В повестке: об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2018 год, проекты федеральных законов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Принятые решения
Начнём сегодняшнее заседание Правительства с блока финансово-бюджетных вопросов, они традиционные, но от этого не становятся менее важными. Сегодня обсудим итоги исполнения в прошлом году федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов – пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Рассмотрим финансирование и эффективность государственных программ, также внесём ряд поправок в текущий трёхлетний бюджет.
Повестка заседания
У нас начался очередной бюджетный цикл, мы готовим проект бюджета на 2020–2022 годы. Анализы результатов предыдущей работы позволяют более точно настроить бюджетную политику, в том числе для решения масштабных задач, которые связаны с национальными проектами, с реализацией майского указа Президента.
Участники заседания
-
PDF
135Kb
Список участников заседания Правительства, 23 мая 2019 года
Начнём с федерального бюджета за прошлый год. Подробнее доложит Антон Германович Силуанов. Я обозначу несколько ключевых моментов. Первое. Мы прошли финансовый год со стабильным и сбалансированным бюджетом – вопреки всякого рода ограничениям, санкциям. Выполнили социальные обязательства, добились некоторого ускорения экономического роста. Впервые за несколько лет получили бюджетный профицит, он составил существенную сумму – 2,6% ВВП. И что не менее важно, мы ожидаем сохранения положительного соотношения доходов и расходов и по итогам текущего года.
Ещё один показатель достигнут впервые. Так называемый ненефтегазовый дефицит опустился до рекордно низких шести с небольшим процентов от объёма валового внутреннего продукта. Напомню, на протяжении ряда лет он колебался в районе 10%, в позапрошлом году снизился где-то на 2% – до 8%. Это говорит о том, что наши усилия по снижению зависимости бюджета от нефти и газа дают определённый результат и стабильность бюджета растёт.
Доходы бюджета за прошлый год приблизились к 19,5 трлн рублей, что на полтриллиона больше, чем это было предусмотрено в прогнозе. Расходы по кассовому исполнению составили 16,7 трлн рублей. Государственный долг остаётся на низком уровне.
Второе. Основной причиной роста доходов, конечно, стала более благоприятная конъюнктура цен, прежде всего на сырьевые товары – нефть, газ. И доходы, которые не связаны с продажей углеводородов, что особенно отрадно, также выросли – на 306 млрд рублей. В результате их доля в общей сумме по-прежнему превышает 50-процентный рубеж, она составила 54%, несмотря на общий рост доходов.
Третье. Мы серьёзно продвинулись в оздоровлении региональных финансов, об этом мы с вами неоднократно говорили: на межбюджетные трансферты пришлось более 12% всех расходов федерального бюджета. Благодаря этому бюджеты регионов были исполнены с профицитом в более чем 510 млрд рублей. Сокращается их государственный долг – чуть меньше чем на 5%.
Об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Доходы фондов росли. Это позволило обеспечить необходимый уровень социальной защиты, в том числе оказывать бесплатную гарантированную медицинскую помощь, выплачивать больничные и пособия. С 1 января прошлого года страховые пенсии были проиндексированы на 3,7%, это выше инфляции. С 1 апреля на 2,9% проиндексированы социальные пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и другие выплаты. С 1 февраля на 2,5% увеличены ежемесячные денежные выплаты инвалидам, ветеранам и некоторым другим категориям.
О госпрограммах. Министерство экономического развития подготовило сводный годовой доклад на эту тему. В прошлом году у нас действовало 40 государственных программ. Объём их финансирования из федерального бюджета достиг почти 9 трлн рублей. По итогам года эта сумма была израсходована практически полностью (на 96%). Освоение средств из всех источников тоже приличную цифру превзошло.
В целом качество исполнения государственных программ повысилось. Более чем три четверти запланированных показателей были достигнуты, почти 78%. Высокоэффективной можно назвать работу по 15 программам, ещё 15 – несколько выше среднего уровня. По остальным результаты хуже: страдает либо кассовое исполнение, либо не все показатели достигнуты, либо есть пробелы в работе исполнителя. Поэтому этим нужно будет заниматься в этом году.
Рассмотрим изменения в действующий федеральный бюджет, поправки подготовлены с учётом его исполнения за первые четыре месяца на основе оценок макроэкономических показателей за весь текущий год. Предлагается увеличить общий объём доходов более чем на 200 млрд рублей. При этом нефтегазовые доходы будут ниже, чем ожидалось, почти на 60 млрд рублей, а доходы, не связанные с экспортом нефти и газа, заметно вырастут – более чем кз на 260 млрд рублей. Эти дополнительные доходы в свою очередь позволяют, в силу существующих бюджетных правил, увеличить расходную часть бюджета на 256,5 млрд рублей. При этом федеральный бюджет всё равно остаётся профицитным, как мы и договаривались. Такова бюджетная история.
Ещё один документ, который мы рассмотрим, –
законопроект, направленный на поддержку семей с детьми. Речь идёт о ежемесячных выплатах в связи с рождением
первого и второго ребёнка. Напомню, что сейчас
их получают семьи, чьи доходы не превышают 1,5 прожиточного минимума на одного человека. В послании Президента было
дано поручение поднять эту планку до двух
прожиточных минимумов в регионе. С 1 января
следующего года такие изменения в законодательство подготовлены, они позволят значительно увеличить число семей,
которые могут дополнительно получить помощь от государства:
почти 360 тысяч семей в связи с рождением первого ребёнка и ещё 410 тысяч – в связи с рождением второго.
В повестке дня – законопроект о продлении сроков дачной амнистии. Напомню, эту тему я обсуждал с депутатами, когда встречался перед отчётом, и во время самого отчёта этот вопрос был задан. Мы договорились сделать максимально удобным для людей процесс оформления прав на дома, которые они ранее построили на садовых участках, будь это летняя дача, садовый дом или капитальный жилой дом, в котором можно жить круглый год. Подготовлен законопроект, которым мы продлеваем до 1 марта следующего года срок упрощённой регистрации прав на такое жильё. То есть людям пока не нужно направлять уведомления, нужно просто этим периодом воспользоваться.
Есть несколько других законопроектов, они касаются квотирования выбросов в атмосферу в рамках реализации проекта «Чистый воздух» в составе национального проекта «Экология». Этот эксперимент начинается в 12 городах. Целый ряд решений предусматривает необходимые меры по исполнению поручений Президента и моих поручений. Я неделю назад на эту тему собирал коллег. В порядке исполнения того, что не было сделано, сегодня несколько решений тоже принимается.
Мы также распределяем деньги в региональные бюджеты, некоторые другие решения тоже сегодня с вами примем.
Начнём с закона об исполнении федерального бюджета.