В повестке: о чрезвычайной ситуации в Забайкалье, вызванной природными пожарами; об условиях, при которых застройщик вправе привлекать средства участников долевого строительства без использования счетов эскроу; о Федеральной научно-технической программе развития генетических технологий на 2019–2027 годы.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Юрия Трутнева о чрезвычайной ситуации в Забайкалье, вызванной природными пожарами
Из стенограммы:
Д.Медведев: Начну с ситуации в Забайкальском крае, который столкнулся с масштабными природными пожарами. Я в субботу говорил с главой МЧС и с исполняющим обязанности губернатора Забайкальского края – они рассказали, что и как происходит, – и распорядился оказать всю необходимую помощь пострадавшим от пожаров, от огня, включая медицинские услуги. Тех, кто находится в тяжёлом состоянии, в случае необходимости направлять в федеральные центры.
Участники совещания
-
PDF
127Kb
Список участников совещания с вице-премьерами, 22 апреля 2019 года
Понятно, что нужно поддержать людей, которые лишились жилья. Сейчас решения принимаются на региональном уровне, но нужна и точная информация о количестве сгоревших и пострадавших домов, ущербе другому имуществу.
Я знаю, Юрий Петрович (обращаясь к Ю.Трутневу), Вы тоже этой ситуацией занимались. Вкратце доложите, что сейчас происходит и какие меры приняты.
Ю.Трутнев: На сегодняшний день жилых домов, повреждённых огнём, 152. Подано заявок на признание пострадавшими – 798. Идёт работа по сверке списков. Параллельно начинаются выплаты из регионального бюджета, они начнутся уже сегодня. Мы в течение десяти дней сверим списки, для того чтобы оказать помощь на федеральном уровне.
Пункт временного размещения один, там размещено восемь человек. И 29 человек госпитализировано, из них двое тяжёлых, шесть – средней тяжести. Завтра вылетаю на место. В выходные там работал министр. Будем разбираться, в чём надо помогать. Всем пострадавшим будем оказывать помощь и изыскивать средства для предоставления жилья.
Д.Медведев: Прежде всего должна быть оказана медицинская помощь, как я уже сказал. Естественно, нужно оказать всю возможную поддержку. Нужно подключить и федеральные ресурсы. Что же касается утраченного имущества, действительно, всё нужно оценить и подготовить предложения, особенно с учётом того, что бюджет края достаточно проблемный и нужно понять, каким образом эти затраты разнести.
Когда я разговаривал с губернатором, он упомянул о другом стихийном бедствии, которое там было, я имею в виду наводнение и разрушение мостов. Вопросы жилья, связанные с наводнением, решаются и в значительной степени решены. Что же касается восстановления некоторых мостов, там с этим есть проблемы. Я сказал, что мы это ещё раз оценим. Проработайте, пожалуйста, потом мне доложите. В любом случае нужно будет восстанавливать, тем более в нынешней ситуации.
Теперь к другой теме, тоже связанной с жильём, со строительством, – я имею в виду долевое строительство. С 1 июля этого года, напомню, жилищное строительство переходит на специальное финансирование, его иногда называют проектным финансированием. Эта мера должна исключить появление новых обманутых дольщиков. Я об этом говорил, когда представлял наш с вами отчёт Государственной Думе. При этом мы, конечно, должны сделать так, чтобы жильё, которое возводится уже с привлечением средств дольщиков, было достроено (не может быть ситуации, когда новые правила каким-то образом отразятся на действующих стройках) и чтобы люди получили ключи от своих квартир в установленном порядке. Именно поэтому мы и решили сделать исключение из этих правил по счетам и по специальному режиму распоряжения этими деньгами, в ряде случаев позволив продолжать строительство объектов без использования специальных накопительных заблокированных счетов, или, как их называют счетов-эскроу. А именно – если эти проекты отвечают двум критериям, которые и установлены подписанным мною постановлением Правительства. Во-первых, степень готовности многоквартирного дома должна составлять не менее 30%. Мы об этом вели дискуссии, договорились сойтись на этой цифре. И во-вторых, количество заключённых договоров долевого участия должно быть как минимум 10% от количества жилых и нежилых помещений в строящемся доме.
Документ подписан. Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Мутко), как будете его реализовывать и следить за тем, что происходит?
В.Мутко: Вы уже отметили, что с 1 июля отрасль переходит на новую модель строительства с использованием проектного финансирования.
Я хотел, во-первых, Вас поблагодарить за поддержку такой плавности перехода. Это даст возможность нам постепенно перейти на эту систему.
Вы отметили два основных критерия: это 30-процентная готовность и 10% договоров долевого участия.
Ещё мы учли возможности завершения так называемого комплексного освоения территорий, когда в проект включены не только несколько домов, но и инженерная, и социальная инфраструктура.
Д.Медведев: Да, это правильно.
В.Мутко: Здесь степень готовности будет 15%. В данном постановлении предоставлены возможности и таким системообразующим компаниям, которые строят не менее чем в четырёх субъектах Российской Федерации (общая стройка – не менее 4 млн кв. м жилья).
И ещё одно. С учётом просьб регионов постановление даёт возможность субъектам Российской Федерации, если там будет принято специальное решение законодательного собрания (как правило, это не дотационные субъекты), – по соглашению с Правительством самим отрегулировать все эти проценты внутри субъекта. Но пока большого желания на этот счёт у субъектов нет. В целом есть такие четыре возможности.
Это постановление даёт возможность застройщикам оценить свои проекты в соответствии с формой заявления и критериями этой формы. Министерством строительства в течение 30 дней (мы попробуем, чтобы быстрее, они уже начали работать) будет выпущено распоряжение, которым определится форма заявления.
Регионы определят орган, который будет эту готовность подтверждать. Как правило, это стройнадзор. Законом о долевом строительстве все эти нормы введены. На случай каких-то спорных ситуаций мы предусмотрели механизм такого контролирующего органа и возможность оспаривать все эти вопросы.
Кроме того, Минстроем будет создана межведомственная комиссия по определению перечня системообразующих застройщиков, которые не менее 4 млн кв. м будут строить.
Мы также организовали работу комиссии по рассмотрению практик взаимодействия застройщиков с органами исполнительной власти, которые осуществляют контроль и надзор в области долевого строительства.
Сейчас мы проводим встречи в федеральных округах (завтра – в Петербурге), пытаемся донести до застройщиков всю эту информацию.
По нашим данным, на сегодняшний день где-то 132 млн кв. м находится в строительстве. К 1 июля, по оценкам «ДОМ.РФ», в стадии строительства останется около 110,8 млн. То есть мы около 22 млн введём.
Мы рассчитываем, что около 95% строящегося жилья будет соответствовать трём критериям, о которых в постановлении сказано. Среди этого объёма 87,5 млн – это где степень готовности будет выше 30%. 12,8 млн – это комплексная застройка – степень готовности выше 15%. И 5,2 млн – это системообразующие предприятия.
5,3 млн кв. м – проекты, которые не подпадут под эти критерии. Наша задача будет системно довести их до завершения строительства. Для этого (спасибо, что Вы поддержали на последнем совещании президиума) будет докапитализирован банк «ДОМ.РФ», который по таким проектам окажет поддержку в виде соответствующих гарантий.
Мы ведём активную работу по переходу на новую систему финансирования жилищного строительства. Определены банки, началась серьёзная работа. На 1 марта 2019 года четыре банка уже заключили 55 договоров на получение проектного финансирования на сумму 34,1 млрд. Открыто 1262 эскроу-счёта. 14 банков сегодня рассматривают такие заявки. Их около 800. Конечно, это не очень много. Но отрасль очень ждала этого постановления, чтобы определиться, куда двигаться.
Поэтому ещё раз хотел, Дмитрий Анатольевич, Вас поблагодарить. Мы будем системно это контролировать в ежедневном режиме. Запущена единая информационная система жилищного строительства. Теперь каждое разрешение, каждый дом, этапы строительства – всё в этой электронной системе. И мы будем Вам регулярно докладывать о ходе такого перехода. Надеюсь, что нам где-то два – два с половиной года потребуется на плавный переход.
Д.Медведев: Нужно, конечно, контролировать всё, что происходит. Вы сказали по поводу 95%. Но надо сделать так, чтобы те, кто не подпадает под критерии этого постановления (я имею в виду застройщиков и соответствующие договоры), тоже не остались без внимания. И тогда там нужно в ручном режиме всё это довести до конца. Возьмите под контроль, скажите министру тоже, чтобы этим занимался.
Ещё один документ упомяну, который я утвердил. Это Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий на период до 2027 года.
Цель понятна – это развитие генетических технологий, связанных в том числе с так называемым генетическим редактированием. Это создание генотерапевтических препаратов для лечения онкологии, сердечно-сосудистой патологии, других заболеваний, в том числе передаваемых по наследственному признаку. И конечно, это не только медицина, это и сельское хозяйство, выведение новых сортов растений, новых пород животных, которые более устойчивы к болезням, климатическим изменениям.
У нас в целом есть неплохие заделы, и ровно поэтому мы и подготовили эту программу. Но доля нашей страны, скажем прямо, на мировом рынке обращения генетических технологий очень мала, и необходимо сделать всё, чтобы нашу долю здесь нарастить, в том числе для того, чтобы мы обладали необходимым запасом прочности. Имею в виду, что значительную часть продукции в этой сфере нам приходится импортировать. Нужно также готовить специалистов.
Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), Вы этим занимаетесь. Прошу взять это под контроль и периодически докладывать, что по этой программе происходит.
<…>