Д.Медведев: «В прошлом году ВВП в целом в союзе увеличился на 2,5%. С третьими странами товарооборот вырос на 19%, объём взаимной торговли между странами-участницами – более чем на 9% за счёт роста объёма перемещаемых товаров. Есть положительная динамика и в промышленном производстве – порядка 3% прирост».
Выступление Дмитрия Медведева на заседании Евразийского межправительственного совета
Документы, подписанные по итогам заседания
Список глав делегаций, принимающих участие в заседании Евразийского межправительственного совета:
Премьер-министр Республики Армения Никол Воваевич Пашинян
Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев
Премьер-министр Республики Белоруссия Сергей Николаевич Румас
Премьер-министр Республики Казахстан Аскар
Узакпаевич Мамин
Премьер-министр Киргизской Республики Мухаммедкалый Дуйшекеевич Абылгазиев
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Суренович Саркисян
Выступление Дмитрия Медведева на заседании Евразийского межправительственного совета:
Добрый день, уважаемые коллеги! Никол Воваевич, приветствуем Вас как Председателя. И ещё раз приветствую также всех, кто собрался в расширенном составе.
Хочу присоединиться к словам благодарности, которые прозвучали в адрес наших армянских коллег, за тёплый приём, хорошую организацию нашего мероприятия, добрую атмосферу и за прекрасную погоду, конечно.
В заседании нашего совета впервые участвует новый Премьер-министр Казахстана Аскар Узакпаевич Мамин. Мы его знаем как члена Совета Комиссии. Он глубоко погружён в тематику интеграции. Желаем Вам дальнейших успехов и в новой должности.
Также хочу присоединиться к поздравлениям, которые здесь прозвучали, по случаю наступающих праздников, прежде всего Дня Великой Победы, который отмечается в наших странах.
Пользуясь случаем, хотел бы сказать несколько слов благодарности в адрес первого Президента Казахстана. Именно Нурсултан Абишевич Назарбаев ещё в 1994 году высказал идею интеграции в том виде, в котором мы её сейчас реализуем. Я с ним неоднократно это обсуждал в начале этого десятилетия, когда создавался Таможенный союз. Через месяц в столице Казахстана пройдёт юбилейный саммит Евразийского экономического союза. Это знаковое событие. Пять лет назад наши страны приняли решение двигаться вперёд сообща и совместно решать имеющиеся проблемы, находить новые возможности для развития наших экономик. Поэтому это действительно нельзя забывать.
Пять лет – период относительно недолгий, в то же время можно говорить о результатах. Главный из них заключается в том, что интеграционный проект в целом состоялся, он работает. Общий рынок нашей «пятёрки» развивается, есть позитивные изменения по всем направлениям. Бизнес активно включился в интеграционные процессы, для предпринимателей открываются новые перспективы. И решения, которые мы обсуждаем и принимаем, мы всё время рассматриваем сквозь призму того, насколько это повлияет на предпринимательское сообщество, насколько эти решения упрощают им жизнь, или, наоборот, создают какие-то дополнительные риски. Ровно поэтому полезны такого рода форматы, которые проходят на уровне правительств.
Самое главное, чтобы и экономики чувствовали себя более уверенно в результате интеграции, и, конечно, граждане наших стран ощущали благотворные последствия интеграции на себе. Об этом говорят и конкретные цифры. В прошлом году ВВП в целом в союзе увеличился на 2,5%. Мы выполнили задачу, которая была поставлена, и обеспечили темпы экономического роста в союзе не ниже 2%. Нужно стремиться и в этом году к таким результатам. Здесь цифры товарооборота назывались, они действительно неплохие. Я ещё раз их назову. С третьими странами товарооборот вырос на 19%, объём взаимной торговли между странами-участницами – более чем на 9% за счёт роста объёма перемещаемых товаров. Есть положительная динамика и в промышленном производстве – порядка 3% прирост.
Но есть задачи, на которых мы должны сконцентрировать свои усилия в ближайшее время. Коллеги их уже называли, я тоже позволю себе это сделать.
Первое – развитие и внедрение цифровых технологий. Это важнейшие условия повышения конкурентоспособности наших экономик. Здесь мы активно работаем, приняли «дорожную карту» по реализации цифровых проектов, прорабатываем совместные подходы к цифровой торговле. Готовится «дорожная карта» по развитию торговых площадок, которые будут использовать интернет-технологии. Для рассмотрения подготовлена модель «единого окна» в формате «пятёрки». Внедрение этого принципа позволит унифицировать все процедуры и упростить взаимоотношения между бизнесом и органами власти. Надо внедрять и другие механизмы, основанные на цифровых решениях, включая производственные механизмы. Это решает задачи евразийской сети промышленной кооперации и трансфера технологий. Надо формировать сервисы для бизнеса. Вовлекать малые и средние предприятия в производственные цепочки крупных производителей. Новые технологии позволят добиться оптимальной загрузки мощностей и стимулировать инновационные процессы в наших экономиках.
Второе, о чём хотел бы сказать, – это укрепление внутреннего контура интеграции, совершенствование наднационального регулирования. Мы всё время этим занимаемся и в узком составе об этом говорили подробно. У нас остаётся немало препятствий для свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. Причём очевидно, что эти препятствия есть во всех экономиках, здесь нет ситуации, когда какая-то экономика стерильна, а все другие смотрят с завистью. Нам всем нужно двигаться в этом направлении. Мы работаем по плану мероприятий, «дорожной карте», однако её выполнение идёт не очень быстрыми темпами. Это сказывается на предпринимательской активности, на это надо обращать особое внимание. Было подписано соглашение о гармонизации законодательства в сфере финансового рынка. Здесь тоже нужно двигаться вперёд. У нас ситуация такова, что пока только Россия выполнила необходимые внутригосударственные процедуры. Просьба и другим коллегам ускорить ратификацию.
Правительства и национальные банки разрабатывают концепцию формирования общего финансового рынка. Здесь тоже много вопросов – и юридических, и технических. Нужно этим заниматься.
Третье, о чём хотел бы сказать, – это развитие сферы технического регулирования. В наших общих интересах, чтобы на рынок союза поступала качественная продукция, которая соответствует общим стандартам. Это касается безопасности потребителей, особенно если речь идёт о пищевых продуктах. У нас действует 47 технических регламентов. Это наше с вами общее достижение. В стадии разработки – ещё 12 регламентов. Предлагаю ускорить их согласование и обеспечить строгий контроль.
Четвёртое – это обеспечение прозрачности рынка. Нам нужен действенный механизм прослеживаемости товаров. При этом мы должны создавать такие условия, когда новых, избыточных требований не появляется. Мы сейчас работаем над Соглашением о гармонизированной системе подтверждения происхождения товаров, которые вывозятся с таможенной территории. У нас есть ряд предложений, мы их сейчас рассматривали, надеемся, что это будет принято. И мы получим реально работающий механизм. В части прослеживаемости хорошо себя зарекомендовала система маркировки товаров. Мы начинали, напомню, с меховых изделий. Это помогло снизить серый оборот, увеличить легальный оборот такой продукции. В конце марта вступило в силу Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации теперь уже на территории всего Евразийского союза. Мы сможем усилить контроль за оборотом продукции на территории «пятёрки». Эту практику нужно распространить и на другие товары. Мы с вами только что смотрели презентацию. Действительно, нужно создать такую систему, которая будет приемлема во всех странах, унифицированную, удобную систему и на межгосударственном уровне, и, самое главное, для потребителей.
В России уже введена обязательная маркировка некоторых видов товаров. Будем двигаться вперёд. Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что нужно синхронизировать эту работу.
Международное сотрудничество. Мы стремимся к тому, чтобы союз стал полноправным участником мировой торговли. Наше объединение открыто к диалогу с иностранными партнёрами, действует зона свободной торговли с Вьетнамом, взаимный товарооборот с ним растёт. В прошлом году подписаны соглашения с Ираном и Китаем. Мы ведём переговоры, напомню, и с другими странами, это Сингапур, Индия, Египет, Сербия, Израиль. Статус наблюдателя при союзе получила Молдова. Считаю, что нам надо продвигать сотрудничество с нашими соседями по СНГ, расширять возможности для совместной деятельности и выстраивать взаимовыгодное сотрудничество с государствами всех регионов мира. В особенности сейчас надо смотреть на Азиатско-Тихоокеанский регион, который активно развивается, Латинскую Америку и целый ряд других. Это даст существенные преимущества по продвижению евразийских товаров на внешних рынках. А это действительно очень важно.
Ещё раз большое спасибо за организацию этой встречи.
Документы, подписанные по итогам заседания Евразийского межправительственного совета:
– Решение «О реализации проекта “Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий”»
– Решение «Об использовании национальных криптографических стандартов электронной цифровой подписи (электронной подписи) при трансграничном информационном взаимодействии хозяйствующих субъектов Республики Армения, Кыргызской Республики и Российской Федерации с органами исполнительной власти Республики Армения, Кыргызской Республики и Российской Федерации»
– Решение «Об изменении Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 мая 2018 года №90»
– Решение «О вступлении в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 января 2019 года №11»
– Распоряжение, поручение «О ходе работы по устранению
государствами – членами Евразийского экономического союза барьеров
в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза».
– Поручение «Об утверждении единых подходов к определению страны происхождения при вывозе товаров»
– Поручение «О нормативах распределения сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств – членов Евразийского экономического союза»
– Распоряжение «О создании условий для развития цифровой экосистемы торговли в Евразийском экономическом союзе»
– Распоряжение «О ежегодном отчёте Евразийской экономической комиссии о мониторинге проведения оценки регулирующего воздействия проектов решений Евразийской экономической комиссии в 2018 году»
– Решение «Об описании эталонной модели национального механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности»
– Распоряжение «О представлении Высшему Евразийскому экономическому совету кандидатуры члена Совета Евразийской экономической комиссии»
– Распоряжение «О представлении Высшему Евразийскому экономическому совету кандидатуры члена Коллегии Евразийской экономической комиссии»
– Распоряжение «О времени и месте проведения очередного заседания Евразийского межправительственного совета»
– Поручение «О концепции создания и функционирования агентства Союза по управлению евразийскими интеграционными проектами и программами при Комиссии».