В повестке: законопроекты, направленные на совершенствование правового регулирования в лесной отрасли; использование биржевого механизма в качестве главного инструмента продажи лесоматериалов; ход реализации плана мероприятий по противодействию незаконной заготовке и обороту древесины.
О ходе реализации плана мероприятий по противодействию незаконной заготовке и обороту древесины доложил руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик. В частности, он проинформировал участников заседания о подготовке ряда законопроектов о передаче на федеральный уровень всего комплекса работ по лесоустройству, разделении понятий «лесная охрана» и «федеральный государственный лесной надзор», закреплении социальных гарантий государственным лесным инспекторам и расширении полномочий лесных инспекторов, включая наделение правом останавливать в лесу лесозаготовительную технику и лесовозы. Один из разрабатываемых законопроектов коснётся обязанности граждан, пребывающих в лесах с техникой и оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, иметь при себе документы, подтверждающие право на использование лесов. МВД также подготовлен ряд законопроектов, касающихся возможности конфискации лесозаготовительной и лесовозной техники, распространяющейся как на собственников, так и на третьих лиц.
Отдельно участники совещания остановились на теме определения понятий незаконной рубки, хищения и незаконного оборота древесины. По мнению вице-премьера Алексея Гордеева, данная терминология уже закрепилась в практике и на официальном уровне, теперь её необходимо внедрить в существующую нормативно-правовую базу, предусмотрев для этого правильную юридическую конструкцию. Вице-премьер дал поручение обсудить этот вопрос со всеми заинтересованными ведомствами с целью установления единой трактовки этих терминов и синхронизации их с Лесным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и Уголовном кодексом.
Также на заседании обсудили возможность введения биржевого механизма при реализации древесины, который предполагает устранение лишних административных барьеров при оформлении сделок и делает прозрачным происхождение (лесоматериалов и формирование цены на них). Такой пилотный проект уже успешно запущен в семи регионах России – Иркутской, Новгородской, Кировской областях, Пермском и Красноярском краях, Удмуртской Республике и Республике Бурятия. В ближайшее время к электронным торгам древесиной присоединятся ещё пять субъектов. По данным Рослесхоза, в 2018 году на электронной площадке было реализовано более 600 сделок с общим объёмом древесины около 1,2 млн куб. м на сумму более 750 млн рублей. Алексей Гордеев отметил, что незаконный оборот древесины, как правило, происходит вне поля биржевых сделок, а механизм электронных торгов будет способствовать скорейшей реализации плана по его противодействию. Кроме того, вице-премьер подчеркнул важность того факта, что биржевые торги позволят насытить лесной продукцией в первую очередь внутренний рынок. И высказал предложение об использовании биржевого механизма в качестве единственной площадки для продажи определённых товарных групп на экспорт. Дополнительно проработать этот вопрос поручено Федеральной антимонопольной службе совместно с Минпромторгом России и Рослесхозом.
Был рассмотрен вопрос об отнесении лесоматериалов к стратегически важным ресурсам и необходимости снижения порога стоимости реализуемой древесины с 1 млн рублей до 100 тыс. рублей для привлечения к ответственности лиц, занимающихся её контрабандой.
По итогам заседания рабочей группы Алексей Гордеев дал поручение ускорить реализацию основных пунктов плана мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины.