человек одновременно сможет узнать, какие у него появились новые права и льготы в связи с фактом рождения, оформить все положенные пособия именно в этот момент. Это наиболее целесообразно и удобно. У нас утверждены 25 комплексных услуг, или так называемых суперсервисов, по ним и надо строить работу.
Третье. Ряд существующих нормативно-правовых актов не позволяет предоставлять региональные и муниципальные услуги в электронном виде. Требуется, чтобы человек лично присутствовал. Эти препятствия – там, где это физически возможно и соответствует самому содержанию услуги, – надо исключить. Правовая база должна не просто не тормозить проникновение цифровых услуг в регионы, а создавать для этого стимулы. Надо проанализировать, где необходимо внести изменения в законодательство, и провести такую работу.
И конечно, мы заинтересованы, чтобы органы власти, органы местного самоуправления переходили на современные стандарты гибкой разработки программного обеспечения и преимущественно пользовались российским программным продуктом.
Второй вопрос повестки дня касается развития информационных систем Министерства внутренних дел. Это дополнительные, большие возможности в борьбе с преступностью, в области безопасности. Министерство внутренних дел является одним из ключевых участников национальной программы «Цифровая экономика». В банках данных МВД, полиции содержатся весьма востребованные сведения. Причём количество запросов по ним – как от ведомств, так и от людей – стремительно растёт.
Понятно, что с увеличением нагрузки на информационные ресурсы процессы выполняются дольше. А это вопрос не только эффективности работы ведомства, но и в первую очередь – обеспечения порядка, безопасности. Поэтому нужно думать о модернизации технической инфраструктуры МВД.
Это потребует создания центров хранения и обработки информации. Нужно проработать вопрос о том, на какой технологической площадке они будут размещаться. Нужны новые цифровые платформы и гибкая система, которая способна работать с большими данными. Также нужно развивать современные сети связи здесь, как и в других местах. И необходимо, естественно, позаботиться о том, чтобы все данные были надёжно защищены, включая защиту от киберпреступности.
У МВД есть предложения и предварительные финансовые расчёты. Министр о них доложит.
Начнём с первого вопроса. Заслушаем Министра цифрового развития и содоклады других коллег. Константин Юрьевич (обращаясь к К.Носкову), пожалуйста.
К.Носков:
С
момента принятия в 2010 году 210-го федерального закона «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг» достигнуты действительно
серьёзные результаты в части повышения доступности и качества государственных и
муниципальных услуг. За это время создана сеть многофункциональных центров,
которая насчитывает более 2,8 тыс. МФЦ и 11,5 тыс. точек присутствия. В них граждане в режиме
«одного окна» могут получить сотни государственных и муниципальных услуг.
По данным за 2018 год, сетью МФЦ оказано более 93 млн услуг для граждан и бизнеса, и эта цифра растёт от года к году.
В части электронных услуг создана и функционирует инфраструктура электронного правительства. В её состав входит ряд федеральных государственных информационных систем, таких как единый портал, СМЭВ, ЕСИА и так далее. При этом три четверти активного населения пользуются сервисами электронного правительства.
Единый портал государственных услуг входит в тройку самых посещаемых государственных ресурсов в мире, а мобильное приложение «Госуслуги» стало победителем шестой ежегодной международной премии Best m-Government Service Award в номинации «Доступное правительство», и в феврале этого года в Дубае получили эту премию.
В ряде субъектов также созданы востребованные гражданами элементы региональной инфраструктуры, в частности региональные порталы госуслуг.
Но при всех успехах мы чётко видим и вызовы, которые перед нами стоят. После мощных законодательных импульсов, которые дал 210-й закон и нормативные акты, разработанные в его развитие, в последние несколько лет, к сожалению, развитие цифровых услуг происходило инерционно. Да, мы видим очень хорошую динамику, но при этом отдаём себе отчёт, что она очень ограниченна. Если не снять существующих ограничений, то мы уже в ближайшее время столкнёмся с её резким замедлением.
Подавляющее большинство из порядка 400 федеральных услуг, представленных на едином портале, – это только формы заявлений, к которым, как правило, нужно приложить отсканированные копии документов, подписать их усиленной квалифицированной электронной подписью, которой у граждан, как правило, нет. Дальше уже идёт привычный аналоговый процесс в ведомстве, в результате которого выдаётся бумажный документ. В результате многие услуги не востребованы, а 90% трафика на портале – большого трафика – приходится на 20 услуг из 400.
В регионах, к сожалению, ситуация ещё хуже. Как показывает исследование Минэкономразвития, почти половина электронных заявлений вообще остаётся без ответа.
Что касается физической инфраструктуры взаимодействия, то есть МФЦ, она очень слабо интегрирована с инфраструктурой электронного правительства. А ведь задумывалось изначально, что МФЦ и портал госуслуг должны быть лишь разными интерфейсами взаимодействия гражданина и государства (онлайновый и офлайновый соответственно). А за ними должен быть обеспечен единый бизнес-процесс, куда включены все вовлечённые органы и уровни власти.
Этого, к сожалению, пока нет. Все услуги разрозненны, не увязаны между собой, по большей части не интегрированы с бюджетными и коммерческими услугами. Мы не можем пока обеспечить единый процесс – сквозной, бесшовный клиентский опыт.
В федеральном отраслевом законодательстве есть много норм, которые фактически делают невозможной цифровую трансформацию. Например, требование о выдаче только бумажного результата услуги. Соответственно, предоставление комплексных услуг по жизненным ситуациям онлайн, без участия чиновника, проактивно, по реестровой модели становится невозможным. Конечно, есть ряд регионов-лидеров. Среди них стоит выделить Москву, Московскую область, Петербург. Есть ряд нестоличных регионов, которые явно вырвались вперёд. Но большинство субъектов по объективным причинам серьёзно отстают. Это большая проблема.
Мы исходим из того, что каждый гражданин России вне зависимости от того, в каком регионе он живёт, имеет право и должен иметь возможность получать доступные и качественные цифровые услуги всех уровней власти и всей бюджетной сети. Сейчас у нас есть предпосылки совершить цифровой прорыв в сфере госуслуг. Указом Президента от 7 мая 2018 года определён вектор движения. В Послании Президента Федеральному Собранию поручено до 31 декабря 2020 года обеспечить возможность получения гражданами комплексных государственных и муниципальных услуг, сгруппированных по основным жизненным ситуациям. В рамках национальной программы «Цифровая экономика» утверждён федеральный проект «Цифровое государственное управление». Он предусматривает мероприятия, направленные на цифровую трансформацию системы государственного управления и, в частности, предоставления госуслуг. В федеральном бюджете при этом предусмотрены достаточные, на наш взгляд, ресурсы.
Работа уже ведётся. Мы определили 25 основных жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются граждане и бизнес, мы их называем суперсервисами. По нашим оценкам, они охватывают до 90% всех взаимодействий граждан и бизнеса с государством в различных сферах. Это социалка, бизнес, образование, здравоохранение, правоохрана и так далее. Именно суперсервисы должны обеспечить бесшовный клиентский путь, что называется, под ключ. Реализация суперсервисов уже начата, ведётся в командном режиме, с принципами agile в рамках рабочих групп, в состав которых входят представители федеральных, региональных органов власти, эксперты. Возглавляют суперсервисы заместители руководителей органов власти, а всего в этих рабочих группах задействовано более 200 человек. В составе каждой группы работают сотрудники «Ростелекома» и Сбербанка, за что хочу отдельно поблагодарить руководителей этих организаций. Именно эти сотрудники обеспечивают концептуальную и технологическую связанность предлагаемых решений.
Перечень рабочих групп по реализации суперсервисов и их руководители были утверждены на заседании президиума правительственной комиссии под председательством Максима Алексеевича Акимова. Каждый суперсервис состоит из взаимосвязанных государственных услуг (функций), услуг бюджетных учреждений, а также негосударственных сервисов, например банковских, страховых и прочих. Большинство суперсервисов при этом содержат региональную составляющую.
В июне на заседании президиума нашей цифровой комиссии мы планируем рассмотреть целевые состояния суперсервисов и утвердить уже «дорожные карты» по их реализации. Конечно, создание суперсервисов будет невозможным без системного изменения отраслевого законодательства и серьёзной доработки ключевых информационных систем. В целях выравнивания возможностей регионов мы разрабатываем платформенные решения, которые регионы смогут использовать. Это облачная платформа госуслуг, которая позволит регионам самостоятельно настраивать полный цикл оказания услуг, а также интегрировать с ней и свои решения, и коммерческие сервисы. Это цифровой профиль гражданина – в рамках единой системы идентификации и аутентификации. Это единая биометрическая система и облачная квалифицированная электронная подпись. И наконец, это единая среда государственных интернет-ресурсов в модели «одного окна», то, что мы называем «Госвеб».
Общий принцип взаимодействия с регионами здесь следующий. Создаются и развиваются федеральные платформы, с которыми интегрируются лучшие региональные решения. Мы должны сохранить, развивать и тиражировать лучшую региональную практику регионов-лидеров. При этом, конечно, нужно предоставить типовые решения регионам, у которых их нет (это, к сожалению, большинство регионов нашей страны). Таким образом, будет обеспечено выравнивание диспропорции в объёме и качестве предоставления доступных цифровых услуг и для граждан, и для бизнеса. Таким образом, у нас всё есть, и политические задачи поставлены, понимание целей и задач, финансовые ресурсы предусмотрены, но для достижения поставленных целей нужно реализовать, на наш взгляд, ещё несколько вещей.
Первое – нам нужно усилить координирующую роль Правительства и министерства. Нам необходимы полномочия по регулированию оборота данных и аудиту создаваемых информационных систем в целях обеспечения архитектурного и технологического единства. Нужно пересмотреть принципы разработки системы приложений, создав единую федеральную среду разработки, которую смогут также использовать и регионы, и муниципалитеты. Нужно иметь возможность утверждать базовые требования к цифровым услугам.
Второе – законодательство о госзакупках. Весь цикл от бюджетирования и планирования закупки до сдачи в эксплуатацию не соответствует современной практике разработки информсистем по оперативности и гибкости. Как следствие, зачастую создаваемые за бюджетные средства продукты оказываются явно неконкурентоспособными. Нам необходим особый порядок создания IT-систем в рамках госзаказа. Готовы участвовать в этой работе, помогая Минэкономразвития и Министерству финансов.
Третье. Во многих странах – лидерах цифровой трансформации создаются специализированные организации – центры компетенций. Широко известный пример сингапурской организации, которая называется GovTech. То же самое мы наблюдаем в российских регионах-лидерах. В Москве, в Московской области также существуют организации, которые занимаются обеспечением разработки систем электронного правительства. Этими организациями обеспечивается как разработка и мониторинг стандартов технологической архитектуры госинформсистем, так и непосредственная разработка и эксплуатация платформ цифрового государства. У нас эти функции сейчас полностью на аутсорсинге. Для динамичного движения вперёд нужны изменения в соответствии с лучшими практиками, в том числе мировыми. Мы с Максимом Алексеевичем и Минэкономразвития неоднократно обсуждали вопрос создания аналога российского GovTech, Дмитрий Анатольевич, будем готовы предложить оптимальные варианты организационно-правовой формы, механизмов финансирования и показателей эффективности такой структуры.
Д.Медведев:
Теперь
комментарии, добавления со стороны Министерства экономического развития. Максим
Станиславович (обращаясь к М.Орешкину),
пожалуйста.
М.Орешкин: Я более подробно скажу о мониторинге по оказанию услуг в электронной форме, который мы ведём с 2013 года. Здесь, действительно, главное – обращать внимание на проблемы, которые есть у нас. В половине случаев поданное заявление не рассматривается должным образом, в половине случаев на порталах нет необходимой информации об этих государственных услугах. Все эти красные зоны надо отрабатывать, закрывать. Мы доводим эту информацию до регионов, но, как сказал Константин Юрьевич, не все регионы способны самостоятельно эту тему вытянуть. И регионам, которые находятся в отстающем положении, надо максимально помогать.
Мы будем этот мониторинг развивать. Он был сформирован в 2013 году, построен на, что называется, ручном принципе. У нас по каждому региону люди заходят и проверяют, какая информация есть, как оказывается та или иная услуга. В дальнейшем мы будем больше переходить на автоматический анализ. На едином портале госуслуг и в СМЭВ очень большой объём информации, соответственно, автоматизация процесса оценки позволит более часто смотреть на проблемные зоны и предотвращать низкое качество услуг в электронной форме. Именно на это мы будем нацелены в ближайшее время.
Последнее, о чём я хотел сказать, – поддержать Константина Юрьевича в вопросе закупок в сфере IT. Надо понимать, что стандартные процедуры здесь не работают. Если идти по стандартной процедуре (попадание в бюджет, написание технического задания, заказ, конкурс и так далее), то к моменту, когда вся эта длинная процедура доходит до конца, то, что прописывалось, может быть уже не нужно. Поэтому в реальности мы видим, что успешные регионы и органы власти, которые хорошо двигаются по пути информатизации, просто всю эту компетенцию выращивают внутри себя. То есть отказываются от заказа, создают какие-то учреждения, которые обеспечивают именно то качество продукта, которое необходимо. По любой информационной системе надо осуществлять сотни изменений в год. Это невозможно делать в рамках стандартных процедур. Поэтому мы думаем о формировании новой формы заказа госуслуг: заказ не конкретного продукта, а заказ услуги по изменению систем в реальном времени. Именно над этим сейчас работаем, готовы с Минкомсвязью и Минфином всё это отрабатывать и представлять новые предложения.
А.Воробьёв:
Сегодня
мы постарались продемонстрировать Центр управления регионом, который работает
три месяца с небольшим, но очевиден эффект, и взаимодействие региональных и
федеральных органов власти даёт ощутимый результат.
Дмитрий Анатольевич, два года назад Вы посетили Центр содействия строительству – это наш проектный офис, который предполагал упрощение и цифровизацию всех процедур, связанных со стройкой. Наша задача была – сделать очень доступным, прозрачным оформление разрешений на строительство и всё, что сопутствует строительству новых заводов, фабрик, и мы понимали, что можем здесь рассчитывать на успех.
Сегодня наш ЦСС работает. У нас в 2018 году инвестиции в основной капитал (и в Москве, и у нас) растут, и экономика мегаполиса растёт более чем на 3%. Мы пошли дальше и все «задние парты», которые в министерствах существуют по обращению граждан, развернули. Мы поставили их на передний план. Центр управления регионом, который мы смогли сегодня продемонстрировать Вам и уважаемым коллегам, как раз рассчитан на то, чтобы информацию, поступающую из разных сфер – здравоохранения, образования, строительства, – максимально сделать доступной и удобной.
У нас это получается во многом потому, что есть подписанные соглашения с ключевыми федеральными ведомствами – МЧС, МВД, Минобороны, Роспотребнадзором, Росреестром, ФНС, – есть полное взаимодействие и обмен данными. Если бы этого не произошло, то мы бы спотыкались о разные барьеры и препоны.
Мы ГПЗУ раньше выдавали за 30 дней с боями, сейчас за 20 дней. Например, срок записи в детский сад у нас раньше был 30 дней, сейчас делаем за семь дней.
Но, конечно, есть куда стремиться, и мы дальше двигаемся. Как сейчас часто говорят, нужно делать электронную услугу end-to-end. То есть вообще не выходя из дома ты размещаешь заказ (например запись в школу), и тебе же приходит подтверждение на телефон, и не нужно ничего больше придумывать.
Мы подробно вместе с Максимом Алексеевичем (М.Акимовым), профильным министром, в рамках рабочей группы Государственного совета думали, какие ещё предложения можно озвучить сегодня, какие барьеры дополнительно убрать, чтобы упростить оказание государственных и муниципальных услуг. Несколько моментов я хотел бы осветить.
Первый – это электронная подпись. Она выдаётся на год, стоит 1,5 тыс. рублей. Далеко не каждое физическое лицо может за 1,5 тыс. рублей в год (в законе написано: за год) позволить себе электронную подпись. Во-вторых, Центробанк и Сбербанк сейчас включают биометрические данные, то есть и по голосу, и по изображению совершенно спокойно можно идентифицировать личность. Если бы можно было внести здесь соответствующие изменения, сделать биометрическую идентификацию, то мы бы сэкономили огромное количество времени. Мы говорим о производительности, это всё слагаемые роста производительности.
Ещё один важный момент – чтобы в МФЦ не приходили за результатом. Для этого требуется внести поправки в нормативную базу. Чтобы электронные документы котировались наравне с бумажными. И отказаться от предоставления бумажного варианта. Например, мы выдаём лицензии на продажу алкоголя или оказание услуг такси. В электронном виде ты можешь её подать, но обязательно должен прийти в МФЦ за бумагой. Вопрос: зачем? Если уж деньги подделывают, то и эту лицензию может подделать тот, кому это надо. Если бы мы могли перевести это в «цифру», то проверяющий, контролирующий орган мог бы совершенно спокойно с телефона посмотреть: вот адрес, есть лицензия на алкоголь, – торгуй. Или, например, путёвки, государственная социальная помощь. В законе прописана отдельная услуга – выдача путёвки. То есть человек должен найти время, прийти к оператору в МФЦ и взять бумажку, чтобы поехать в санаторий. Мне кажется, если бы мы немного эти законы поправили, то всё бы это в электронном виде приходило, и лишний раз не пришлось бы ходить в МФЦ, а количество окон, которое у нас каждый год нарастает, можно было бы переводить в электронный вид.
Важный вопрос, мы это тоже обсуждали с коллегами из федерального Правительства, – это доступ регионов к сведениям. Например, записываем ребёнка в детский сад или школу, но нельзя это сделать с телефона или компьютера, надо обязательно прийти к директору. У нас очереди были в этом году. 1,8 миллиона родителей должны прийти в школу, потому что нет доступа к единой базе, где зарегистрирован ребёнок. Если такой доступ открыть, то это всё происходило бы автоматически, к директору надо было бы приходить совершенно по другому поводу, разговаривать о качестве образования.
Или льготники. У нас 300 тысяч льготников, у Москвы около 1 миллиона, наверное, льготников. Каждые полгода льготник должен подтверждать, что у него доход не вырос. Но все эти данные есть в базе Пенсионного фонда. Если такую базу сделать доступной и на нашу платформу выложить, то это всё происходило бы автоматом. Как в роддоме: раньше достижением было, что в роддоме выдают свидетельство о рождении, сейчас мы с передовыми регионами выдаём уже восемь документов. Пока женщина лежит четыре дня (или максимум семь), мы стараемся выдать восемь документов. Там не все документы – оригиналы. Например, заявка на материнский капитал, ИНН, СНИЛС… Удобно, никуда ходить не надо. Не надо папу посылать во все организации, пока мама нянчится с ребёнком. Мне кажется, это были бы прорывные, серьёзные вещи.
И ещё один вопрос. В Татарстане, допустим, мы в своё время взяли платформу документооборота. То есть мы её сами не придумали, мы её купили. И сейчас документы в электронном виде все расписываем. И Москва, по-моему, тоже этим пользуется. Но у нас есть и свои платформы, которые уже зарекомендовали себя. Они летают просто, очень удобные. И если, Константин Юрьевич, федеральные органы власти будут свои платформы создавать, мы хотели бы вас просить, чтобы мы свои региональные интегрировали туда. Чтобы вы нас не заставляли бросить своё и перелопачивать, заходить на федеральную платформу. Этого риска особо не существует, но на всякий случай, Дмитрий Анатольевич, хотелось бы тоже попросить Вас пойти навстречу регионам, у которых есть рабочие эффективные платформы.
В целом у нас очень тесное взаимодействие со всеми подразделениями, и я хотел бы поблагодарить за это. Может быть, разговор начинается не совсем просто, но всегда заканчивается результативно.
<…>