А.Силуанов: «Поскольку наша страна очень разная с точки зрения экономического потенциала, бюджетной обеспеченности, то наша задача заключается в том, чтобы помочь регионам создать устойчивый потенциал, с тем чтобы задействовать и финансовые, и административные, и управленческие ресурсы, чтобы все они были направлены на реализацию национальных целей и национальных проектов».
Из стенограммы:
А.Силуанов: Сегодня мы говорим о задачах, которые стоят перед федеральным центром, перед субъектами Российской Федерации. Эти задачи связаны с реализацией тех национальных целей развития и национальных проектов, которые поставлены Президентом Российской Федерации. Реализация этих задач невозможна без участия субъектов Федерации. А в целом ряде вопросов, наоборот, только субъекты Федерации могут решить эти задачи и выполнить поручения Президента. Здесь нам необходимо говорить о финансовой устойчивости субъектов для выполнения этих целей и задач. А поскольку наша страна очень разная с точки зрения экономического потенциала, бюджетной обеспеченности, то наша задача заключается в том, чтобы помочь субъектам Федерации создать устойчивый потенциал, с тем чтобы задействовать и финансовые, и административные, и управленческие ресурсы, чтобы все они были направлены на реализацию национальных целей и национальных проектов.
Если мы говорим о дифференциации субъектов Федерации, приведу лишь несколько цифр. У нас уровень валового регионального продукта на душу населения отличается между наиболее богатыми и менее экономически развитыми субъектами Федерации в 93 раза. Среднедушевой уровень доходов населения – разрыв в пять раз, а по объёму инвестиций в капитал уровень дифференциации – 200 раз. Поэтому вопросы выравнивания, вопросы создания финансовых условий – это очень важная тема, и мы постоянно над ней работаем. Что касается выравнивания, мы в последнее время приняли вместе с вами целый ряд таких решений. Увеличили объём ресурсов, который направляется на поддержку регионов, чтобы создать там равные условия выполнения государственных услуг. За последние 10 лет объём дотаций на выравнивание увеличился в 2,1 раза, с 328 млрд рублей в 2008 году до 675 млрд в 2019 году. Это позволило увеличить средний уровень бюджетной обеспеченности без учёта 10 наименее и 10 наиболее обеспеченных субъектов Российской Федерации примерно на 10 процентных пунктов. Этот коэффициент составляет сегодня 70% от среднероссийского уровня бюджетной обеспеченности. Ещё десять лет назад он составлял 59%. Значит, мы здесь принимаем необходимые меры, и я хотел бы поблагодарить за решение о централизации 1% налога на прибыль, который был направлен в полном объёме на помощь субъектам Федерации, в том числе на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это нам позволило снизить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,8 раза до выравнивания до 2,7 раза с учётом тех трансфертов, дотаций, которые мы перечисляем.
Но самое главное, ещё раз повторю, это реализация национальных целей и нацпроектов. И как раз реализация этой задачи будет способствовать сокращению неравенства между субъектами Федерации. Все национальные цели и нацпроекты рассчитаны и направлены на увеличение темпов роста экономики, в первую очередь регионы получат дополнительные результаты. Здесь и такие проекты, как инфраструктура, дороги, малый и средний бизнес, производительность труда, увеличение экспорта. Все эти ресурсы будут концентрироваться в субъектах Федерации. Конечно, здесь и социальная составляющая – улучшение социального обслуживания населения, в первую очередь по тем позициям, которые относятся к компетенции регионов. Именно на эти цели будут направлены дополнительные вложения. Напомню, что из 1,7 трлн рублей ресурсов в текущем году, которые направляются на национальные проекты, 800 млрд – это будут дополнительные средства, а объём трансфертов, которые будут дополнительно направлены субъектам Федерации в текущем году на реализацию национальных проектов, – 593 млрд рублей. Все эти деньги пойдут в регионы на то, чтобы обеспечить финансовую основу для выполнения задач, поставленных Президентом.
Дополнительный ресурс позволил нам увеличить объём трансферта в текущем году примерно на 24%. Этот ресурс – 593 млрд – и есть та дополнительная добавка, которая пойдёт непосредственно регионам для решения задач. Да, мы применили особые условия к предоставлению этих ресурсов – практически в полном объёме на те задачи, на которые рассчитаны эти ресурсы, мы передаём финансирование – в пропорции 95% или 99%. То есть большую часть, основную часть финансовых дополнительных затрат взяла на себя Федерация.
Многие говорят о том, что на самом деле это не так, на самом деле не 95–99%, а 40–50%. Такое может происходить, потому что по целому ряду ранее принятых, особенно инвестиционных, проектов или решений, по которым выполняются старые проекты, существуют ещё и старые условия софинансирования. Поэтому там может быть и 40%, и 50% участия Федерации. По новым проектам софинансирование исключительно по новым уровням – 95–99%. Да, вы можете сказать, что мы предоставляем, условно говоря, финансирование исходя из 99%, но стоимость того или иного учреждения, которое создаётся за счёт этих средств, по факту будет больше. Такие случаи тоже могут быть. И нужно здесь разбираться с каждым конкретным случаем. Но ещё раз повторю, что мы абсолютно по-новому подошли к участию Федерации в реализации задач, которые стоят перед регионами в части реализации национальных целей и нацпроектов.
Реализация национальных проектов и национальных целей повышает уровень бюджетной обеспеченности в тех субъектах Российской Федерации, у которых сегодня этот показатель невысокий. Почему? Потому что большая часть ресурсов всё равно направляется именно туда, и мы больше средств из федерального бюджета выделяем тем регионам, которые больше нуждаются. Это будет дополнительным стимулом для роста экономики и, соответственно, улучшения социальных показателей в этих регионах.
Национальные проекты позволили нам перенастроить систему межбюджетных отношений, с одной стороны, а с другой стороны, мы теперь перенастраиваем и систему инструментов работы с субъектами Федерации. Взять, например, стимулирующие гранты. Если раньше мы направляли эти гранты по значительному перечню показателей тем регионам, которые зачастую слабо контролировались и не всегда зависели от решений региональных властей, то сегодня чётко определена структура и задачи субъектов Федерации, по которым мы будем мониторить регионы и оказывать поддержку. Это 15 показателей, которые были приняты на президиуме Госсовета и по которым сейчас субъектами ведётся очень плотная работа.
Систему грантов предлагается увеличить с 20 млрд до 50 млрд рублей, перераспределив показатели поддержки регионов с той части прироста прибыли, которую мы концентрируем на федеральном уровне и отдаём субъектам Федерации, перенаправив этот ресурс на стимулирование регионов, которые будут добиваться наиболее высоких темпов роста по ключевым показателям реализации национальных проектов. Независимо от уровня бюджетной обеспеченности, независимо от региона, если ты показываешь рост производительности труда, количества созданных рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве, то независимо от уровня бюджетной обеспеченности региона будут дополнительно выделяться значительные ресурсы – 50 млрд рублей. Поэтому здесь будут увеличиваться и финансовые возможности для регионов.
Мы сейчас с учётом необходимости реализации нацпроектов внедряем новые подходы в работе с межбюджетными трансфертами. Первое: предлагаем распределить все нераспределённые межбюджетные трансферты сразу на трёхлетку. К сожалению, у нас есть ещё такие моменты, когда на 2020–2021 годы они не распределены. Предлагаем в поправках это сделать. Мы такие поручения дали нашим коллегам из Правительства: обеспечить заключение соглашений с субъектами сразу на три года по распределению межбюджетных трансфертов, с тем чтобы регионы видели трёхлетнюю перспективу. Поскольку национальный проект реализуется в шестилетний период, готовы предоставлять и заключать соглашения на шестилетку, с тем чтобы у регионов были основания заключать контракты сразу на такой длительный период. Такие возможности есть.
Также мы хотели попросить вас поддержать поправки в законодательство, которые нам необходимы. Первое: мы хотим в Бюджетном кодексе определить сразу на шестилетний период, на весь период реализации проекта, уровни софинансирования, которые мы применяем к субъектам Российской Федерации. Это тоже даст основу для планирования регионами своих бюджетов и своих обязательств.
Следующее – заключать соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов на срок, соответствующий периоду, на который утверждён уровень софинансирования. То есть мы говорим о том, что и соглашение, и уровень софинансирования будем определять на длительный период.
Следующее предложение. Предельный срок утверждения правил распределения, предоставления межбюджетных трансфертов нам также необходимо определять. И делать это надо до начала финансового года. Мы видим, что долго раскачивались в этом году. Регионы ещё только начинают реализовывать национальные проекты, потому что зачастую мы долго заключали соглашения, долго утверждали правила распределения межбюджетных трансфертов.
Нам необходимо исключить укрупнённые позиции по соглашениям по межбюджетным трансфертам, которые не распределены, по которым не может быть начато финансирование. Многие регионы об этом говорят. И мы сейчас в Правительстве приняли решение о распределении всех так называемых мешков, по которым ещё нет чёткого определения объектов, по которым должны направляться федеральные средства.
Как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов необходимо чётко определить срок заключения соглашения на уровне субъект – муниципалитет, с тем чтобы этот процесс тоже не растягивался на полгода. Мы заключаем все соглашения до 15 февраля, предлагаем также дать ещё 15 дней, чтобы субъект распределил и заключил соглашения с муниципалитетами, потому что большая часть нацпроектов реализуется именно на муниципальном уровне. Здесь тоже нужно дать предельное ограничение для регионов.
На наш взгляд, необходимо уходить от таких трансфертов, как иные межбюджетные трансферты. Срок и порядки заключения соглашений не определены, порядки контроля снижены по сравнению с субсидиями. И все эти трансферты могут быть переквалифицированы в субсидии, по которым есть чёткие правила порядка и контроля за реализацией этих межбюджетных трансфертов.
Уважаемые коллеги, мы сейчас вместе с реализацией национальных проектов пересматриваем всю систему межбюджетных отношений. Эта система будет направлена на повышение эффективности, улучшение контроля за трансфертами и, главное, за результатом. Мы сейчас пересмотрели всю систему мониторинга за реализацией национальных проектов, и система межбюджетных трансфертов также должна быть пересмотрена для достижения того результата, который мы хотим получить от межбюджетных трансфертов. Решения по нацпроектам, которые мы реализовываем, позволят увеличить экономический потенциал субъектов Российской Федерации и, конечно, сократить дифференциацию регионов, которая у нас имеется. Реализация национальных проектов – это важнейший элемент для повышения экономического потенциала, повышения благосостояния наших граждан и снижения дифференциации.