В повестке: о национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Максима Орешкина по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня обсудим вопросы, которые касаются поддержки малого и среднего предпринимательства.
Но прежде чем мы это сделаем, хочу сказать, что я утвердил один из важных документов стратегического планирования – бюджетный прогноз до 2036 года. Как и долгосрочный прогноз социально-экономического развития нашей страны, бюджетный прогноз разработан в двух вариантах – базовом и консервативном, которые предполагают разную динамику основных показателей. Там, естественно, и разные цифры стоят. Но, наверное, самое главное здесь не цифры, а цель этой работы – оценить основные тенденции развития глобальной экономики, прежде всего с упором на наших торговых партнёров. А также оценить положение дел на мировых финансовых рынках, сырьевых рынках, возможные факторы, которые будут влиять на развитие ситуации, включая те же самые торговые войны, протекционизм, санкции, просчитать связанные с этим риски, причём именно в среднесрочной перспективе, и спрогнозировать ключевые показатели для нашей экономики.
Мы достаточно долго всё это
обсуждали, и сейчас такое решение принято. Давайте будем эти
решения использовать.
Участники заседания
-
PDF
204Kb
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, 1 апреля 2019 года
Теперь возвращаюсь к малому и среднему предпринимательству. Напомню, у нас в стране около 6 млн малых предприятий, которые дают чуть больше 19 млн рабочих мест. Вклад малого и среднего предпринимательства в валовый продукт оценивают в 22% с небольшим. Эта цифра растёт, она была хуже. С другой стороны, это, конечно, не те цифры, которые нас должны устроить. Есть задача увеличить долю малого и среднего бизнеса в экономике, выйти на сопоставимый с развитыми странами уровень. Для этого должно кратно увеличиться число предприятий, объёмы их услуг, продукции, чтобы малое предпринимательство было достаточно привлекательным.
На эти цели и должен работать национальный проект. Его бюджет – без малого полтриллиона рублей. В него входят пять федеральных проектов, они сосредоточены на улучшении условий ведения предпринимательской деятельности и расширении доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам, включая льготное кредитование.
Мы нашли решение по оперативному использованию субъектами межбюджетных
трансфертов. Почти все регионы по национальному проекту заключили соглашения о
предоставлении субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Речь идёт о сумме свыше 25 млрд рублей на текущий год. Регионы уже могут
финансировать мероприятия, которые
по этому проекту запланированы. И конечно, с этим затягивать ни в коем случае
нельзя.
Что ещё нужно отметить?
Во-первых, с этого года запущен пилотный проект по специальному налоговому режиму для самозанятых граждан. Это не только репетиторы и няни, помощники по хозяйству, но и те, кто занимается перевозками, сдаёт в аренду квартиры, то есть, по сути, занимается малым предпринимательством. При доходе не более 200 тыс. рублей в месяц они могут платить налог 4% при работе с физическими лицами, 6% – с юридическими лицами – через мобильное приложение. Это, конечно, очень низкая налоговая нагрузка.
Проект стартовал в четырёх регионах – Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Там около 50 тысяч человек зарегистрировано. Наверное, даже больше уже. Новая система позволяет им получить официальный статус. И конечно, нужно эти преимущества лучше разъяснять.
Если проект будет востребован, как мы и договаривались, его действие распространим на всю территорию страны.
Второе. Идёт работа над законодательством в сфере социального предпринимательства. Этот законопроект прошёл первое чтение в Думе. Такие компании должны получать государственную поддержку. Именно они помогают социально уязвимым категориям людей, создают для них рабочие места. Важно наладить механизм распространения лучших практик поддержки такого рода социального предпринимательства в отдельных регионах.
Третье, над чем мы работаем в рамках национального проекта, – это расширение доступа малых и средних компаний к финансовым ресурсам, в том числе к льготному кредитованию. Это исключительно важная тема. У малого и среднего бизнеса большая потребность в недорогих кредитных ресурсах.
Программа льготного кредитования
стала доступнее для предпринимателей, в первую очередь за счёт многократного
увеличения числа банков-участников и расширения отраслей.
Право на участие в ней получили около 70 кредитных организаций, в том числе
небольшие региональные банки из 29 регионов. До конца года объём льготного
кредитования должен вырасти до 1 трлн рублей.
Процентную ставку по кредитам, которые выдаются в рамках Национальной гарантийной системы, также удалось снизить, теперь она на 2–3% ниже рыночных ставок. Это в целом неплохо для бизнеса. Нужно двигаться и дальше в этом направлении.
И четвёртое, но не менее важное направление – это проблема большого количества проверок этих структур по линии контроля и надзора. Надо, как мы и договорились, эту систему менять: не только искать нарушения, за которые нужно наказывать, но и предупреждать их. Для того чтобы не было соблазна постоянно трясти бизнес, должен быть создан новый цифровой ресурс, который позволит предпринимателям заявлять о нарушениях при проверке. Сформируем так называемый зеркальный реестр проверок, чтобы можно было оперативно реагировать на заявленные нарушения. Разработку такой системы требуется завершить до середины октября и потом её протестировать.
И конечно, мы должны – как, собственно, и было определено и в послании, и на наших совещаниях, – избавить предпринимателей от избыточных требований в рамках так называемой регуляторной гильотины. Понятно, что здесь все решения также должны быть приняты и сформирована прозрачная контрольная система.