Глава Сбербанка рассказал Председателю Правительства о новых банковских услугах и продуктах, ориентированных, в частности, на старшее поколение и малый бизнес.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Герман Оскарович, Вы возглавляете крупнейший финансово-кредитный институт в стране, где свои деньги хранят очень разные категории граждан: и совсем молодые, студенты, те, кто начинает свой жизненный путь, и люди очень зрелые, находящиеся уже в предпенсионном и пенсионном возрасте.
Я знаю, что вы довольно много занимаетесь вопросами подготовки различных программ, которые могли бы помогать этим категориям граждан решать свои задачи. Они тоже очень разные: у кого-то это накопительные вопросы, у кого-то вопросы, связанные с небольшим предпринимательством, индивидуальной деятельностью, решением задач другого порядка, в частности ипотечных, и так далее.
Как принято говорить в банковском мире, у вас довольно широкая продуктовая линейка. Какие конкретно программы и дополнительные возможности в настоящий момент вами подготовлены?
Г.Греф: Дмитрий Анатольевич, действительно, мы в последний год особенно старались концентрироваться на нескольких очень важных для нас группах клиентов.
Начну с пожилых людей. В прошлом году и начале этого года мы сделали целый ряд изменений, связанных с тем, что мы попытались предоставить людям пожилого возраста возможность получать полноценный набор банковских продуктов.
Во-первых, мы сняли ограничение 60 лет при получении различного вида кредитов, включая ипотечные кредиты, и в этом году запустили кредит под поручительство до 80 лет. Теперь человек до 80 лет может получить фактически весь набор банковских продуктов.
Мы серьёзно работаем над тем, чтобы изменить наши интерфейсы в электронных каналах, потому что всё больше и больше людей зрелого возраста начинают пользоваться электронными каналами. Мы много времени тратим на это.
Хочу сказать, что Пенсионный фонд очень активно помогает в специальном образовании людей, выходящих на пенсию, и пенсионеров. Мы совместно с Пенсионным фондом фактически в каждом отделении Пенсионного фонда создали специальные программы: наши сотрудники работают с пенсионерами, показывают, как пользоваться электронными сервисами. Мы получаем обратную связь от людей.
В основном, конечно, люди в преклонном возрасте уже не очень хорошо видят, поэтому мы стараемся делать специальные интерфейсы для них – шрифты покрупнее, значительно меньше опций, значительно более простые интерфейсы, чтобы они могли осуществлять операции. И это эффективно. Если ещё три года назад люди пенсионного возраста совершали в основном только одну банковскую операцию – снятие наличных с карты, то сегодня в среднем они совершают семь активных операций в месяц. Это очень позитивно. И всё больше и больше клиентов пожилого возраста переходят на удалённые, дистанционные каналы. Это не может не радовать, поскольку это значительно более удобно и там мы предоставляем большой набор сервисов, не только банковских, но и небанковских.
Второе направление: мы в этом году начали эксперимент по переобучению людей в возрасте.
В прошлом году мы открыли «Школу 21». Это школа по подготовке инженеров в области программирования. Средний срок обучения – три года, и было ограничение по возрасту: от 18 до 30 лет. Там очень жёсткая конкуренция: на первый набор инженеров подали заявки на 500 мест 86 тысяч человек.
Д.Медведев: Курс длинный?
Г.Греф: Три года в среднем.
Д.Медведев: Полноценное образование.
Г.Греф: Да. Там 21 уровень. И чтобы пройти 21 уровень, неподготовленному человеку нужно не менее трёх лет. Для людей, которые уже имеют соответствующее образование, это время может быть сокращено до полутора лет.
Мы в начале года объявили экспериментальный набор 50+.
Д.Медведев: Есть желающие?
Г.Греф: 19 человек подали заявки, 12 из них прошли конкурсный отбор.
7 первых человек будут учиться в школе. Это был серьёзный эксперимент. Оказалось, что люди в возрасте 50+ показывают очень хорошие результаты, они учатся с ребятами 18–30 лет.
Д.Медведев: Подзаряжаются энергией.
Г.Греф: Да. Получился очень интересный эксперимент, и мы решили после этого вообще отменить ограничения по возрасту в школе. Следующий набор уже будет осуществляться вне зависимости от возраста, и люди всех возрастов будут конкурировать на равных. Людям 50+ было очень интересно обучаться не только в своей возрастной категории, а именно в смешанном режиме с молодыми людьми. И они зачастую показывали более высокие результаты. На старте немножко отстают, но затем догоняют. Это очень интересный факт и эксперимент.
И очень многое мы сделали для продвижения продуктов для малого бизнеса. В прошлом году запустили в промышленную эксплуатацию так называемые смарт-кредиты: малый предприниматель может получить кредит, не обращаясь в банк, получить в электронном виде себе на счёт.
Эта технология послужила у нас основой для разработки нового шага. Уже до конца этого года мы сделаем это доступным для всей страны, сейчас у нас в этой технологии работает четыре территориальных банка, это примерно 20% территории страны. Это когда уже крупный бизнес получает предодобренное предложение, он может получить кредит в течение семи минут. С момента заявки на кредит до получения денег на счёт, подписания договора в электронном виде – на всё уходит семь минут.
Д.Медведев: Это выдающийся результат. Вы сами смотрели, это действительно реально работает в таком режиме?
Г.Греф: Конечно. Когда мы говорим «семь минут», то технология должна помещаться в семь минут. То есть человек должен иметь возможность за семь минут получить все одобрения, подписать договор и получить деньги на счёт. Была проведена большая работа, в том числе проходят такие процедуры, как комплаенс, юридический анализ…
Д.Медведев: Тогда у вас должна быть колоссальная база, которая позволяет банковскую процедуру – выяснение текущего статуса и разных противопоказаний в отношении заёмщика – быстро проводить.
Г.Греф: Да. Пока мы это запустили для клиентов, которые не менее двух лет работают с нами.
Тем не менее это большой объём информации. То есть юристы, комплаенс – всё это автоматизировано, всё это делает нейронная сеть. Мы очень долго учили её.
Д.Медведев: То есть это элементы искусственного интеллекта.
Г.Греф: Да, это всё построено на искусственном интеллекте. Без этого сделать было невозможно.
Д.Медведев: Это интересно. Но самое главное не то, что это интересно, а то, что это существенным образом облегчает жизнь относительно небольшим заёмщикам, которые приходят к вам не за многомиллиардными кредитами (это всегда сделка разовая, вы её обсуждаете, потому что это значительные суммы), а за стандартным набором кредитных услуг. Это на самом деле очень важно.
<…>