Межведомственная рабочая группа по подготовке нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – новый Кодекс) образована в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года №631-р. В её состав, в частности, вошли представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы, Совета Федерации, Верховного Суда, научного сообщества.
На очередном заседании представлены три из шести разделов концепции нового Кодекса, подготовленные по итогам проработки в соответствующих профильных подгруппах: раздел 1 (Введение), 2 (Общие положения) и 5 (Производство по делам об административных правонарушениях), а также подраздел, посвящённый правовой помощи по делам об административных правонарушениях.
Представленная часть проекта концепции базируется на результатах работы профильных подгрупп, проведённой на площадке Минюста России с учётом научных изысканий Института проблем административно-правового регулирования НИУ «Высшая школа экономики».
Раздел 1 (Введение) отражает обоснование необходимости комплексного подхода к пересмотру действующего законодательства об административных правонарушениях и подготовке нового Кодекса. В частности, указывается на необходимость синхронизации работы по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях с реформированием отраслевого законодательства в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.
В разделе 2 (Общие положения) речь идёт о понятии, принципах и субъектах административной ответственности, возрасте привлечения к административной ответственности, административном наказании и его назначении, сроках давности привлечения к такой ответственности, разграничении федеральных и региональных полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, порядке и процедуре внесения изменений в законодательные акты об административных правонарушениях. Новеллами для Кодекса могут стать институты освобождения от административной ответственности и наказания, замены такого наказания, отсрочки, рассрочки и его приостановления, а также приостановления течения сроков давности.
Раздел 5 концепции посвящен производству по делам об административных правонарушениях на всех его стадиях. Особое внимание уделено тщательной регламентации порядка возбуждения таких дел, их рассмотрения и пересмотра.
В ходе заседания также обсуждена тема включения в концепцию нового Кодекса вопросов правовой помощи и представительства по делам об административных правонарушениях, предварительно проработанная Минюстом России. Отмечено, что для защиты прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административном правонарушении, по которым предусмотрена возможность назначения наказания в виде административного ареста, должно быть предусмотрено обязательное участие адвоката для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 Конституции Российской Федерации. По итогам обсуждения признано целесообразным проработать вопросы возможных дополнительных бюджетных расходов при назначении адвоката в случаях его отсутствия у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, когда участие адвоката в деле является обязательным.
На заседании межведомственной рабочей группы также состоялся обстоятельный обмен мнениями о возрастных критериях привлечения к административной ответственности по отдельным составам административных правонарушений. Отмечено, что эта проблема носит дискуссионный характер, требует всестороннего обсуждения, которое не следует привязывать к срокам подготовки концепции нового кодекса.