Заседание прошло в Санкт-Петербурге на полях Международного арктического форума.
«На заседании Арктического форума Президент Владимир Владимирович Путин определил приоритетные задачи в развитии Арктической зоны России. Что мы должны сделать в рамках выполнения поручения Президента? Прежде всего это достижение цели по росту объёма грузоперевозок по Северному морскому пути до 80 млн т. Она будет выполнена только в том случае, если в Арктике появятся новые производства, дающие такую грузовую базу», – отметил Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев.
По словам вице-премьера, группа уже реализуемых проектов, направленных на увеличение грузооборота Северного морского пути, в первую очередь связанных с «Новатэком», может дать порядка 47 млн т. Оставшиеся 33 млн т готовыми к реализации проектами пока не обеспечены. «Есть целый ряд проектов, которые находятся в той или иной стадии подготовки к реализации. Мне представляется, что их реализация вполне возможна, но для того, чтобы это состоялось, надо принять довольно существенные действия», – считает Юрий Трутнев.
Вице-премьер подчеркнул, что для Арктической зоны России необходимо разработать специальные меры поддержки инвестиционной деятельности. Такое поручение дано главой государства. Соответствующие документы должны быть внесены в Государственную Думу до 1 июля 2019 года. За эту работу отвечает Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Подробно о разработке законопроектов, предусматривающих создание новой системы преференций для инвестиционных проектов в Арктической зоне России, доложил Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов. Он сообщил, что сейчас готов пакет из четырёх законопроектов и это начальная базовая редакция. В них Минвостокразвития России предлагает два варианта налоговых льгот для резидентов Арктической зоны.
Первый вариант предусматривает, что налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество и земельный налог устанавливаются в размере 0% в течение 10 лет для проектов до 100 млрд рублей и в течение 15 лет для проектов от 100 млрд рублей и выше. Ставка страховых взносов – 7,6% вместо 30% в течение тех же сроков, что и предыдущие налоговые льготы.
Второй вариант предусматривает значительное снижение налогов, но их установление на весь срок реализации инвестиционного проекта, а именно: налог на прибыль – 7% вместо 20% (речь идёт только о сохранении 7% региональной части налога); налог на добычу полезных ископаемых – льготный коэффициент 0,3; страховые взносы – также 7,6%, налог на имущество организации и земельный налог – 0%. «Мы говорим о предоставлении льгот только новым, ныне не существующим проектам. Поэтому выпадения текущих доходов бюджетов в результате принятия законопроектов возникать не будет. Пожалуй, кроме страховых взносов, так как мы исходим из того, что новые рабочие места будут замещать работники, уже где-либо работающие в настоящее время», – сказал Александр Козлов.
«Представители компаний говорят о том, что второй вариант несколько лучше. Думаю, что он лучше и для регионов, потому что даёт возможность получать средства в бюджет уже с самого начала реализации инвестиционного проекта. Члены комиссии тоже поддержали второй вариант», – уточнил Юрий Трутнев.
Как подчеркнул вице-премьер, «преференциальной территорией станет вся Арктика». В рамках разработки мер поддержки проекты условно разделяются на четыре группы. Первая группа – добыча углеводородов на шельфе, вторая – добыча углеводородов на континентальной части, третья – производство сжиженного природного газа, четвёртая – все проекты, которые не вошли в первые три группы. «Для каждой из этих групп будут разработаны свои преференциальные оболочки. Мы попросили в течение недели членов комиссии представить свои предложения. Думаю, ещё неделя нам потребуется на обработку. И через две недели мы определим тот вариант, который предложим на рассмотрение Правительству», – заявил Юрий Трутнев.
Ещё одно направление работы связано с развитием Северного морского пути. По мнению вице-премьера, для создания конкурентных условий для этого транспортного коридора нужно готовить меры по обеспечению безопасности мореплавания. Должны быть построены соответствующие портовые мощности. Трасса Северного морского пути должна быть обеспечена аварийно-спасательными средствами, качественной навигацией, медицинским сопровождением. Необходимо проработать решения по снижению стоимости ледокольного сопровождения. «Только после этой работы мы можем надеяться не только на перевозку инвестиционных грузов от собственных инвестиционных проектов, но и на транзит», – подчеркнул Юрий Трутнев.
Для Северного морского пути необходимо увеличить количество ледоколов. Принципиальное значение имеет строительство ледокола «Лидер», который даёт возможность двигаться по Северному морскому пути с коммерческой скоростью. Как отметил вице-премьер, по итогам круглого стола, прошедшего на атомном ледоколе «50 лет Победы», Минвостокразвития России, «Росатому» и Минтрансу дано поручение подготовить экономическую модель развития Северного морского пути. «Мы просили завершить эту работу достаточно оперативно, в течение двух-трёх месяцев», – уточнил Юрий Трутнев.
Во второй части заседания рассматривались вопросы реализации национальных проектов. «Развитие Арктической зоны России, – подчеркнул Юрий Трутнев, – нельзя рассматривать только как развитие Северного морского пути или создание условий для реализации инвестиционных проектов. Принципиальное значение имеет и развитие самого региона, улучшение уровня жизни людей». Вместе с тем состояние в социальной сфере Арктической зоны России существенно хуже, чем в среднем в Российской Федерации. В 16 из 23 территорий ожидаемая продолжительность жизни ниже среднероссийской. В 15 из 23 территорий доля ветхого и аварийного жилищного фонда выше среднероссийского значения. Наибольшая доля – в Туруханском районе Красноярского края (это 28,7%). Низкий объём нового жилищного строительства, низкая плотность автомобильных дорог.
«Владимир Владимирович Путин поручил обеспечить достижение показателей социального развития Арктики до уровня не ниже среднероссийского. Чтобы этого добиться, придётся провести значительную работу. Поручение прозвучало только сейчас. По Дальнему Востоку такую работу мы начали раньше. У нас есть анализ по каждой территории. По Арктике такого анализа нет. Мы обменялись позициями, договорились о том, что министерство предложит меры по выполнению поставленной Президентом задачи. Для того чтобы достичь этой задачи, прежде всего необходимо настроить на её выполнение национальные и федеральные проекты», – акцентировал вице-премьер внимание присутствующих.
В Арктическую зону России входят территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми, нескольких районов Республики Саха (Якутия), города Норильска, двух районов Красноярского края, муниципальных образований Архангельской области. Кроме того, к российской Арктической зоне относится часть островов и архипелагов Северного Ледовитого океана.
Арктический регион богат разнообразными полезными ископаемыми, в первую очередь газом и нефтью. В Арктике сосредоточено около 22% мировых неразведанных ресурсов углеводородов – это 13% нефти, 30% природного газа, 20% газоконденсата. При этом 84% ресурсов находится на шельфе Северного Ледовитого океана и 16% – на сухопутной территории арктических государств.