Председатель Правительства посетил технопарк Morion Digital, ознакомился с деятельностью компаний «Промобот» и «ЭР-Телеком Холдинг» и провёл встречу с представителями малого и среднего бизнеса Пермского края.
Посещение технопарка Morion Digital
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение первого заместителя генерального директора ООО «Инверсия-Сенсор» Ивана Шелембы
Сообщение директора частного детского образовательного сада «Дай пять» Антона Босенко
Сообщение генерального директора ООО «Русь» Андрея Витюховского
Сообщение директора ООО «Пермские автобусные линии» Олега Сасунова
Сообщение генерального директора ООО «Франчайзинг-интеллект» Юлии Богушевской
Сообщение генерального директора компании «Урал-Полимер» Владимира Липнягова
Сообщение индивидуального предпринимателя Богдана Бовыкина
Сообщение генерального директора ООО «А.В.Т. Спорт» Алексея Тарасенко
Сообщение управляющего АО «Пермснабсбыт» Александра Редекопа
Сообщение генерального директора ООО «Промтранс» Константина Потоцкого
Перед встречей с предпринимателями Дмитрий Медведев посетил компании «Промобот» и «ЭР-Телеком Холдинг» на территории технопарка Morion Digital.
Morion Digital – технопарк в сфере высоких технологий, специализацией которого являются интернет вещей, умный дом, умный город, цифровизация промышленности, робототехника, облачные сервисы и другие ИТ-направления.
Резидентами парка являются ПАО «Морион», АО «ЭР-Телеком Холдинг», ООО «Промобот» и ещё порядка 30 компаний.
Объём площадей технопарка составляет 86 тыс. кв. м. По этому показателю Morion Digital является крупнейшим в стране частным технопарком городского формата в сфере высоких технологий.
Компания Promobot образована в 2013 году. Сегодня это крупнейший производитель автономных сервисных роботов на территории России, Северной и Восточной Европы.
Роботы Promobot работают в качестве администраторов, промоутеров, хостесов, музейных гидов, выполняя функции живого сотрудника, в том числе в НПФ Сбербанка, «Билайне», Музее современной истории России, Московском метрополитене.
В настоящее время более 400 роботов Promobot V.2, V.3 и V.4 представлены в 28 странах, включая Великобританию, Чехию, Испанию, Чили, Китай, ОАЭ и страны СНГ – Казахстан, Белоруссию, Украину и Туркмению.
Компания использует 80% комплектующих российского производства, из них 70% – продукция пермских производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей.
АО «ЭР-Телеком Холдинг» – национальный оператор информационно-коммуникационных услуг, созданный в 2001 году в Перми. Холдинг владеет брендами «Дом.ru», «Дом.ru Interzet», «Дом.ru Бизнес», WestCall и «Энфорта».
Компания предоставляет услуги широкополосного доступа в интернет, цифрового и аналогового ТВ, а также телефонной и мобильной связи.
«ЭР-Телеком» работает в 566 населённых пунктах России на базе собственных телекоммуникационных сетей по технологиям радиодоступа и «оптика до дома». Оптическая сеть компании является одной из самых протяжённых в России, покрывая 2/3 территории страны и охватывая более 12 млн домохозяйств. По количеству обслуживаемых клиентов занимает 2-е место среди крупнейших интернет-провайдеров России и 2-е место – среди операторов кабельного ТВ.
Встреча Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего бизнеса
Из стенограммы:
Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Начну вот с чего: вчера я проводил президиум, который у нас занимается национальными проектами, и мы обсуждали как раз вопросы поддержки малого и среднего бизнеса. Когда мы завершали, я сказал коллегам по Правительству, что сегодня полечу в Пермский край и буду встречаться с коллегами, которые этот бизнес олицетворяют, и послушаю, как они воспринимают те меры поддержки и решения, которые принимаются. Конечно, и о проблемах поговорим, поэтому я рассчитываю на то, что разговор будет откровенным и содержательным.
Чтобы вы меня не одного мучили, я привёз с собой некоторых товарищей, которые отвечают за малый бизнес. Помимо губернатора (вы его знаете, он человек, который симпатизирует малому бизнесу, надеюсь) здесь мои коллеги, которые этим занимаются в Правительстве. Прежде всего это Министр экономического развития Максим Станиславович Орешкин и руководитель Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства господин Браверман Александр Арнольдович. Они меня, если что дополнят, если я чего-то не успею сказать.
Проблем, как всегда, достаточно много, но в то же время этот новый этап развития нашей страны и экономики, открывающий новые возможности в связи с появлением национальных проектов, позволяет часть проблем закрыть. У нас есть, вы знаете, специальная программа по кредитованию. Право на участие в ней получили 70 банков, в частности и небольшие региональные банки из 29 регионов.
Вчера мы как раз говорили о том, чтобы список этих банков по возможности раздвинуть, поскольку малому бизнесу всегда или зачастую удобнее работать с региональными банками, нежели с крупными банками. Они и специфику лучше понимают, и, может быть, там требования не такие сложные, как в крупных структурах.
До конца года общий объём льготного кредитования по линии малого бизнеса должен вырасти до триллиона рублей. Мы вчера как раз говорили о том, что пока эта цифра не выбирается, и анализировали причины того, почему это происходит. Естественно, говорили и о ставке. Вчера договорились скорректировать, как я уже сказал, требования к банкам, которые участвуют. Дополнительный отбор этот, видимо, пройдёт в этом году. Это первое, что я хотел сказать вначале.
Участники встречи
-
PDF
192Kb
Список участников встречи Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего бизнеса Пермского края, 2 апреля 2019 года
Ну и вторая тема, вечнозелёная, касается проверок, административного давления. Не буду говорить привычных слов по поводу того, чтобы эта система контроля была понятной и прозрачной. Вы слышали, мы предложили сначала на уровне Правительства ввести так называемую регуляторную гильотину, то есть отсечь все ненужные нормативные акты, которые копились десятилетиями, которые существуют и применяются ещё с периода существования Советского Союза. Потом это всё было оформлено и поручением Президента, поэтому до 1 января 2021 года этот механизм должен быть закреплён в федеральных законах.
Это такая системная мера. Если у нас получится (а я на это надеюсь) то, что мы задумали в этой сфере, это, конечно, самым существенным образом облегчит жизнь обычных предпринимателей, относящихся к малому, среднему бизнесу, да и вообще, собственно, к бизнесу в целом. Речь идёт о том, чтобы весь этот объём прежних, зачастую очень консервативных нормативных актов, которые действуют в сфере регулирования, просто именно отрезать. Поскольку такая идея возникла, возник и термин «гильотина». Мы сейчас «дорожную карту» разработали по поводу того, как к этому двигаться.
Это две системные вещи, о которых я хотел сказать вначале. Теперь давайте просто перейдём к прямому и живому общению. Я вас, к сожалению, не знаю, но, надеюсь, познакомлюсь. Вы сами тогда берите слово, поднимайте руку и рассказывайте, что хотели бы рассказать. Ну и какие-то вопросы, наверное, будут. Мы постараемся на эти темы с вами побеседовать. Давайте начнём.
Хорошо, что сразу лес рук – никто не стесняется.
И.Шелемба (первый заместитель генерального
директора ООО «Инверсия-Сенсор»): Дмитрий Анатольевич,
мы с Вами очень коротко встречались летом 2012 года в технопарке
новосибирского Академгородка, мы были тогда маленьким стартапом.
Сегодня мы превратились в одного из лидеров отрасли волоконно-оптических систем
мониторинга, мы работаем с крупными нефтегазовыми компаниями, помогаем добывать
нефть более эффективно. Помогаем эксплуатировать крупные инфраструктурные
объекты более безопасно. Одна из наших систем стоит в аэропорте Шереметьево.
Этот рост возник благодаря тому, что мы активно пользуемся различными мерами
поддержки. Мы стартовали по программе Фонда Бортника (он как-то очень громоздко
называется).
Д.Медведев: На самом деле мы и сами этого названия не знаем. У нас он тоже носит кодовое название Фонд Бортника.
И.Шелемба: Название менялось один раз, мы это по документам видим. Далее привлекали по льготным ставкам кредиты, по программам корпораций. Здорово, что в ближайшее время, насколько я видел из резюме нацпроекта, финансирование по этим программам будет существенно увеличено.
Есть ещё один момент. Когда мы переезжали в Пермь из Новосибирска на площадку кластера «Фотоника», резидентами которого мы сейчас являемся, нам сильно повезло. Мы нашли в лице ПНППК, крупного пермского промышленного предприятия, стратегического партнёра. Они вошли к нам в капитал, и мы во многом за счёт этого достаточно сильно выросли за четыре года. Но так везёт далеко не всем компаниям, не всем стартапам.
Д.Медведев: Везёт сильнейшим.
И.Шелемба: Везёт тому, кто везёт. Почему бы крупным компаниям не инвестировать активнее, не покупать доли в растущих инновационных стартапах и так далее? Может быть, в рамках нацпроекта Правительство что-то может сделать, чтобы посодействовать такой активности крупных компаний?
Д.Медведев: Начну по этому поводу, если коллеги захотят, что-то добавят. «Почему бы?» – это вопрос риторический. Некоторые не хотят, некоторые не могут. Но почему бы нам (в данном случае я про Правительство говорю) не простимулировать это? Это было бы правильно. Насколько я знаю, в настоящий момент у нас даже готовится постановление по поводу вхождения в капитал со стороны институтов развития и компаний с государственным участием – как мера поддержки подобного рода стартапов. Без каких-то предисловий хочу сказать: мы понимаем, что это полезная тема могла бы быть. С другой стороны, естественно, насильно в счастье никого не загонишь. Но можно принять какие-то меры, которые бы стимулировали крупные компании в том числе (потому что, насколько я понял, Ваш вопрос касается именно вхождения в капитал). Такой документ сейчас готовится.
Максим Станиславович (обращаясь к М.Орешкину), расскажите.
М.Орешкин: Госкомпании по-разному себя ведут. Есть те, которые активно инвестируют. Взять, например, «Росатом». Он очень активно по всем поставщикам работает, его не нужно ни к чему принуждать, он ориентирован на повышение эффективности. Другие госкомпании, не буду их называть, не все активно сюда смотрят. Поэтому здесь мы работаем по нескольким направлениям. Главное – замотивировать. И мы хотим сейчас поставить ключевые показатели эффективности по производительности труда. Потому что любая инновация, любая новая технология должна улучшать какой-то процесс. Дополнительный стимул здесь для госкомпаний будет. Мы в рамках другого проекта – по производительности – такую работу будем вести с точки зрения установки этих дополнительных КПЭ для госкомпаний и таким образом создавать им мотивацию.
А то, о чём говорит Дмитрий Анатольевич, – это дополнительное требование для них активно работать в этом направлении, чтобы это уже перетекало в практическую реализацию.
Д.Медведев: Я в принципе могу подписать даже директивы на эту тему всем государственным компаниям. Просто по списку взять и написать: вы все обязаны делать это, это и это. В отношении компаний с государственным участием такое право, естественно, у Правительства и у Председателя Правительства есть. И в отношении государственных корпораций (упомянутый «Росатом» не компания с государственным участием, а государственная корпорация). Но мы понимаем, что должны как-то иначе их замотивировать. Одними директивами здесь не обойтись. Поэтому такой документ готовится. Но проблема существует. Будем стараться их мотивировать и ориентировать на вхождение в капитал, для того чтобы достигать этих целей.
А.Босенко (директор частного детского образовательного сада «Дай пять»): Я являюсь соучредителем детского сада «Дай пять». Мы открыли сад в августе 2017 года, и сейчас его посещает 70 детей. В своём подходе мы стараемся дать качественное дошкольное образование, и чтобы навыки и умения, которые мы даём детям, соответствовали современным требованиям быстро меняющегося мира. Этот подход очень нравится нашим родителям. На лето 2019 года мы себе ставим цель – открыть ещё один детский сад на 60 мест. При этом мы активно пользуемся порталом «Бизнес-навигатор» – сервисами по поиску коммерческой недвижимости и сервисами финансовой поддержки. Но я знаю, что широкий круг предпринимателей не знает о мерах поддержки, которые им предоставляются. Наверное, это связано с тем, что сейчас большинство людей не смотрит телевизор, не читает газет, а всё больше информации получает из интернета и социальных сетей. В связи с этим у меня такой вопрос. Будут ли Правительством Российской Федерации социальные сети рассматриваться как базовый инструмент по распространению информации о мерах поддержки, которые существуют, в том числе в рамках национальных проектов?
Д.Медведев: Я Вам отвечу и в личном качестве, и как Председатель Правительства. Мною уже рассматриваются. У меня там много подписчиков – точно десяток миллионов будет в общей сложности, если брать разные социальные сети. И я не шучу нисколько. Это действительно важнейший канал общения. И периодически в социальных сетях, будь то «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter, весь набор социальных сетей, – мы публикуем отсылки к важнейшим документам, которые принимаем, решениям, которые касаются и малого бизнеса. Когда я летел к вам, посмотрел – я вчера как раз проводил это наше совещание, – естественно, всё это отражено уже в социальных сетях. И это очень важно, потому что значительная часть молодых предпринимателей действительно получает информацию на 95% из интернета.
Эта линия, не сомневайтесь, будет продолжена, я просто попрошу обратить на это внимание и тех, кто у нас весь этот поток мониторит и следит за развитием. И тех, кто занимается бизнес-навигатором. Александр Арнольдович (обращаясь к А.Браверману), у вашей корпорации есть какие-либо аккаунты в социальных сетях? Потому что вы как раз всю эту информацию генерируете и держите.
А.Браверман (генеральный директор
АО «Федеральная корпорация
по развитию малого и среднего
предпринимательства»):
Уважаемые коллеги, уважаемый Дмитрий Анатольевич, у нас аккаунты есть. Мы
контактируем тесным образом с «ВКонтакте», Facebook, но, бесспорно, эта
часть, если хотите, развита недостаточно. Недоинформированность тоже имеет
место быть.
Вы, Дмитрий Анатольевич, и Вы, уважаемый коллега, упомянули бизнес-навигатор. Притом что на нём 1 миллион 200 тысяч тех, кто воспользовался одним из 169 сервисов бизнес-навигатора, из них 580 тыс. показали рост выручки и/или численности, знания о нём ограничены 30% предпринимателей. Мы будем это развивать.
Д.Медведев: Да, развивайте. Надо будет сделать ретвит информации о бизнес-навигаторе в моём аккаунте – хотя бы сразу 5 миллионов человек увидят. Давайте это сделаем. Но Вы правы абсолютно. Это действительно вроде мелочь, но на самом деле вполне серьёзная тема, для того чтобы всё-таки все наши возможности были известны. Подчас что-то мы принимаем, какие-то решения, вроде полезные, важные, а потом начинаешь общаться – не знают люди, мимо куда-то это всё проносится. Всё-таки социальные сети – это именно то, что попадает в компьютеры, в гаджеты каждого конкретного человека, и в этом ценность.
А.Браверман: Ваше поручение есть – будем активно развивать, Дмитрий Анатольевич.
А.Витюховский (генеральный директор ООО «Русь»): Добрый день, Дмитрий Анатольевич, коллеги. Меня зовут Витюховский Андрей, представляю компанию «Русь». Наверное, единственный представитель сельского хозяйства – мы занимаемся животноводством.
Д.Медведев: У Вас молочное или мясное?
А.Витюховский: Молочное.
В Пермском крае, как и в России в целом, достаточно много на сегодняшний день зарегистрировано личных подсобных хозяйств, которые ведут эту деятельность. Но суть проблемы в чём? Они не зарегистрированы. По сути дела, это некие физлица, которые ведут или могут вести предпринимательскую деятельность без регистрации и ставят в неравные условия конкуренции фермеров, к примеру.
Несколько ещё проблем. Первая проблема – безопасность продукции, потому что проконтролировать личное подсобное хозяйство и продукцию, которую они вырабатывают и которая потом идёт на рынок, достаточно сложно. И следующая проблема, наверное, которая возникает, – это возможные вариации с земельными ресурсами, с переводом из одной категории в другую.
Соответственно, у меня предложение. Учитывая направленность программы национального проекта развития МСП, мне кажется, если включить личное подсобное хозяйство… Ведёшь коммерческую деятельность? Окей, легализуйся: через МСП, через кооперации, через фермеров – как угодно. Может быть, в программе это как-то отразить отдельным блоком? Потому что это огромное количество людей – 28 млн зарегистрировано только ЛПХ.
Д.Медведев: Спасибо большое. Этот вопрос есть. Он вообще касается того, как у нас структурировано сельское хозяйство. Периодически мне задают вопрос представители как раз крупного животноводческого бизнеса. Говорят: «Фермеры – хорошие ребята. Но когда на ферме такое же количество коров и работников, как у меня на крупном предприятии, вроде как не совсем справедливо, потому что разные критерии и разные налоги». То же самое (я почему об этом вспомнил) касается и ЛПХ, которые на самом деле (я понимаю подтекст Вашего вопроса) не совсем ЛПХ в таком классическом понимании этого слова, а уже, по сути, товарные хозяйства, вполне вероятно, даже использующие наёмный труд, но просто этого не видно, потому что это всё в серой зоне.
Это действительно проблема, которую нужно решать различными способами. Но здесь, конечно, нужно создавать стимулы, для того чтобы такие хозяйства регистрировались. Вопрос ещё в том, как? Мы сейчас, Вы знаете, ведём реформу, связанную с самозанятыми категориями. Я не знаю, может быть, в этом направлении посмотреть. Я, правда, это ни с кем особо не обсуждал, но просто там достаточно необременительная система регистрации и совсем небольшие налоги, что позволит хотя бы что-то вытащить именно из теневой сферы в нормальную, цивилизованную. И мы будем понимать, о каком количестве конкретных хозяев идёт речь и о каком количестве поголовья идёт речь и так далее и так далее. Это одно из возможных направлений, но, наверное, можно ещё что-то придумать.
М.Орешкин: Здесь действительно единого решения не найти. Для совсем маленьких ЛПХ – там, где как раз нет наёмного труда, там режим самозанятых в принципе может подойти. Но если мы говорим об ЛПХ, которые обладают большим поголовьем…
Д.Медведев: Это уже не ЛПХ. Тогда их точно нужно просто стимулировать, чтобы они регистрировались или как индивидуальные предприниматели, как фермеры, или как юридические лица уже.
М.Орешкин: Границу провести как раз: одних отправить в самозанятые – тех, где действительно ЛПХ, а вторых выводить уже на свет.
Д.Медведев: В любом случае их всех нужно постараться вытащить на свет. Эта легализация абсолютно необходима. А вот статус действительно может быть разный, и каждый хозяин должен выбирать. Вполне может быть, что сначала самозанятые, потом, соответственно, фермеры, индивидуальные предприниматели или компании.
М.Орешкин: И здесь тоже мы можем уткнуться в ту историю, которая сейчас широко обсуждается, связанную с контролем и надзором. Ветеринарный контроль, например. Вопрос, как он распространяется на самозанятых, если часть ЛПХ станет самозанятыми.
Д.Медведев: Мы вчера, кстати, приоткрою тайну, на совещании у меня (оно закрытое было в этой части) обсуждали: а как быть с самозанятыми. Потому что мы сейчас активно развиваем эту модель, и она в экспериментальном виде существует в четырёх регионах, напомню. Там уже 57 тысяч человек зарегистрировалось. Это первый успешный опыт, потому что до этого именно на свет божий, если использовать эту терминологию, выходило 1,5–2 тысячи человек. А сейчас сразу же за несколько месяцев уже под 60 тысяч. То есть модель работает. Видимо, мы её будем стараться распространять на всю страну. Но тогда возникает вопрос: а контрольные процедуры, они как к самозанятым относятся? Совершенно очевидно, что они не должны быть для них такими же, как для больших, так сказать, компаний. Мы и по большим, средним и малым компаниям собираемся эту регуляторную гильотину применять. Стало быть, и по самозанятым должны быть аналогичные требования, может быть, даже суженные в какой-то степени. Это я вчера поручил проработать.
А.Браверман: 28 млн ЛПХ, из них 2,4 млн – товарные ЛПХ, о чём говорил Дмитрий Анатольевич, те, кто производит товарную продукцию не для личного потребления, а для отпуска на сторону. Из этих 2,4 млн ЛПХ значительная часть при определённых условиях может стать сельхозкооперативами. Что для этого по поручению Председателя Правительства сделано? Сформирован так называемый коробочный продукт, он включает в себя меры поддержки Россельхозбанка, «Росагролизинга», Банка МСП, Минсельхоза, включая гранты, Сбербанка. Это не просто набор продуктов, которые уже были, просто их сложили в коробку. Нет, они сделаны специально. Существуют центры компетенции. В Пермском крае такой центр компетенции достаточно силён. Через этот центр компетенции информация должна дойти до каждого товарного ЛПХ, и тогда у него появляется развилка: либо он становится сельхозкооперативом и имеет право использовать наёмный труд…
Д.Медведев: Я только не могу понять, а как Вы товарные от нетоварных отличите? Они сами должны на себя ярлык повесить, что они товарные? Они скажут: нет, мы только для себя молоко получаем.
А.Браверман: Дмитрий Анатольевич, имеется же статистика по сбыту продукции по ЛПХ.
Д.Медведев: По молоку точно имеется, потому что это у нас действительно государственная система, здесь Вы правы, это так.
А.Браверман: Развилка заключается: либо сельхозкооперативом стать и иметь право использовать труд других работников, либо, как Максим Станиславович сказал, зарегистрироваться в качестве самозанятого и производить дальше.
Д.Медведев: По самозанятым мы ещё это решение не приняли, ещё рано об этом говорить. Но это действительно возможный вариант. Александр Арнольдович дополнил ещё вопрос о регистрации кооперативами. Я не сказал об этом. Это действительно правильное направление, оно тоже входит в национальный проект. Давайте продолжим.
О.Сасунов
(директор ООО «Пермские
автобусные линии»): Мы выполняем
межрегиональные, межсубъектные, межмуниципальные перевозки, а также заказные,
туристические. Являемся активными участниками различных социальных программ.
Недавно обслуживали мероприятие – Всероссийский юношеский турнир по баскетболу
под названием «Апрельское безумие». Пермская команда заняла первое место.
Хорошо прошло мероприятие, все были очень довольны.
По поводу информирования предпринимателей говорили. Мы давно уже в бизнесе, порядка 25 лет, а я только недавно узнал о Корпорации МСП. Сейчас стали её активным пользователем, большое спасибо создателям. Для нас это будет новой точкой роста. Мы активно используем сейчас все её сервисы.
Обслуживаемся в настоящий момент в региональном банке. Существует программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса по фиксированной ставке 8,5%. Но количество банков, участвующих в этой программе, ограничено. Сейчас аккредитации уже нет. Дмитрий Анатольевич, не будет ли возобновлена эта программа, чтобы в ней могли пройти аккредитацию местные банки, которые работают с нами?
Д.Медведев: Я уже отчасти ответил на Ваш вопрос. Будет возобновлена. Мы вчера это решение ещё раз затвердили. И ваш региональный банк сможет принять там участие. Это результат вчерашнего обсуждения. Все согласны, в том числе председатель Центрального банка, что список этих региональных банков нужно будет расширить.
Вчера я дал поручение (сейчас пока ничего называть не буду, нужно ещё окончательно его отработать) и по поводу самой ставки, которая применяется. Чтобы посмотреть, что можно сделать в ближайшее время. Это всегда чувствительный момент, потому что выбор между количеством кредитов и более льготной ставкой. Этот вопрос тоже ещё раз проработаем.
Ю.Богушевская (основатель и генеральный директор ООО «Франчайзинг-интеллект»): Наша компания занимается развитием франчайзинга и созданием франшиз. Опыт работы в этой отрасли – более 15 лет – с момента активного развития франчайзинга в России как технологии тиражирования и масштабирования успешного бизнеса. Мы работаем в разных регионах России – более 19 регионов. Компания входит в пул ведущих разработчиков франшиз в России. Более 300 реализованных проектов. Работая в разных регионах, мы столкнулись с такими запросами предпринимателей: они хотят покупать франшизы в производственной сфере и в социальной отрасли. Особенно пользуется спросом франчайзинг в моногородах и у начинающих предпринимателей. Паспорт нацпроекта содержит в планах создание региональных франшиз: ежегодно 20 франшиз от региона.
Теперь перейду к бизнес-навигатору. Наша компания, наши клиенты, наши друзья – мы все являемся активными пользователями сервиса «Бизнес-навигатор» Корпорации МСП. В бизнес-навигаторе есть раздел «Франчайзинг», в этом разделе есть каталог франшиз. На сегодняшний день – порядка 90 франшиз. Поскольку я уполномоченный представитель Российской ассоциации франчайзинга, мы очень плотно по этой тематике работаем с Корпорацией МСП. Бизнес-навигатор имеет и мобильное приложение, что очень удобно для предпринимателей.
Возможно ли, учитывая, что у предпринимателей есть запросы на франшизы производственные и франшизы в социальном предпринимательстве, каким-то образом ускорить наполнение каталога франшиз в бизнес-навигаторе корпорации франшизами производственными и социальными? Это первый вопрос.
И второй вопрос.
Возможно ли оказание мер поддержки регионам по созданию франшиз?
Д.Медведев: Вы, наверное, с Александром Арнольдовичем договорились.
Нет, если говорить откровенно, мне это приятно слышать. Когда мне коллега показывал этот бизнес-навигатор, я смотрел с разумной долей скепсиса – будет из этого толк или нет. Потому что всяких навигаторов я в своей жизни видел немало, на которые деньги тратятся и так далее, а потом ими никто не пользуется. Но в данном случае это не та история. Всё-таки действительно бизнес-навигатором пользуются, надо отдать должное всем, кто этим занимается.
Теперь по поводу франчайзинга. Если говорить о наполнении бóльшим количеством франшиз, мне кажется, что это как раз ваша задача. Давайте им материал – и пусть они этим занимаются. Это первое. Поэтому вы скооперируйтесь и наполняйте хорошими франшизами – был бы только материал для этого.
Что же касается поддержки на федеральном уровне региональной темы, связанной и франчайзингом, отбором франшиз, наверное, об этом можно говорить, но, если честно, мне бы хотелось, чтобы этим регионы сами занимались. Потому что это уж совсем региональная тема. Если мы это ещё из Москвы будем делать, это некоторый перебор. Это же всё-таки бизнес.
Что скажете? (Обращаясь к М.Решетникову)
М.Решетников: У нас есть на территории края ряд достаточно успешных бизнесов, которые тиражируются. Давайте мы сделаем им предложение, насколько им интересно было бы тиражировать свой бизнес, выставим на это бизнес-навигатор. И, я думаю, Александр Арнольдович – он умеет принуждать регионы к активному продвижению бизнес-навигатора – сделает то же с другими регионами. Тогда мы сделаем действительно открытую площадку, когда и предложение будет, и, соответственно, предприниматели почувствуют спрос.
Александр Арнольдович нас сначала как бы немного принуждал, сейчас все команды уже втянулись, все работают.
Д.Медведев: Теперь вы уже удовольствие получаете.
М.Решетников: Вынуждены, да. И тиражируем эту штуку. Главное, что предприниматели втянулись. Мы чувствуем реальный спрос на это. Поэтому мы там разместим информацию. Думаю, за счёт этого запустим процесс.
Д.Медведев: Ну вот, такой ответ.
В.Липнягов (генеральный директор компании «Урал-Полимер»): Наша компания занимается производством полиэтиленовой пленки. В бизнесе я не первый год и довольно часто пользуюсь льготным кредитованием. Но, общаясь с друзьями и коллегами, столкнулся с ситуацией, здесь её уже обсуждали, что люди реально не знают, какие меры государственной поддержки существуют на данный момент.
В связи с этим у меня вопрос, Дмитрий Анатольевич. А где, собственно, я могу узнать обо всех государственных мерах поддержки, предусмотренных нацпроектом, в Пермском крае для малого и среднего бизнеса? То есть куда обратиться мне и всем предпринимателям?
Д.Медведев: Вы абсолютно правильный вопрос поставили. Потому что у нас действительно много чего принимается – на разных уровнях, я имею в виду и федеральный, и региональный, и даже муниципальный подчас. Но общего каталога, свода этого нет. Но у нас есть бизнес-навигатор, на нём всё-таки значительная часть информации должна аккумулироваться. Я в этом смысле всё равно адресую всех к бизнес-навигатору. Если там не хватает чего-то, тогда нужно просто этот сервис развивать. По-хорошему, мне кажется, и региональный ресурс: часть решений ведь, которые принимаются, это не только федеральные решения, это региональные решения, они должны и вами каким-то образом оцифровываться и быть доступными. У вас какой ресурс для этого существует?
В.Липнягов: Дмитрий Анатольевич, во-первых, мы на прошлой неделе открыли офис «Мой бизнес», который как раз создан в рамках программы и при поддержке Министерства экономического развития вместе с корпорацией, и собрали туда все возможности, которые в том числе предоставляет корпорация, федерального уровня, региональные – то, что мы придумываем. Всё это в одном месте собрано. И там же собраны представители разных служб. Постарались одну точку физического присутствия сделать, этот офис у нас на «Телте» открыт. Это раз.
Но сам факт таких вопросов, Дмитрий Анатольевич, – вопросов информирования, вопросов в первую очередь региональных, – свидетельствует о том, что мы явно недорабатываем. Поэтому при подготовке мероприятия я понял, что у нас есть дефицит общения. Усилим работу.
Д.Медведев: На самом деле мы же Вас вроде из Москвы забрали, правильно?
В.Липнягов: Да-да.
Д.Медведев: Почему я сказал об этом? В Москве этот ресурс очень хороший, объективно, и Москва всегда… Во всяком случае это позиция мэра, он говорил: «Пожалуйста, мы готовы этим всем поделиться, даже бесплатно, с регионами». Посмотрите, вообще там действительно это неплохо функционирует.
Москва огромная, собственно, и Пермский край немаленький. Может быть, что-то у них забрать именно для того, чтобы всё было на этом ресурсе сконцентрировано?
В.Липнягов: Дмитрий Анатольевич, в Москве это как раз инвестпортал, который там и создавался, и мы тоже в Перми его развиваем, но вот здесь важно…
Вы правильно сказали, что порталов много, они начинают конкурировать, и всё размывается, а надо всё-таки концентрировать в одном месте. Поэтому, может быть, мы посмотрим по сервисам: часть информации заберём, допустим, с федерального портала, а часть отдадим на федеральный. Давайте мы продумаем тогда, может быть, нас тут скоординируют.
Д.Медведев: Хорошо.
Мы сейчас с Максимом Станиславовичем (Орешкиным) парой фраз перекинулись. Действительно, чтобы не было очень большого количества разномастных порталов, можно и лучшие образцы использовать, как я сказал, московские. Но в принципе, может быть, нам на федеральном уровне задать какие-то критерии, которые бы применялись во всех регионах, чтобы было понятно, куда залезать, какие конкретно кликать позиции, для того чтобы вся картинка высвечивалась. Давайте поработаем тогда и представим предложения.
Б.Бовыкин (индивидуальный предприниматель): Добрый день! Меня зовут Бовыкин Богдан Владимирович, я являюсь директором компании «Гемистоун». Мы производим в России, в Перми, аксессуары из камня для ноутбуков, планшетов и телефонов и продаём их по всему миру через различные онлайн-площадки, маркетплейсы, свои сайты.
Когда мы только начинали, у нас было множество вопросов – как это лучше выстроить, логистические, юридические вопросы. В своё время нам сильно помог Российский экспортный центр, чтобы всё разложить по местам. С тех пор мы довольно хорошо выросли. В данный момент мы продаём уже в 120 стран мира, и это не только развитые страны, но и такие страны, как Афганистан, Пакистан, Нигерия, то есть даже туда наша продукция доходит.
Стоит отметить, что за последнее время сроки доставки до конечного потребителя через «Почту России» существенно сократились по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Это благодаря некоторым изменениям в «Почте России», а также тому, что ФТС упростила систему декларирования.
На данный момент есть такая проблема: при экспортных отправках через «Почту» должна применяться ставка 0% НДС, но мы обязаны, вынуждены добавлять 20% к стоимости, так как мы фактически не можем подтвердить ФНС, что у нас посылка ушла за границу. А в рамках нацпроекта стоит задача по увеличению числа компаний МСП, торгующих на экспорт.
Мы считаем, что, как только этот механизм передачи данных с таможни, допустим, в налоговые органы начнёт автоматически работать, это привлечёт больше компаний. В связи с этим вопрос: когда данный механизм заработает автоматически?
И второй вопрос: можно ли как-то снизить стоимость, тарифы на отправку из России?
Д.Медведев: Мне подсказывают, что коллеги из Таможенной службы здесь присутствуют… Но я начну. Я слышал уже, что, к сожалению, вот это мешает развитию экспортных возможностей. Хорошо, что «Почта» стала работать быстрее. Кстати, её логистические возможности тоже стали лучше, но если говорить о процедурах, связанных с НДС, то с ними пока неважно.
Надо, наверное, это довести до конца. Это абсолютно очевидно, это просто наш экспортный потенциал расширит.
Какие документы нужно принять, это мне должны коллеги подсказать, если их нужно принимать, конечно. Может быть, речь идёт только о практике.
Пожалуйста, прокомментируйте.
Р.Давыдов (первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы): Хотел напомнить коллегам, что, Дмитрий Анатольевич, по Вашему поручению, мы в 2016 году действительно с «Почтой» сделали этот сервис, упрощённый экспорт. Он нацелен был как раз на малый и средний бизнес, для тех лиц, которые находятся на упрощённой системе налогообложения, то есть это неплательщики НДС.
Этот сервис себя очень хорошо проявил в период чемпионата мира по футболу – порядка 440 тыс. посылок было отправлено, то есть практически все паспорта болельщиков были отправлены именно благодаря этому сервису.
Действительно, сегодня процедура подтверждения права на применение ставки ноль НДС при экспорте довольно сложная и неэлектрифицированная. Изменения в Налоговый кодекс были внесены, в 165-ю статью. В наш закон о таможенном регулировании, который с 3 января этого года заработал в полном объёме, мы внесли положение, которое позволяет нам уже не в пилотном режиме в соответствии с Вашим поручением, а в штатном, законном режиме использовать вот эту таможенную почтовую декларацию ЦН-23 в качестве декларации на товары.
Поэтому конструкция, скажем так, этого сервиса для бизнеса выглядит таким образом, что к этой системе надо подключить Налоговую службу. Видимо, потребуется внести изменения ещё в 165-ю статью Налогового кодекса, с тем чтобы можно было это в качестве электронного сервиса уже использовать. То есть не по каждой разовой отправке, условно, как сегодня прописано в Налоговом кодексе, штамповать эти документы, а сделать просто нормальный электронный сервис, который позволял бы действовать в рамках вот этого единого механизма администрирования налоговых, таможенных платежей, который мы сейчас с Налоговой службой выстраиваем. Здесь, наверное, мог бы и Российский экспортный центр подключиться тоже, оказать своё содействие.
Ну и последнее, наверное, – про бизнес-навигатор. Мы столкнулись с тем, что бизнес даже те существующие возможности для неплательщиков НДС, которые сегодня есть уже на почте для отправки на экспорт посылок, пока не очень активно использует. На чемпионате мира это использовалось гораздо больше, 90% всех посылок пришлось на паспорта болельщиков, а остальное – (только 10%) это то, что реально бизнес отправлял.
Поэтому, наверное, информирование малого и среднего бизнеса – это серьёзная задача, мы готовы подключиться к тем сервисам, которые есть на бизнес-навигаторе, и совместно с Российским экспортным центром тоже этот проект реализовать.
Д.Медведев: Спасибо большое. Я думаю, что ответ здесь исчерпывающий.
Проинформировать нужно обязательно всех, подключить и бизнес-навигатор, и вообще другие источники информирования.
По итогам такого общения я, как обычно, подписываю ряд поручений. Естественно, не станет исключением и наша с вами сегодняшняя встреча, поэтому я такое поручение Минфину подпишу, тем более в структуру Министерства финансов у нас входит и Налоговая служба, и Таможенная служба.
Поэтому отработаем схему, которая была предложена, включая изменения в законодательство. Если там действительно нужно что-то поменять, тогда это тоже.
Договорились.
А.Тарасенко (генеральный директор ООО «А.В.Т. Спорт»): Добрый день!
Я руководитель компании «А.В.Т. Спорт», мы производим и продаём спортивный инвентарь, в частности обувь – туристическую, коньки, лыжные ботинки, и поставляем свою продукцию в школы, спортивные секции, спортивные магазины и так далее. Активно сотрудничаем с Корпорацией МСП. Вот буквально недавно была стратсессия, где мы презентовали свой проект. Сейчас ожидаем, надеюсь, положительного решения по льготному кредитованию по линии МСП-банка.
Мы вообще как бы средний бизнес, но сейчас спортивная тема в стране развивается, в том числе и при поддержке государства, и запрос у общества такой есть.
Обувь, которую мы производим, в том числе является импортозамещающим элементом. Я к чему: что мы можем вырасти и превратиться в крупный бизнес.
Д.Медведев: Чего мы все вам желаем.
А.Тарасенко: Спасибо огромное.
И вот здесь мы можем выйти из реестра Корпорации МСП и, соответственно, перестать пользоваться их поддержкой, то есть государственной. И это проблема. У меня вопрос: нельзя ли ввести какой-то переходный период? И вообще на какое-то время, скажем, года на два сохранить поддержку предприятия, даже если это уже крупный бизнес.
Д.Медведев: Это на самом деле тоже важный момент. Потому что в принципе нет такого малого бизнеса, который не мечтал бы стать средним, перефразируя известную фразу из советского кинофильма. Так вот у нас в целом существует этот принцип о том, что льготы и преференции, которые установлены для малого и среднего бизнеса, сохраняются после исчезновения из соответствующего реестра того или иного предприятия. Но с учётом того, о чём Вы говорите, я просто сейчас вот думаю: может быть, нам его нужно специальным образом ещё где-то отфиксировать в качестве общего правила, потому что ведь льготы, различного рода формы поддержки могут быть разными. А по-хорошему в течение определённого срока (его нужно тоже окончательно досогласовать, он должен быть каким-то разумным) все эти формы поддержки должны сохраняться, хотя они выдавались на прежних условиях. Но небесконечно, конечно, это мы тоже с вами понимаем. Надо просто подумать, где соответствующие правила зафиксировать.
М.Орешкин: Если можно, я тоже добавлю. Это
на самом деле касается не только льгот. Это касается,
например, тех же налоговых условий и других требований к бизнесу.
Д.Медведев: Вы имеете в виду льготы или всё-таки общие условия?
М.Орешкин: Нет, даже базовые условия. Мы сейчас с Минфином работаем, чтобы сделать промежуточный режим перехода от упрощённых систем к общей. Чтобы первый-второй год требования вводились постепенно и не было резкого перехода из одного режима в другой. Ровно по этой причине многие компании специально дробятся, чтобы не становиться крупными.
Поэтому здесь мы сейчас работу ведём.
Д.Медведев: Важное добавление, потому что это, действительно, довольно распространённая ситуация.
А.Редекоп (владелец и управляющий АО «Пермснабсбыт»): Несмотря на название, а может, вопреки ему, мы производственная компания. Просто наш бренд известен покупателям. Мы поставляем электронные станции защиты от коррозии в такие государственные компании, как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть», «Лукойл». Очень много поставок. Значительная часть идёт у нас по 223-му ФЗ, мы благодарны этому начинанию Корпорации МСП.
Из мер государственной поддержки мы получали грант из Фонда содействия инновациям, так называемого фонда Бортника. Получали компенсации правительства Пермского края на разработку и коммерциализацию очень важных инновационных продуктов, которые в том числе поставляются и вышеперечисленным компаниям.
Очень серьёзный вопрос у нас есть. Согласно нацпроекту планируется с этими крупными компаниями увеличить закупки до 5 трлн рублей – это довольно много. Что планирует Правительство предпринять, чтобы помочь малым и средним предприятиям, к которым относится и наш «Пермснабсбыт»? Что будет сделано, чтобы улучшить наше финансовое состояние, финансовое плечо подставить, помочь с кадровым резервом? Все промышленники жалуются, что не всё хорошо у нас с кадрами.
Д.Медведев: Немного не уследил за нитью. Сначала Вы про триллионы сказали, которые придут. А в чём поддержка нужна?
А.Редекоп: Мы должны вырасти, должны увеличивать объёмы выпуска продукции, мы должны больше поставлять, а соответственно, нуждаемся в финансовом плече, нуждаемся в кредитной поддержке, нуждаемся в кадрах. Это действительно большая проблема.
Д.Медведев: Я с этим согласен.
Насчёт финансового плеча и поддержки я уже, наверное, всё, что сегодня нужно было сказать, сказал. Мы, естественно, все меры финансовой поддержки, которые запланированы, будем не просто сохранять, а наращивать. Если я правильно помню, по объёму кредитования малого и среднего бизнеса у нас целевая установка до конца 2024 года – 10 трлн кредитов. Это реально очень большая цифра. В этом году у нас триллион. И мы пока, к сожалению, не можем сказать, что этот триллион быстро выбирается. Но тут есть, наверное, организационные проблемы, какие-то ещё. Мы вчера это обсуждали.
Что же касается кадровой темы, да, Вы абсолютно правы. Но эти кадровые компетенции нужно наращивать всем. Я думаю, что и вы как компания, которая растёт, в это должны вкладываться. Но мы, естественно, будем эту тему обязательно продвигать по всем направлениям, которые существуют. У нас есть соответствующие кадровые разделы в национальных проектах. Она не может быть универсальной, потому что невозможно готовить кадры для всех, это понятно. В настоящий момент мы особое внимание уделяем специальному образованию, то есть тем, кто должен получить специальное образование – среднее или высшее, как правило, инженерное образование. На это должны быть брошены все наши силы, для того чтобы у нас было большое количество специалистов.
Но опять же это не общее решение для всей страны. Мы заинтересованы, чтобы были включены такие механизмы, которые позволят в каждом регионе готовить кадры или привлекать кадры необходимых специальностей.
Например, в Пермском крае это один набор специальностей (я не беру сейчас малый бизнес, средний бизнес или крупные компании), вам нужны конкретные специалисты. На этот вопрос должно ответить правительство, они должны сказать: у нас такой-то заказ есть. Они этот заказ должны довести до Министерства науки и высшего образования, и уже там мы должны будем перераспределять в том числе и бюджетные места, что мы довольно активно делаем.
За последние годы мы довольно много бюджетных мест перераспределили из популярных направлений, таких как экономика, право и некоторые другие, которые в 1990-е годы были в зените, да и в 2000-е годы. Сейчас переключаемся на представителей инженерных профессий, на программистов – в общем, на то, что сегодня очень востребовано рынком, и там, где у нас пока этих специалистов не хватает.
Что же касается среднего специального образования, здесь уже в чистом виде компетенция региона. Вы какие-то решения принимали по этому поводу?
М.Решетников: Дмитрий Анатольевич, я как раз хотел сказать, что мы как регион сейчас почувствовали абсолютно иной подход со стороны Минобрнауки Российской Федерации. Нас стали спрашивать о контрольных цифрах приёма, о структуре, наше мнение. Министр сейчас говорит: напиши, что тебе надо, давай вместе посмотрим, и я на твоей позиции, на позиции региона и буду дальше основываться.
Мы сейчас составили баланс на ближайшую шестилетку: сколько у нас будет выпускников (по укрупнённым специальностям) и сколько нам понадобится кадров. Например, в технических специальностях в ближайшие шесть лет у нас будет выпуск 30 тысяч человек. При этом 33 тысячи специалистов с оборонных, промышленных и других предприятий уйдут на пенсию. И ещё у нас на 10 тысяч человек – новые инвестиционные проекты. То есть дефицит – 13 тысяч. То же самое по айтишникам. Там, конечно, на пенсию мало уходят, но там спрос большой, расти будет.
Поэтому у нас очень большой запрос сейчас на изменение структуры образования. А есть специальности, где большой профицит.
И поэтому мы сейчас вместе с вами (это действительно задача региональная, рынки труда – региональные) должны посмотреть и сбалансировать это в общем. Если мы на региональном уровне чётко сформируем свою позицию, я абсолютно уверен, что федеральное Правительство нас поддержит.
Д.Медведев: Да, я уже сказал, мы, естественно, будем плясать от того, что нужно регионам. Именно баланс по кадровым ресурсам, о котором сказал Максим Геннадьевич (Решетников), и будет основой для принятия решений по распределению бюджетных мест, прежде всего в федеральных высших учебных заведениях. А вы на своём уровне, соответственно, тоже будете это делать.
И если говорить серьёзно по кадрам, очень важно, чтобы в это всё-таки бизнес включался, мы с вами это понимаем. Если говорить о среднем специальном образовании и так называемых рабочих профессиях, здесь вообще без бизнеса государство ничего сделать не может. Вы должны формировать предложения, и здесь очень важны партнёрства – между бизнесом и государством – по подготовке кадров. Они у нас довольно активно уже развиваются, что, кстати, позволяет нам в том числе и такие важные соревнования проводить, как WorldSkills, которое в этом году у нас будет.
К.Потоцкий (генеральный директор ООО «Промтранс»): С 2006 года мы работаем в сфере грузового железнодорожного транспорта. Нашими клиентами на сегодняшний день являются крупнейшие промышленные предприятия Пермского края, такие как «Горнозаводскцемент», «Метафракс», «Соликамскбумпром».
21 мая в Перми прошла стратегическая сессия в рамках национального проекта, Корпорация МСП приезжала, и мы презентовали свой проект по увеличению парка платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров. И 25 марта, то есть очень оперативно, наш проект утвердили, и при поддержке Сбербанка, Минэкономразвития мы получили 50 млн рублей кредитных средств по ставке 8,5%. В связи с тем, что мы активно растём и развиваемся, в ближайшее время мы планируем строительство вагоноколёсных мастерских по ремонту колёсных пар.
В связи с этим вопрос: планируется ли Правительством Российской Федерации расширение перечня отраслей экономики, которые так же, как и мы, могут воспользоваться льготными условиями по кредитованию? Конкретно интересует отрасль строительства.
Д.Медведев: Будем считать, что это случайность, хотя случайное в жизни не так часто происходит. Мы вчера рассматривали вопрос по стройке на совещании у меня. Действительно, такая идея есть, поручение такое я дал вчера. Будем планировать включение строительного бизнеса в систему льготного кредитования.