Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Напомню, на одном из заседаний Правительства мы обсуждали дополнительные меры, которые можно было бы принять для выравнивания социально-экономического развития субъектов. Мы эту тему затрагивали в феврале, я сказал, что вернёмся к её обсуждению в режиме отдельного совещания.
Участники совещания
-
PDF
135Kb
Список участников совещания о социально-экономическом развитии регионов
Причина понятна, цель – создать условия для нормальной, достойной жизни на всей территории страны, чтобы, вне зависимости от того, где люди живут, они имели доступ к качественной медицине, образованию, пользовались инфраструктурой и просто нормально зарабатывали. Уровень жизни в нашей стране (это факт) существенно отличается от региона к региону, иногда в разы. Задача государства – предложить инструменты развития, которые позволят эту ситуацию выровнять. Для этого надо раскрывать потенциал территорий, определять, какая экономика на что способна, разработать для каждого региона конкретные направления развития, или рецепты успеха, чтобы каждый субъект находил источники роста внутри себя, а не превращался в огромное бюджетное учреждение, которое целиком и полностью финансируется из Москвы. Это точно было бы самым плохим вариантом развития событий. При этом эти программы должны быть обсуждены с людьми, понятны и иметь персональных ответственных, с которых будут спрашивать и жители конкретного региона, и федеральный центр.
Такие идеи мы заложили в стратегию пространственного развития, которая рассчитана на период до 2025 года. Надо теперь сформировать план мероприятий по её реализации. Там должны быть обозначены конкретные меры по развитию всех регионов, поэтому с этим не нужно затягивать. Напомню, что срок внесения этого плана – середина мая. Кроме того, я поручил Минэкономразвития, Минфину и Минтруду до 15 апреля представить в Правительство дополнительный комплекс мер по ускоренному развитию субъектов с низким уровнем социально-экономического благосостояния. Есть такие субъекты, где ситуация наиболее сложная. Это Калмыкия, Мордовия, Марий Эл, Республика Алтай, сюда же можно отнести Саратовскую, Курганскую, Пензенскую области и Тыву. О Республике Тыва мы сегодня и поговорим.
Я хотел бы, чтобы мы провели серию таких совещаний. По одной, по несколько территорий будем рассматривать, потому что эти решения носят конкретный характер. Это не просто работа вообще, а это конкретный набор проектов, которые касаются того или иного региона. Если говорить о Республике Тыва, то это известная железная дорога, которая должна позволить эффективнее осваивать минерально-сырьевые ресурсы, это целый ряд других проектов – строительство и терминала, и туристических комплексов.
Также хочу проинформировать вас, что я подписал специальное распоряжение Правительства об одобрении комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». В рамках этого проекта мы и будем работать. Подчёркиваю, решения носят абсолютно адресный характер, поэтому давайте в режиме такого совещания разберём, чем конкретно помочь определённому региону. Причём речь не идёт о том, чтобы банально деньги в очередной раз выделить из резервного фонда. Я это не исключаю, но это точно не главное, это последнее, что можно сделать.
Речь идёт именно о развитии: это и грантовая система, и принятие инфраструктурных решений, и создание территорий опережающего развития, особых экономических зон, естественно, работа по национальным проектам. Где-то, может быть, нужно инвесторов немного подтолкнуть или, наоборот, провести ревизию того, что они сделали или не сделали. Всё это касается Республики Тыва. Давайте этим займёмся. Напоследок хочу сказать: полагаю правильным за каждой из этих территорий, где существуют такие сложности, ещё закрепить куратора из федерального Правительства, человека, который будет, что называется, приглядывать за тем, как реализуются те или иные решения.