Председатель Правительства осмотрел стенды Министерства промышленности и торговли, Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования, поздравил студентов – чемпионов и призёров чемпионата мира по спортивному программированию 2019 года и принял участие в проведении Всероссийского открытого урока «ПроеКТОриЯ».
Московский международный салон образования – один из крупнейших открытых форумов в сфере образования и масштабная выставка современных образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. Проводится ежегодно, начиная с 2014 года.
С 2016 года салон проводится в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2016 года №368-р, а с 2017 года – проходит под эгидой ЮНЕСКО.
В 2019 году салон проходит в шестой раз – с 10 по 13 апреля в выставочном павильоне №75 на ВДНХ. В рамках салона состоится более 600 мероприятий, запланировано участие представителей всех регионов России и 20 стран мира, более 1000 экспертов и более 350 экспонентов. Ожидается, что салон посетит 50 тысяч посетителей.
Зарубежные партнёры салона: Didacta (Германия), Bett (Великобритания), Европейский салон образования (Франция), Испанская служба интернационализации (Испания).
В рамках салона проходят ежегодные тематические всероссийские совещания и конференции, церемонии награждения премиями, памятными знаками, грамотами в области образования, семинары, презентации и мастер-классы с целью демонстрации новых технологий и средств поддержки учебного процесса, собрания профессиональных ассоциаций и общественных организаций, презентации учебной и методической литературы российских и зарубежных авторов и издательств, представление новых издательских проектов, подписание соглашений и заключение договоров.
На мероприятиях салона состоится обсуждение национальных проектов (программ) по направлениям стратегического развития России.
В рамках салона также пройдут подростковый и студенческий форумы, фестиваль детских лагерей «Пятая четверть» и Форум руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования в городах Российской Федерации.
Всероссийский открытый урок «ПроеКТОриЯ» на тему «Профессия – руководитель»
Из стенограммы:
А.Комолов (модератор): Добрый день! Буквально несколько минут назад мы видели результаты голосования – ради чего в руководители пошли бы или идут молодые ребята, какие они видят тут плюсы. И лидирует на данный момент в этом голосовании ответ: «чтобы больше зарабатывать». Когда Вы начинали свою карьеру руководителя, у Вас какие были мотивы? Почему Вы пошли, почему стали руководителем?
Д.Медведев: Знаете, вопрос ещё в том, кого мы называем руководителем. Ведь руководитель – это не только министр, или Председатель Правительства, или губернатор. Руководитель может быть человеком, который работает в относительно небольшой команде людей, в какой-нибудь небольшой фирме, компании. Он тоже руководитель, даже если у него в подчинении три человека. Я начинал руководить людьми уже довольно давно, это было ещё в период, когда я окончил университет и делал какие-то первые шаги в своей профессии. Но это было много лет назад.
А.Комолов: Давайте поговорим с ребятами, с разными командами. Начнём с Санкт-Петербурга. Петербург, ещё раз привет Вам! У вас была задача создания «умной остановки». Удалось ли Вам решить эту проблему?
Реплика: Добрый день всем! Добрый день, Дмитрий Анатольевич. Меня зовут Андрей, и я представляю Губернаторский лицей №30.
Мы участвовали в кейсе компании «Ростелеком», в
рамках которого нам был продемонстрирован их проект «Умный город». Было очень
интересно и познавательно. Особенно нас заинтересовала концепция «умных
остановок». Можно легко ориентироваться в городе, знать, когда к тебе подойдёт
нужный транспорт, или даже в случае резкой необходимости вызвать такси.
В процессе решения поставленных перед нами задач мы столкнулись со следующей проблемой: решений много, а в каждом из этих решений мы видим какую-то проблему, какой-то недостаток. Поэтому у нас к Вам резонный вопрос, Дмитрий Анатольевич: как руководитель поступает, если идеального решения нет, а все предложенные недостаточно хороши?
Д.Медведев: Тут каждый руководитель поступает по-своему. Можно, конечно, голосование устроить. Но если серьёзно отвечать на Ваш вопрос, нужно выбрать решение, которое принесёт наименьший вред из всех плохих решений, и на нём остановиться.
А.Комолов: Так что, ребята, это вам на будущее.
Д.Медведев: Насчёт остановки – проверим, как вы там поработали. Я сейчас закончу и полечу в Петербург, посмотрим, что и как там работает.
А.Комолов: Спасибо Петербургу. Обнинск следующий. У Обнинска была задача запуска ракеты-носителя к определённому сроку. Что было самое сложное у вас, поделитесь.
Реплика: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич. Меня зовут Константин Дубов. Я представляю 4-ю школу города Обнинска. Мы участники кейса корпорации «Ростех». Нам было предложено разработать обечайки (элементы конструкции) для ракеты-носителя «Ангара-5». Самым сложным было составить «дорожную карту» проекта, уложить всё в установленные сроки. Также непросто было подобрать материал для этого проекта, так как это «Ростех», очень большая ответственность. Сложно было подобрать поставщиков, которые будут поставлять нам данный материал. Но мы справились, грамотно оценили риски, в общем, у нас всё получилось. Для меня это было отчасти как соревнование, мне было очень интересно проходить данный кейс. Хотелось бы у Вас спросить: получается ли совмещать Ваши хобби, увлечения с Вашей работой и не отвлекает ли это от Вашей работы?
Д.Медведев: Я Вам скажу: получается. Если не переключаться с основной деятельности на какие-то другие вещи, другие вопросы, будет очень тяжело. Я вам всем рекомендую, когда вы уже выйдете во взрослую жизнь, будете специалистами, руководителями или ещё кем-то будете работать, – обязательно иметь в запасе несколько увлечений, которые будут вам помогать преодолевать разные трудности. Их будет достаточно на вашей основной работе. А это может быть всё что угодно. Я ещё с того времени, когда ходил в школу, начал фотографировать. Мне это в принципе нравится, я ничего выдающегося не делаю, тем не менее это позволяет иногда сохранить в памяти, в цифровых файлах впечатления, которые возникают, – я действительно много езжу. Это интересно на самом деле. Но есть и другие вещи, которые очень полезны. Я уже не говорю про спорт, который должен присутствовать в арсенале любого современного человека.
Я желаю вам успехов в работе над «Ангарой». Уточним в «Роскосмосе», как далеко вы продвинулись, для того чтобы всё-таки нам новую ракету сделать.
А.Комолов: В общем, ребята, спорт и хобби полезны. Спасибо, Обнинск. Переносимся в Тюмень. В Тюмени была задача не оставить без тепла и света целый регион. Было ли что-то, ребята, что вас удивило?
Реплика: Здравствуйте. Меня зовут Светлана, и я представляю физико-математическую школу Тюменской области. Больше всего нас удивили масштабы энергосетевого комплекса России и информационные технологии, которые применяются для решения различных задач. Мы побывали в рамках экскурсии на подстанции «Верхний Бор», где увидели диспетчерский пункт. Управление из него осуществляется компьютерами, он производит мониторинг различных задач, чтобы не допустить проблем, аварий. Мы это видели на фотографиях, на видео, но побывать на объекте, пообщаться со специалистами – это действительно колоссальный опыт, который нельзя получить ни в какой другой ситуации.
Алексей: Здравствуйте. Ученики нашей школы, в частности я и мои одноклассники, активно принимают участие в различных профориентационных мероприятиях, которые проводят «Россети». Например, это олимпиада или недавно прошедший открытый урок, в ходе которого мы решали различные управленческие задачи. Подобные мероприятия позволяют понять всю важность электроэнергетики в жизни людей, всю колоссальную ответственность, которая лежит на плечах энергетиков.
Светлана: Также в конце занятия мы заполняли «снежинку» управленческих компетенций, где смогли увидеть, какие у нас присутствуют управленческие качества и что нам требуется доработать, чтобы стать действительно хорошим руководителем. В связи с этим у меня возник вопрос. Дмитрий Анатольевич, как Вы считаете, имеет ли руководитель право на ошибку или же он должен быть безупречен во всём и всегда?
Д.Медведев: Конечно, безупречным. Но всякий руководитель ошибается. Кстати, вам отдельное спасибо, что вы блэкаут не сделали в тот период, когда управляли сетями. Успехов вам, ребята.
А.Комолов: Спасибо, Тюмень. Переносимся в Ижевск. Расскажите, как у вас, как ваш кейс? Чем могут власти республики помочь молодым предпринимателям?
Реплика: Здравствуйте, меня зовут Емельянов Роман. Я представляю Лицей №41 города Ижевска. Я хочу стать предпринимателем в области IT-технологий. Также в нашем городе недавно прошло мероприятие «ПроеКТОриЯ», где мы с моей командой разработали план создания мобильного приложения, которое даст возможность школьникам и студентам заработать. Мы также обсудили, какую поддержку государства мы можем получить в молодёжном предпринимательстве (в нашем случае это получение грантов), снизив возраст получения с 18 до 16 лет. Рядом со мной сидит Данила, мой коллега, передаю ему слово.
Д.Москалёв: Добрый день. В ходе «Проектории» у нас выступили молодые предприниматели, студенты, которые рассказали нам, с чего они начали, какие у них были трудности. Мне очень понравилось, что большинство предпринимателей не отказываются от высшего образования ради этого, а продолжают учиться. Наша команда решила разработать проект по экологии, так как мы считаем, что это очень важная тема. И мы хотели решить проблему, как замотивировать людей собирать и распределять мусор. Мы решили, что можно за определённое количество мусора давать различные купоны, которые можно будет использовать в ближайших магазинах. Мы представили наш проект главе республики Бречалову Александру Владимировичу. Получили от него положительный отзыв. Он также попросил нас как представителей молодёжи помочь улучшить городскую среду. И я столкнулся с тем, что нужно быть руководителем в своей команде. Поэтому у меня к Вам вопрос: часто ли Вам приходится совещаться со своими подчинёнными и что Вы делаете, если, например, их мнение прямо противоположно?
Д.Медведев: Конечно, я каждый день совещаюсь со своими коллегами. И действительно, это мои подчинённые в основном. Я всё время с ними советуюсь. Если возникают расхождения, если их мнение отличается от моего, я анализирую все факторы, а потом принимаю окончательное решение.
Естественно, каждый руководитель должен очень внимательно выслушать все позиции. Но, если вы, будучи руководителем (хотя не все хотят быть начальниками), чувствуете, что ваше решение правильное, ответственность руководителя в том и состоит, чтобы провести в жизнь своё решение. А не чтобы «поплыть» и сказать: «Он так считает, этот по-другому считает. Я не знаю… Давайте-ка на недельку задержимся». В этом смысле определённая порция решительности руководителю нужна.
А.Комолов: Я так понимаю, не только провести решение, но и потом нести ответственность за это решение?
Д.Медведев: Это две стороны одной медали.
Вопрос: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Меня зовут Алёна. Любили ли Вы ходить в школу и были ли у Вас двойки?
Д.Медведев: В школу я сначала любил ходить, потом не любил – с определённого возраста. Двойки у меня, конечно, были. Я такую тайну открою, никогда об этом не рассказывал: у меня в 10-м классе (тогда 10 классов было, не 11, как сейчас) по одному из предметов (называть его не буду) была двойка даже в четверти.
Но самое главное – собрать волю в кулак и правильным образом завершить учёбу. Когда я заканчивал учиться в школе, у меня не то что двоек, у меня и троек уже не осталось, я всё «зачистил». Так что двойки могут быть – хотя бы для того, чтобы понять, в чём разница между двойкой и пятёркой.
Вопрос: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Меня зовут Полина Осипова. Скажите, пожалуйста, в чём разница между руководителем-мужчиной и руководителем-женщиной? И стоит ли их вообще сравнивать?
Д.Медведев: Руководители-женщины, безусловно, лучше, чем руководители-мужчины.
Кстати, меня очень порадовало, что хотя бы пятая
часть не хочет быть руководителями, потому что какая-то пропорция должна быть
между руководителями и теми, кто выполняет решения руководителей.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, а какими главными качествами должен обладать руководитель? И может ли руководитель позволить себе быть добрым?
Д.Медведев: Руководитель точно не должен быть каким-то злодеем, сверкать очами, стучать кулаком, орать – знаете, это, как правило, ни к чему не приводит. Если ты на кого-то кричишь и тому подобное, это малоубедительно. Скажут: он что-то злится, орёт, значит, явно не прав. Руководитель должен говорить спокойно.
А качества очень простые. Мне кажется, самое главное качество – понятное: руководитель должен брать на себя всю ответственность за решения, которые он принимает. Это подчас весьма непросто. Но если не делаешь этого, то лучше не руководить ничем.
Вопрос: Добрый день, Дмитрий Анатольевич! Меня зовут Титов Фёдор, и я хочу задать Вам вопрос. Говорят, что если у тебя получается хорошо управлять командой даже из нескольких человек, то с неменьшим успехом получится управлять и командой, состоящей даже из нескольких тысяч. Вы согласны с этим утверждением?
Д.Медведев: Согласен. Нужно постепенно развиваться. Нельзя сразу начинать управлять большим количеством людей. Лучше вырастать потихонечку. Тогда ты будешь приобретать необходимые навыки, квалификации. Но в принципе это верный тезис. Если ты способен организовать коллектив из небольшого количества людей, то, скорее всего, у тебя получится управлять и более крупными коллективами. Пробуй!
Вопрос: Добрый день! Меня зовут Даниил, я из города Липецка. Скажите, какое самое сложное решение в Вашей политической карьере Вы когда-либо принимали?
Д.Медведев: Даниил, вопрос на самом деле непростой. Этих решений много. Я не пытаюсь уйти от ответа. Это были решения, например, которые я принимал в должности Президента. Они касались вопросов войны и мира. Это очень сложные решения! Вопросы, связанные с политическим развитием страны. Масса экономических решений, которые я принимал в разных должностях. Очень трудно выделить одно. Может быть, в силу того, что у меня довольно большой объём ответственности. Этих решений много, и каждое из них каким-то образом откладывается в твоей памяти, если хотите, оставляет зарубки в твоей душе, потому что ты потом к нему возвращаешься и постоянно анализируешь, что ты сделал правильно, а что можно было сделать несколько иначе. Это нормально.
А можно я вам вопрос задам? Кто здесь хочет быть начальником, руководителем? Поднимите руки. Большинство. Статистика не работает.
Вопрос: Здравствуйте! Меня зовут Нарышкина София. В каком возрасте проявляются качества и таланты руководителя? Когда Вы в первый раз почувствовали, что можете руководить?
Д.Медведев: Я думаю, как только человек по земле пошёл, сразу видно, руководитель он или нет. Можно руководить родителями, бабушкой, дедушкой. Говорить им, где им находиться, что он будет есть, что он не будет есть. Очень по-разному всё, конечно, если честно говорить. Какие-то вещи, очевидно, должны проявиться в школе. Но у всех очень по-разному.
Вопрос: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Руководителю часто приходится увольнять своих сотрудников, сокращать коллектив. Как не чувствовать себя виноватым после этого?
Д.Медведев: Это на самом деле непростая дилемма, непростое решение для любого ответственного лица, для любого руководителя. Поскольку, даже если это назревшие преобразования, если это оптимизация численного состава, для того чтобы лучше работала компания или другой коллектив, это всё равно касается людей, товарищей. Это человеческие судьбы. Нужно стараться по максимуму все эти решения подготовить так, чтобы люди, которые уходят, могли раскрыть себя на новом поприще. Предложить им какую-то другую деятельность. Это очень тонкое искусство. Ему нужно учиться. Но точно нельзя относиться к этому равнодушно. Тебе принесли бумажку, сказали: нам нужно сократить десять человек. Ну и ладно, до свидания, и забыл об этом. Этого быть не должно. Это касается и маленьких фирм, маленьких компаний, это касается и вопросов на уровне области, города или всей страны.
А.Комолов: Эсэмэской уже не отделаешься: «Извини, старик, ты уволен».
Д.Медведев: Эсэмэска может быть, но перед этой эсэмэской должна быть работа.
Вопрос: Добрый день, меня зовут Кирилл. Я бы хотел поинтересоваться, может ли руководитель отложить свой телефон, выключить его и отдохнуть немного или же руководителю нужно постоянно быть на связи?
Д.Медведев:
Всё зависит от того, чем Вы занимаетесь. Я бы и рад иногда выключить телефон,
но этого сделать не могу, потому что это телефон правительственной связи – он
не отключается. Более того, он меня преследует, куда бы я ни передвигался:
ездит специальная группа людей и этот телефон рядом со мной ставит. Так что
меня найти легко – звоните!
Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Данила. Город Томск, «Кванториум». Дмитрий Анатольевич, какие книги Вы бы посоветовали будущим руководителям, бизнесменам? Ведь для обучения такому мастерству нужна специализированная литература.
Д.Медведев: Данила, сейчас очень много литературы. Мне, кстати, её часто приносят мои коллеги и говорят: посмотрите, вот наши эксперты написали, вот иностранцы пишут... Очень много книг. Я уже потерялся в них. Раньше был один Карнеги, а сейчас это сотни томов. Но если честно, я не уверен, что всё это надо читать. Потому что чем больше читаешь такой литературы, тем, мне кажется, бóльшая каша в голове возникает. Для того чтобы стать хорошим руководителем – это моё мнение, – надо читать хорошую классическую литературу. На ней-то как раз можно получить и необходимый жизненный опыт в каком-то смысле, и необходимое интеллектуальное развитие. Так что читайте русскую и иностранную классическую литературу, и всё будет нормально.
Вопрос: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Меня зовут Люба Печникова. Какое должно быть образование у руководителя? И где его можно получить?
Д.Медведев: У руководителя может быть любое образование. Всё зависит от того, чем вы хотите руководить. В некоторых случаях требуется специальное образование. Если говорить о государственном управлении, то, конечно, лучше ориентироваться в целом ряде вопросов, которые связаны с этим (право, экономика). Но если вы хотите, например, заниматься организацией кинопроизводства, образование должно быть, конечно, несколько другим. Так что всё зависит от того, какова ваша профориентация.
Вопрос: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич. Меня зовут Алексей Школьников, мне 13 лет. Хочу спросить у Вас совета. Как стать самым классным, самым крутым и интересным предпринимателем? И руководителем?
Д.Медведев: Сначала предпринимателем, потом руководителем? Я по-простому скажу: надо много работать. Тогда всё получится.
Что делать – это суровая правда жизни. Я этого всем желаю, кто хочет стать успешным руководителем. Более того, мы, люди более старшего, взрослого поколения, очень рассчитываем, что всё получится у вас.
А.Комолов: Спасибо большое, Дмитрий Анатольевич. Давайте аплодисментами поблагодарим. Такой мастер-класс – задать Председателю Правительства вопрос «глаза в глаза» – редко случается. Я думаю, вы помнить будете долго.
Д.Медведев: Я уж точно запомню. До свидания.