Об итогах деятельности министерства в 2018 году и задачах на 2019 год.
Доклад Максима Орешкина об итогах деятельности министерства в 2018 году и задачах на 2019 год
Из стенограммы:
Д.Медведев: Добрый день, коллеги!
Мы встречаемся на коллегии. Причём она проходит не так, как это было раньше, а в здании Правительства. Не знаю, хороший это знак для Министерства экономического развития или нет. Во всяком случае, повышается уровень работы.
Обычно на коллегии мы подводим итоги и говорим о задачах. Естественно, в более подробном варианте это сделает министр. Я несколько слов скажу о том, что было сделано, и о том, что предстоит, на чём нужно сконцентрироваться.
Министерство понимает, какие важные функции в настоящий момент на него возложены, и оперативно подготовило один из определяющих документов – Основные направления деятельности Правительства, которые мы будем использовать в течение ближайшего времени. Они раскрывают ход работы над национальными целями развития.
Ретроспектива
-
Расширенная коллегия Министерства экономического развития, 28 марта 2018 года
-
Расширенная коллегия Министерства экономического развития, 24 апреля 2017 года
-
Расширенная коллегия Министерства экономического развития, 26 апреля 2016 года
-
Расширенная коллегия Министерства экономического развития, 24 апреля 2015 года
-
Расширенная коллегия Министерства экономического развития, 18 апреля 2014 года
По инструментам для их реализации: были приняты государственные программы, утверждены национальные проекты – чем, собственно, тоже занималось Министерство экономического развития в течение прошлого года. Тем более что выполнение нескольких из них является напрямую задачей самого министерства.
Прежде всего я говорю о такой интегральной задаче, как темпы роста экономики России и вхождение её в пятерку крупнейших экономик мира.
Здесь простых решений нет. Очень многие вещи уже неоднократно обозначались. Наверное, и в том, что я скажу, нет ничего принципиально нового. Тем не менее мы должны чётко понимать основные задачи, основные направления деятельности на ближайшие годы.
Ещё несколько лет назад слово «кризис» было рефреном, регулярно звучало в выступлениях и аналитиков, и экономистов, и финансистов, и, конечно, министров. Сегодня об этом практически не говорят, эти слова исчезли из актуальной экономической лексики. На смену им пришли дискуссии на тему создания условий для устойчивого экономического роста – выше тех 2% с небольшим, которых мы добились в прошлом году. И на фоне определённого замедления в I квартале этого года. Тем более что нам нужно более 3% для вхождения в пятёрку крупнейших экономик.
Ещё раз подчеркну то, что вы и так очень хорошо знаете. Базовые макроэкономические условия для этого созданы. И я считаю, что это прямой результат нашей общей работы, и хороший результат. Инфляция низкая и стабильная. В начале года некоторое ускорение было, как мы и предполагали. Но сейчас есть основания считать, что мы возвращаемся к целевому уровню, что само по себе является важнейшим условием для решения задач по экономическому росту.
Если говорить о социальной стороне, то безработица – на рекордно низком уровне, и это тоже очень хороший результат, которым мы по праву можем если не гордиться, то во всяком случае считать его исключительно важной предпосылкой развития страны. Эти позиции надо обязательно сохранять. Так что база неплохая. Но в том, что делать и как делать, – есть самые разные тренды для развития этих процессов.
По поводу инвестиций – это первое. В ближайшие пять лет только на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры мы планируем более 11 трлн рублей. Это и бюджетные деньги, и деньги в формате ГЧП. Пример эффективности здесь должны показывать именно государственные компании, естественно, инфраструктурные монополии. Эту работу министерство должно продолжать. Эффективность инвестиций в значительной степени зависит ещё от одной задачи, которой вы занимаетесь, я имею в виду национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». В этом году надо вовлечь в этот эксперимент, который мы проводим, гораздо больше регионов и предприятий. Для повышения инвестиционной активности в целом мы создаём инструменты по привлечению частных денег в крупные проекты, механизмы государственной поддержки. Реализуем план по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению их доли до 25% валового внутреннего продукта, который направлен на качественный сдвиг в инвестиционной активности от добывающих отраслей к сегментам новой экономики.
Работу в рамках плана надо продолжать. Конечно, эту работу надо делать более быстро, в том числе по поиску новых решений, чтобы подстегнуть инвестиционную активность. Минэкономразвития здесь должно оставаться основным катализатором этого процесса, отслеживать качественное выполнение всех элементов плана. План – это мероприятия по улучшению условий ведения бизнеса, а именно – создание стабильных налоговых условий в целом (здесь все решения нами приняты) и для малого и среднего бизнеса, в частности, предсказуемого тарифного регулирования, стимулирование конкуренции, снижение доли государства в экономике и повышение эффективности государственного сектора, привлечение частных инвестиций в инфраструктурные объекты.
Мы запустили механизм «Трансформация делового климата». Здесь усилия всем хорошо известны, есть результаты по поводу повышения наших рейтингов. При этом новый механизм выходит далеко за пределы этого рейтинга и должен охватить все ключевые сферы, с которыми сталкивается бизнес. Здесь важно оборотов не сбавлять и занимать активную позицию в поддержке интересов бизнес-сообщества.
Мы запустили национальный проект по поддержке малого и среднего бизнеса, за который отвечает непосредственно ваше министерство. Он должен помочь предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла развития его бизнеса: от появления идеи до регистрации, получения доступного финансирования и далее – выхода на экспорт.
Наша задача – создать возможности для того, чтобы и деньги зарабатывали все, кто в этом принимает участие (я имею в виду бизнес), и государственная поддержка тоже была адекватной. Этому способствует новая программа льготного кредитования по ставке, не превышающей 8,5%. По итогам первого отбора в программе участвуют почти 70 банков, включая небольшие региональные банки. Раньше их было всего 15.
Этот механизм дополнил уже работающую с крупными проектами фабрику проектного финансирования, которая была разработана министерством и запущена на базе института развития – ВЭБа.
Важным этапом является также запуск в пилотных регионах специального налогового режима для самозанятых. С учётом результатов эксперимента налоговый режим должен быть, естественно, введён потом для всех регионов страны.
И особый акцент хотел бы сделать на экспортной активности малых и средних предприятий. Ещё пять лет назад их число не превышало 10–15 тыс. По итогам прошлого года из этого контингента предприятий экспортёрами стали почти 50 тысяч малых и средних предпринимателей. Это само по себе, конечно, не может не радовать.
Отдельное направление в рамках работы по повышению бизнес-активности – это рационализация системы контроля и надзора.
Мы пошли на достаточно радикальные шаги в этой сфере. Количество обязательных требований (по тем решениям, которые приняты) должно быть радикально, в разы снижено, принципы их установления – измениться. Для этого запускается известный механизм по отсечению всего того, что нам не нужно. Буквально неделю назад об этом говорили на юридическом форуме в Петербурге.
Ещё одна тема – обеспечение необходимых темпов роста экономики и развитие конкурентной среды. Это ещё одна задача, в том числе для Минэкономразвития. Надо продолжить формирование современного нормативного регулирования в этой части. Речь идёт о законодательном ограничении присутствия государства на конкурентных рынках, в частности, на создание там унитарных предприятий и иных компаний, непосредственно контролируемых государством. Здесь важны конкретные механизмы качественных изменений в электронных торгах при продаже приватизируемого имущества и работа по обеспечению равного и бесплатного доступа для участия в этих торгах. И её нужно, конечно, продолжить.
Работа по улучшению деловой среды и повышению инвестиционной активности должна быть развёрнута прежде всего в регионах, в том числе в рамках Стратегии пространственного развития. Выполнение этой стратегии в большей степени зависит от региональных властей, но это не значит, что федеральная власть здесь должна просто наблюдать за тем, что происходит в регионах. С другой стороны, мы понимаем, что есть ряд принципиальных моментов, за которыми нужно следить.
Мы уже утвердили единый план достижения национальных целей развития. Я давал поручение до 1 июня завершить разработку и согласование основных инструментов. Времени осталось немного. Просил бы это всё ускорить.
Теперь нам нужно выстроить эффективную систему мониторинга выполнения национальных целей развития как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Для этого в кратчайшие сроки нужно завершить пересмотр системы ключевых показателей эффективности, которые заложены в госпрограммах. И здесь Минэкономразвития как орган, который отвечает за сопровождение этих программ, за выстраивание стратегического планирования, должно сыграть ключевую роль.
Это же касается и системы этих коэффициентов исполнения решений для тех, кто этим занимается, то есть для властей регионов. У нас есть соответствующий указ Президента. До 1 июня должна быть разработана методика расчёта показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов. Эта оценка, конечно, должна быть реальной, отражать эффективность действий власти. Я просил бы тоже интенсифицировать эту работу.
Вы на этой неделе встречались, обсуждали под руководством министра ускоренное социально-экономическое развитие Республики Тыва. Это стало первым мероприятием в рамках нового механизма кураторства регионов. За министерством здесь сохраняется задача формирования методологии и обеспечения работы всего механизма регионального развития.
Оценивать работу и по национальным проектам, и, конечно, в целом по экономическому развитию страны невозможно без качественной статистической информации. Я уже эту тему затрагивал и в ходе отчёта Правительства в Государственной Думе. Сегодня нам нужны принципиально другие подходы к сбору статистической информации. Тем более что современные технологии – все это отлично знают – позволяют это сделать гораздо более надёжно и оперативно, чем было раньше. Надо расширить охват статистическим наблюдением различных сфер экономики – и традиционной экономики, так сказать, и вновь формируемых экономических сегментов, таких как цифровая экономика. Всё это нужно сделать, и сделать в самое ближайшее время.
Ещё одна тема, которую хочу обозначить, – это интеграция в мировую торговлю. Даже несмотря на санкции и всякого рода ограничения, мы, конечно, не идём по пути закрытости экономики. Нам нужно выстраивать глобальные цепочки добавленной стоимости, искать новые рынки, более активно работать с нашими соседями в рамках Евразийского союза. При этом учитывать, что сегодня структура международной торговли стремительно меняется. Спросом пользуются не просто товары, а товары с предоставлением услуг, которые могут сопровождать этот товар на протяжении всей его жизни. Причём зачастую эти дополнительные услуги и формируют основную добавленную стоимость. Именно эта добавленная стоимость и должна быть ключевой целью всей внешнеэкономической деятельности.
Уважаемые коллеги! Министерство выполняет очень широкий круг задач. Среди них нет ни одной второстепенной. Если даже просто перечислить органы, которые находятся под министерством, координируются министерством, само по себе перечисление займёт значительное время. Я уверен, что вы все хорошо свои задачи понимаете. Надеюсь, что министерство, укреплённое новыми людьми, и которое работает теперь в новом здании, сможет наладить очень серьёзную, консолидированную работу с другими ведомствами в сфере экономики.
Хочу вас поблагодарить за работу в прошлом году и пожелать вам успехов в году нынешнем.
М.Орешкин: Многие обратили внимание, что в этом году мы решили провести самую быструю коллегию в истории Минэкономразвития. Это связано с тем, что в нашей работе мы стараемся отходить от стандартных шаблонов и действовать неординарно. Без этого таких проектов, как «Специальные административные районы» или «Правовые песочницы цифровой экономики», не существовало бы.
В своём выступлении, Дмитрий Анатольевич, Вы отметили важность работы на региональном уровне. В понедельник я по Вашему поручению во главе большой делегации посетил Республику Тыва, где мы провели комплексное обсуждение проблематики региона: от реализации инвестиционных проектов до программ здравоохранения и образования.
Два указа Президента, майский (от прошлого года) и апрельский, по оценке эффективности деятельности исполнительной власти субъектов – вместе задают высокую планку по социально-экономическому развитию регионов. Установлены целевые показатели по привлечению инвестиций, созданию рабочих мест, повышению продолжительности жизни, снижению уровня бедности. Понятно, что необходимо не просто ставить задачи регионам, а совместно с ними вырабатывать и находить пути их решения.
Наша поездка подтвердила два хорошо известных факта. Первый: развитие страны – это развитие регионов. Развитие как таковое всегда начинается с микроуровня, который складывается в макро-, а никак не наоборот. Второй факт – то, что для решения даже глобальных задач всегда важно глубоко, до деталей изучать проблематику на местности. Хочу поблагодарить Министерство сельского хозяйства за эту поездку в Тыву, первый замминистра проехал 1,5 тыс. км по республике, встречался с местным населением и был готов предлагать конкретные решения для развития сельского хозяйства.
В целом механизм кураторства, который Вы предложили для регионов с непростой экономической ситуацией, показывает свою эффективность. За короткий период позволяет детально рассмотреть все проблемы региона с глубоким в них погружением и найти решения, которые не всегда возможно сформировать из центра. Свои предложения по организации работы этого нового механизма я представлю Вам в ближайшее время.
Сегодня в зале присутствуют губернаторы, наши коллеги из субъектов Федерации. Ещё раз скажу, что работа с регионами для нас имеет решающее значение, мы будем продолжать эту работу как в рамках механизма Госсовета, так и в рамках индивидуальной работы по каждому региону. Если говорить о ситуации в экономике в целом, то у нас экономический рост продолжается уже 12 кварталов подряд, в 2018 году он достиг 2,3%. Очевидно, что модель экономического роста, которая может обеспечить показатель на уровне 3% и выше, пока ещё окончательно не сформирована.
Если говорить про краткосрочные тренды, то они пока не выглядят позитивно: у нас в I квартале рост минимальный с конца 2017 года – 0,5%. Но здесь, конечно, очевидно, что это замедление не носит системного характера: отклонение от трендов вызвано разовыми факторами. Причины понятны. Главная из них – это слабость конечного спроса на фоне синхронного ужесточения налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. У нас произошло повышение НДС при отложенных бюджетных расходах, и это совпало с повышением ключевой ставки Банка России.
Слабость спроса видна во многих направлениях, проявляется и в динамике инфляции. Вчера у нас инфляция опустилась уже ниже 5,1%. Можно сказать, что эффект от повышения НДС действительно носил разовый характер. Прогнозы в конце прошлого года были пессимистичные, некоторые оценки были – 5,5–6% к концу I квартала. У нас цифра, близкая к 5. Сейчас наша команда прогнозистов не исключает, что по итогам года инфляция может опуститься даже ниже уровня 4% при оптимистичном сценарии. Эта ситуация, конечно, говорит о том, что есть необходимость стимулирования совокупного спроса.
Однако для того, чтобы добиться устойчивых высоких темпов экономического роста, этого недостаточно. И здесь, как Вы отметили в своём выступлении, главная, ключевая задача – повышение инвестиционной активности и качества инвестиций. У нас действительно два года подряд уже темпы роста инвестиций превышают 4% в год. Но этого недостаточно, чтобы выйти на более высокую траекторию. И эту проблему необходимо рассматривать как со стороны спроса, так и со стороны предложения.
Если говорить о структурных мерах на стороне предложения, то первое и главное здесь – работа по снижению административных барьеров, дебюрократизации экономики, повышению предсказуемости и качества российской юрисдикции.
Сюда относится успешно стартовавшая реализация нового механизма «Трансформация делового климата». Идёт работа по совершенствованию российской юрисдикции – у нас 10 компаний уже зарегистрированы во вновь образованных специальных административных районах, причём последняя волна – это уже крупные компании, которые приходят и регистрируются. Идёт обсуждение поправок в корпоративное законодательство, законодательство по цифровой экономике. Активно ведётся работа по внедрению принципов долгосрочного регулирования там, где это возможно.
Ключевая история здесь, конечно же, контроль, надзор, «регуляторная гильотина». Успешная реализация этой идеи позволит очень серьёзно уменьшить административную нагрузку на бизнес.
Второе
направление – это настройка отраслевого регулирования. У нас есть установленные
Вами показатели инвестиционной активности по отдельным направлениям. Сейчас мы
с каждым ведомством отрабатываем, какие регуляторные решения в первую очередь
нужно принять для того, чтобы открыть инвестиционный процесс и вывести его на
более высокий уровень. Обсуждается изменение налогообложения газохимической отрасли
и создание условий для развития сетей 5G, настройка механизмов ГЧП и
концессий, регуляторика работы центров обработки данных и целый ряд других
решений, в том числе в рамках таких сфер, как туризм (управление отраслью
перешло к нашему ведомству в конце прошлого года).
Третье направление – обеспечение справедливой конкуренции. В первую очередь здесь речь идёт о создании условий для активного развития малых и средних частных предприятий. У нас на эту задачу ориентирован целый национальный проект, по которому ведётся активная работа. Постоянно докладываем и подробно рассказываем, что здесь делается.
Четвёртое направление – повышение результативности бюджетных программ и инвестиций компаний с госучастием. Сюда относится внедрение уникальной методики оценки социально-экономических эффектов, что сделано впервые, оценка влияния мероприятий госпрограмм на национальные цели развития, механизм эталонных расходов для оценки эффективности разных секторов экономики – от сферы ЖКХ до социальной сферы.
Это направления на стороне предложения, но опыт многих стран мира демонстрирует, что структурные меры необходимы как на стороне предложения, так и на стороне спроса. Здесь два ключевых элемента.
Первое – структура расходов государственного сектора. Здесь главное событие (Вы о нём сказали) – принятие комплексного плана развития инфраструктуры. Большой объём инвестиций, который меняет структуру расходов в пользу расходов инвестиционного характера. Главное – этот тренд на увеличение доли инвестиционных расходов в бюджете не потерять. Ведь инвестиции в инфраструктуру, которые совершаются сейчас, – это возможность направить на социальные цели средства в будущем в гораздо большем объёме.
Второе направление, самое важное, – структура частных расходов. Здесь есть три ключевые проблемы: структура прибыли в нашей экономике, наличие долгосрочных сбережений домохозяйств и структура кредитной активности банков.
Первый элемент – структура прибыли. У нас, к сожалению, с точки зрения среднесрочного и долгосрочного развития сейчас сложилась ситуация, когда прибыль сосредоточена в одних секторах, в первую очередь в нефтегазовой отрасли и металлургии, а активный рост инвестиций требуется совсем в других: в обрабатывающей промышленности, в новых технологиях, сфере услуг. Пока у нас эффективного перетока инвестиционного ресурса между секторами не происходит. Здесь ключевой вопрос – это эффективность финансовых рынков, защита прав собственности и наличие или отсутствие мотивации у конкретных акционеров этих активов.
Второй элемент – это долгосрочные сбережения домохозяйств. Здесь ключевой акцент необходимо делать на развитии таких инструментов, как накопительное страхование жизни и индивидуальный пенсионный капитал. И главное – ставить задачи выхода на объём ежегодных накоплений, который будет измеряться процентами от ВВП.
Третий элемент, которого я хотел бы коснуться, структура кредита. По итогам прошлого года показатель задолженности населения по потребительскому кредитованию вырос на 1,5 трлн рублей. Как известно, это наиболее проинфляционный тип кредитования. Макроэкономисты прекрасно понимают, что именно такая активность в этом секторе привела к усилению инфляционного давления в прошлом году и де-факто вытеснила из структуры кредитования соответствующие объёмы корпоративного и ипотечного кредита. Именно потребительский кредит стал главной сферой кредитования. Что касается объёмов корпоративного кредита и ипотечного кредита, прирост портфеля здесь в прошлом году оказался меньше. Если посмотреть на динамику этого года, то по апрелю мы видим по ипотеке сокращение её выдачи к уровню прошлого года. Это прямая реакция на динамику процентных ставок, которую мы имели в конце прошлого – начале этого года. Заканчивая разговор о потребительском кредите: здесь помимо чисто экономического негативного влияния большое количество социальных проблем. В прошлом году делались разные заявления по поводу динамики потребительского кредитования, но весь прошлый год потребительское кредитование только ускорялось. Его темпы превышают существенно 20%, что гораздо выше темпов роста доходов населения.
Бóльшая часть вопросов, о которых я сейчас упомянул, заложена в План по повышению инвестиционной активности, он был утверждён Вами в прошлом году. К сожалению, ряд мероприятий исполнители пытаются выполнить формально, поэтому продолжаем активный контроль за исполнением плана. В ближайшее время внесём в Правительство уточнённую версию, в которую войдут дополнительные предложения по системным мерам. Но в первую очередь там будут предложения по изменению отраслевого регулирования, которые будут направлены на то, чтобы ведомства смогли достичь КПЭ по инвестициям, которые перед ними поставлены.
Для достижения национальной цели развития по темпам экономического роста только работы по повышению инвестиционной активности недостаточно. Я кратко остановлюсь на трёх направлениях.
Первое – это рынок труда и миграция. Если взглянуть на отчёт Росстата за прошлый год, то можно увидеть, что численность населения в трудоспособном возрасте сократилось за год на 900 тысяч человек. Это является серьёзным фактором, сдерживающим экономическую активность. Поэтому реализация мер, с одной стороны, по снижению уровня безработицы в нашей стране, с другой стороны, по усилению миграционного притока – это важный элемент общего пакета действий.
Мы активно в прошлом году и в начале этого года разрабатывали предложения по стимулированию качественной миграции. Они вошли в план правительственных мероприятий по реализации концепции государственной миграционной политики. Реализовывать эти меры надо максимально быстро, потому что мы видим, например, что по итогам 2018 года миграционный приток составил 125 тысяч человек, а в 2017 году существенно больше – 212 тысяч.
Второе направление – это производительность труда и управление. Понятно, что ключевой фактор роста производительности труда – это инвестиции и внедрение новых технологий. Однако реализуемый нами национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» демонстрирует возможность достижения позитивного эффекта (и на большей части предприятий мы получили рост производительности больше чем на 10%) только за счёт управленческих и организационных решений.
Более того, если глубоко погружаться в проект, приезжать на эти конкретные предприятия, изучать, что там происходит, то можно увидеть, что есть важный социокультурный эффект. Растёт вовлечённость работников в деятельность своей организации, меняется модель поведения. Всю эту тематику мы более подробно будем обсуждать в июле в Нижнем Новгороде на втором форуме «Производительность 360».
Третий элемент – это развитие внешнеэкономической деятельности. По Вашему поручению, Дмитрий Анатольевич, мы подготовили и внесли в Правительство проект новой стратегии внешнеэкономической деятельности. Главная задача (она там единственная, которую мы предлагаем зафиксировать) – это увеличение и создание добавленной стоимости на территории нашей страны.
С учётом текущей торгово-экономической ситуации для России здесь представляется оптимальным комплексное сочетание трёх ключевых элементов.
Первое, на фоне дефицита рабочей силы, – это концентрация внутри страны в первую очередь на этапах производства с высокой добавленной стоимостью и низкими трудозатратами. Нужно постепенно отказываться от трудоёмких этапов производств с низкой добавленной стоимостью и вовлекать другие страны, в первую очередь наших соседей, где и предложение рабочей силы больше, и стоимость труда ниже, выстраивать вместе с ними цепочки формирования добавленной стоимости.
Во-вторых, в целях повышения производительности труда и эффективности российских компаний создавать условия для привлечения и внедрения передовых технологий, ноу-хау, в том числе лучших управленческих практик.
И третье, наверное, самое главное, – это расширение рынка, причём не только для товаров и услуг, но и для наших цифровых решений, в том числе в сфере государственного управления, и рынка зоны активной работы российских инвестиций. Это подразумевает активную работу по интеграционным процессам в рамках Союзного государства России и Белоруссии, ЕАЭС, СНГ и, конечно, взаимовыгодное сотрудничество с другими странами и объединениями по всему миру.
Очевидно, что в условиях растущего в мире протекционизма Россия должна использовать все доступные механизмы для защиты собственных интересов. Нам в целом это удаётся, о чём свидетельствует ряд убедительных побед, в том числе в рамках ВТО, которые Россия одержала за последний год. Здесь очень хочу поблагодарить коллег за активную и качественную работу.
И инвестиции, и динамика занятости, и повышение производительности труда, и развитие внешнеэкономической деятельности – это всё элементы достижения национальной цели развития – выхода российской экономики по её размеру на пятое место в мире. Такая же детальная работа сейчас ведётся и по остальным целям развития. И именно на достижение национальных целей развития необходимо ориентировать всю систему стратегического планирования. Единый план достижения национальных целей, который утверждён Вами, – здесь ключевой, базовый документ.
В этой области у министерства, я считаю, две ключевые задачи.
В настоящее время уже выстроена система мониторинга достижения национальных целей. Министерство держит руку на пульсе того, как реализуются эти задачи, и обеспечивает Правительство качественным анализом рисков и конструктивными предложениями. Де-факто система стратегического анализа и контроля в итоге должна стать сквозным элементом принятия решений в рамках и национальных проектов, и государственных программ.
Что касается государственных программ, этот вопрос сегодня обсуждался на заседании Правительства. Сами госпрограммы должны тоже измениться, они должны стать базовым элементом деятельности, быть полностью нацеленными на достижение национальных целей развития. Наши предложения по необходимым изменениям, о которых я сегодня докладывал, будут представлены в Правительство в ближайшее время.
В своём выступлении я коснулся в основном только четырёх магистральных тем министерства: стратегического планирования, инвестиций, регионального развития и внешнеэкономической деятельности. Как Вы отметили, повестка министерства очень широка. У нас, если посмотреть, министерство находится в сфере ведения практически всех вице-премьеров российского Правительства. Мы по разным своим полномочиям работаем практически с каждым вице-премьером. Поэтому детально о каждом направлении, к сожалению, рассказать не удастся. Но хотел отметить то, что очень важно: за каждым проектом, каждым изменением, инициатором которого становится наш коллектив, стоят неравнодушные люди, которые хотят делать мир лучше. Поэтому здесь и моя задача в том числе – создавать условия для того, чтобы эти изменения реализовывались.
В конце своего выступления хотел бы Вас поблагодарить, Дмитрий Анатольевич, за то, что Вы всегда поддерживаете наши даже самые смелые инициативы. Очевидно, что без Вашей поддержки, например, такой проект, как переезд министерства в «Москву-Сити», был бы просто невозможен. Стоит отметить, что от получения Вашего одобрения до въезда в новые, свежеотремонтированные здания у нас прошло всего полтора года. Будем стараться, чтобы все поставленные Вами задачи мы решали так же чётко, быстро и эффективно.
Д.Медведев: Надо отметить, что переезд министерства в новое здание – это проект, который с блеском удался министерству. Мы вправе рассчитывать действительно на то, что и другие проекты будут столь же успешными.
Но, сидя в этом зале, я поймал себя на мысли, что в известной степени то, как сейчас проходит коллегия, и то, как работает министерство, отражает общую ситуацию в нашей экономике. С одной стороны, вы работаете в новом офисе, по новым законам – и это как бы новый сегмент нашей экономики, это новая российская экономика. С другой стороны, мы коллегию проводим в зале, где ещё довольно устойчивый запах госплана. Надо признать, что это тоже часть нашей экономической жизни. И как в таких условиях проводить взвешенный экономический курс, добиваться национальных целей – это действительно отдельное искусство, а с другой стороны – набор технологий, которыми, я надеюсь, министерство (под руководством Максима Станиславовича как министра) в очень хорошей форме сможет овладеть.