В повестке: о субсидиях на возмещение потерь доходов «РЖД» из-за льгот по тарифам на перевозку зерна, о решениях по итогам совещания «Национальные проекты – этап “реализация”».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Из стенограммы:
Д.Медведев: На прошлой неделе я проводил селектор по весенним полевым работам, по посевной кампании, и мы говорили о том, как идёт в целом работа, закуплены ли горюче-смазочные материалы, удобрения, чем нужно помочь.
И одна из тем, которая звучала, естественно, касалась нашей логистики. Пространства у нас большие, просто огромные. Поля далеко не всегда расположены рядом с основными потребителями, с экспортной инфраструктурой, что, конечно, создаёт определённые затруднения, особенно тогда, когда мы рассчитываем на хороший урожай. Надо прямо сказать, что в этом году мы тоже рассчитываем на неплохой урожай, поэтому нужно подумать о том, как помочь аграриям.
Постановление, которое я подписал, утверждает правила выделения денег (об этом мы говорили) на возмещение потерь доходов «РЖД», возникающих из-за льгот по тарифам на перевозку зерна. Мы сохраним льготные тарифы для аграриев при перевозках зерна, но в этом случае тарифы, которые используются, должны быть компенсированы «РЖД».
Участники совещания
-
PDF
126Kb
Список участников совещания с вице-премьерами, 8 апреля 2019 года
Мы такие средства запланировали. В случае необходимости они могут быть и увеличены – всё будет зависеть от того, какой будет урожай в конечном счёте. Эти деньги должны помочь регионам Сибири, которые расположены далеко от рынков сбыта, вывезти излишки зерна со своей территории и, соответственно, реализовать его.
И хочу вернуться к тому мероприятию, которое мы с вами, уважаемые коллеги, проводили в рамках нашего совещания по национальным проектам. В нём принимали участие члены Правительства, губернаторы, ряд представителей бизнеса, эксперты. Мы обсуждали, как идёт работа по национальным проектам (на мой взгляд, обсуждение было интересным и продуктивным), что нужно сделать, чтобы достичь запланированных в 2019 году результатов и в целом национальных целей развития. Деньги, напомню, действительно огромные и должны тратиться максимально эффективно.
И нужно понимать, какие проблемы могут возникать в ходе работы, какие уже возникли, и быстрее реагировать, чтобы эти барьеры снимать. Мы обсуждали, как упростить контрактную систему, сделать её более эффективной. Обсуждали целый ряд других возможностей. Напомню также, что у нас есть «Электронный бюджет», который является хорошим инструментом для контроля за выполнением национальных проектов. Но не только – он ещё должен снижать административное давление, поскольку открытость информации позволяет исключить лишние проверки и облегчить взаимодействие между федеральными и региональными структурами, между теми, кто деньги использует, исполнителями, и контрольно-надзорными органами.
Поэтому за каждым из этих направлений нужно обязательно следить. Мы договорились о том, что подготовим по итогам определённые поручения. Антон Германович (обращаясь к А.Силуанову), что предполагается положить в их основу?
А.Силуанов: Действительно, мы обсуждали в ходе нашей встречи с регионами целый ряд вопросов по ускорению процедур организации работы по нацпроектам. К каким предложениям мы пришли?
Первое. У нас есть в законе о бюджете распределение межбюджетных трансфертов сразу на три года. Но, как мы видим, контрактация и заключение соглашений происходят в основном на первом году трёхлетнего периода, а на второй и третий год распределение по субъектам Федерации зачастую не производится. Около 66% у нас распределено на 2020 год, а на 2021-й и того меньше. Поэтому регионы предлагали заключить дополнительные соглашения – к тем, которые уже сегодня имеются между федеральными органами власти и субъектами, – на 2020 и 2021 годы. Такие возможности у нас есть. Мы полагаем, что это можно было бы сделать до 1 мая.
Кроме того, у нас есть ассигнования на 2020–2021 годы, не распределённые по субъектам Российской Федерации. И мы предлагали, и субъекты выражали пожелание, чтобы дораспределить ассигнования на второй и третий год планового периода. Эти возможности у нас есть, и мы могли бы это сделать в рамках поправок в закон о бюджете.
Очень важно – на что обращали внимание и федеральные органы исполнительной власти, – чтобы мы установили сроки заключения соглашений не только между Федерацией и регионами, но и между регионами и муниципалитетами. И мы полагали бы целесообразным тоже закрепить в наших документах такие сроки – это мог бы быть, например, срок полмесяца после того, как заключено соглашение между федеральным министерством и субъектами Федерации. Кроме того, также требуется и установление предельных сроков заключения соглашений с бюджетными и автономными учреждениями.
Большой вопрос был о распределении и установлении предельных сроков для завершения конкурсных процедур распределения бюджетных средств между субъектами и учреждениями. То есть у нас есть деньги, которые распределяются по конкурсу, а предельных сроков нет. И сейчас такие сроки не устанавливались. Субъекты предлагают зафиксировать такие сроки и проводить конкурсы сразу на трёхлетний период.
Также регионами было высказано предложение о заключении долгосрочных соглашений – не только на три года, но и на шесть лет. Вы такие поручения давали, Дмитрий Анатольевич, мы их сейчас отрабатываем.
Также в соответствии с Вашими поручениями мы рассматриваем вопрос об исключении так называемых иных межбюджетных трансфертов из системы межбюджетных трансфертов, поскольку по ним порядок зачастую не определен, да и сроки заключения соглашений также увеличиваются.
Все эти предложения мы сейчас сформируем в доклад, представим Вам на рассмотрение. И просили бы дать поручение по ускорению работы над нацпроектами на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации.
Д.Медведев: Хорошо, давайте тогда так и поступим. Антон Германович предлагает это сделать, я думаю, это правильно. Надо посмотреть, в чём ещё упростить жизнь регионам в смысле работы над национальными проектами – там, где существуют избыточные требования.
Вы упомянули тему, которую мы на коллегии у Вас рассматривали, – по иным межбюджетным трансфертам. Ещё раз подтверждаю, что, наверное, можно это сделать. У меня единственная просьба: если мы всё-таки от этой модели откажемся, чтобы не получилось так, что мы что-то потеряем. Чтобы не говорили: раньше это было, а теперь это всё перечеркнули и эти возможности исчезли. То есть если что-то такое делать, то тогда мы должны точно посмотреть и убедиться, что всё будет работать. Договорились.
<…>