Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы с вами продолжаем работать над одним важным документом. Я проводил совещание (уже достаточно давно) по проекту нового закона о защите и поощрении капитальных вложений и развитии инвестиционной деятельности в нашей стране. Мы обсуждали проект, на тот момент существовавший, был проведён целый ряд совещаний в Правительстве, а также различные встречи с участием бизнеса.
Пора подводить итоги, потому что, строго говоря, все сроки, которые мы себе ставили для подготовки этого законопроекта, вышли.
Участники совещания
-
PDF
131Kb
Список участников совещания о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации, 22 марта 2019 года
Коротко остановлюсь на нескольких моментах.
Во-первых, для того чтобы этот документ был действенным и интересным для представителей предпринимательского сообщества, предполагается сформировать два основных инвестиционных режима для проектов, которые реализуются по инициативе бизнеса: универсальный и индивидуальный.
В рамках первого инвесторам будет предложен определённый набор условий, которые являются стандартными для большей части проектов, а государство возьмёт на себя обязательство их не менять в течение определённого срока, причём достаточно длительного. Нужно ещё продумать, каким образом это обязательство будет гарантировано, потому что мы с вами понимаем: государство у нас, как и вообще любое государство, имеет право на всё – в пределах, установленных Конституцией и законами. Поэтому это обязательство должно быть определённым образом подкреплено. Этот период будет зависеть от объёма вложенных инвестором денег. И в ряде случаев – это должно сопровождаться обязательством по компенсации затрат инвестора на строительство необходимой инфраструктуры за счёт уплачиваемых им налогов.
Индивидуальный режим предусматривает расширенные условия, различные меры финансовой и нефинансовой поддержки. Среди них, например, компенсация процентной ставки, предоставление капитальных грантов и целый ряд других.
Дополнительно предложены инвестиционные режимы, которые позволят федеральным министерствам и регионам привлекать инвесторов к реализации мероприятий национальных проектов на конкурентной и конкурсной основе. Это тоже очень важно с учётом того, какое значение мы придаём национальным проектам, какой объём финансовых инвестиций заложен в бюджет, какие предполагаются направления для совместной работы.
Во-вторых, все проекты будут реализованы в реальном секторе экономики, за исключением некоторых направлений. При этом доля собственных средств должна быть достаточно высокой. Предлагается для социальной сферы – 250 млн рублей при общем бюджете проекта 1 млрд рублей, для проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, утилизации отходов, туризма и услуг объём собственных средств инвестора должен составлять не менее 1 млрд рублей, а общий бюджет – не менее 5 млрд рублей. Кроме того, проект должен быть новым и располагаться на территории нашей страны.
Мы видим, что интерес инвесторов к условиям, которые заложены в законопроекте и разрабатывались совместно с бизнесом, достаточно высок. Была создана рабочая группа, которая отбирает предварительные заявки. Их поступило довольно много – около тысячи инициатив. Нужно, конечно, смотреть на реалистичность этих инициатив. Тем не менее их уже объявленный объём составляет порядка 76 трлн рублей. Мы рассчитываем, что к концу года несколько десятков проектов можно будет начать реализовывать. И это даст ощутимый эффект при достижении целей национальных проектов.
Давайте сегодня обсудим этот законопроект и поставим в этой дискуссии уже завершающую точку, чтобы законопроект мог быть внесён на заседание Правительства.