Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева
Вступительное
слово Дмитрия Медведева:
В четверг на заседании
Правительства мы обсуждали цены на минеральные удобрения в рамках
подготовки к весенним полевым работам. Прямо скажем, министры разошлись в
оценках того, как обстоят дела (я имею в виду Министра сельского хозяйства,
Министра промышленности), по поводу уровня цен на минеральные удобрения для
сельхозпроизводителей. Поэтому я вас собрал.
У нас в принципе позиции неплохие: химическая
промышленность развивается, сельское хозяйство развивается весьма неплохо, и
это взаимодополняющие компоненты. Напомню, что доля России в мировом
производстве удобрений где-то около 10%, а по экспорту пшеницы наша страна занимает
первое место в мире. Обе эти позиции не хочется потерять. Мы заинтересованы в
том, чтобы дальше и сельское хозяйство, и производство минеральных удобрений развивались
устойчиво, в том числе для того, чтобы решить задачи, которые у нас в рамках
национального проекта «Международная кооперация и экспорт» являются
контрольными.
Участники совещания
-
Список участников совещания о ценах на минеральные удобрения, 18 марта 2019 года
Что касается цен, то они, естественно, колеблются.
Это связано и с внешними рынками, тем более что у нас практически 75%
минеральных удобрений идёт на экспорт. Есть сезонные факторы – спрос на
удобрения перед началом полевых работ, конечно, растёт, в межсезонье ситуация
меняется. Поэтому нам нужно понять, как сбалансировать интересы обеих отраслей
и сейчас, и в какой-то определённой перспективе, чтобы у сельхозпроизводителей
была возможность приобретать необходимые удобрения по нормальным, приемлемым
для них ценам, не повышая свою закредитованность, и чтобы, с другой стороны, производители
минеральных удобрений не чувствовали избыточного регулирования в этой сфере.
Я знаю, что коллеги встречались, обсуждали эти
вопросы, поэтому давайте начнём с анализа, который сделала Федеральная
антимонопольная служба.
Из
стенограммы:
И.Артемьев:
Сегодня Председатель Правительства проводил совещание по очень важной для наших
аграриев теме – по ценам на минеральные удобрения. Все министерства были заслушаны.
Мы оценивали по данным мониторинга, который ФАС ведёт с 2015 года, какой был
рост цен.
Сегодня все наши компании
выдерживают параметры, которые им были заданы в виде предписаний Федеральной
антимонопольной службы (это для доминирующих субъектов, то есть монополистов) и
соответствующих рекомендаций. Их цены всегда должны быть ниже экспортной альтернативы.
То есть по той цене, по которой они продают за рубеж, они не могут продавать на
внутренний рынок, они должны продавать дешевле. В целом эти скидки по
результатам прошлого года составляли около 10% и сейчас продолжают сохраняться
на этом уровне.
Вообще мировая
конъюнктура в этой отрасли – 20-летняя. В последние годы были сверхнизкие цены,
которые только позволяли выживать предприятиям. Сейчас на мировых рынках (в
связи с тем, что Китай их покинул) оживление, и экспортная альтернатива выросла
(то есть цена). И внутренняя тоже несколько потянулась вверх.
Поэтому сегодня
обсуждались и очень важные вопросы, связанные с развитием биржевой торговли. Там,
где не монополия, а несколько продавцов, чтобы ни в коем случае не
легализовывать через биржевой механизм цены монополистов.
Обсуждались вопросы
развития сети дистрибуции. Сегодня всё-таки здесь есть посредники. И особенно
сложно приходится небольшим производителям, которые вынуждены покупать у
посредников, – там, где мелкий опт и где цена высокая.
Мы уже приступили
фактически на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже к торгам минеральными
удобрениями, и любой производитель, даже мелкий, открыв сайт (в XXI веке открыть сайт он может,
наверное), видит реальную цену, по которой он может купить. Это позволит ему,
или артели соответствующей, или некой ассоциации закупить оптом непосредственно
у продавца, не падая в ножки одному и тому же какому-то жулику и мошеннику,
который является перекупщиком и продаёт втридорога те же самые минеральные
удобрения (а до производителя, который продаёт в три раза дешевле, не
дотянуться рукой, потому что слишком далеко всё это). Можно будет купить,
просто используя механизм электронной торговли, практически любому. Вот эти
меры.
Меры, связанные
с увеличением объёмов производства минеральных удобрений, что очень отрадно в
последнее время в связи с ростом всего сельского хозяйства: слава богу, в нашей
стране увеличился объём, как говорили производители, процентов на 30. И это
очень хорошо, потому что это увеличивает предложение на рынке, а значит,
способствует стабилизации цен. Тут большой комплекс вопросов обсуждался сегодня
у Председателя Правительства, по которому будут даны серьёзные поручения и
Федеральной антимонопольной службе, и Минсельхозу, и в первую очередь
Министерству промышленности Российской Федерации.
Вопрос: Вы сказали, что
цена на внутреннем рынке слегка подросла вслед за экспортной. А процент можно
назвать?
И.Артемьев: У самих
производителей увеличение достигало 20%. Но с учётом скидок, которые они
предоставляли по нашему предписанию… Я объясню, в чём здесь механизм. Вообще
говоря, если бы мы рассчитывали по так называемой средневзвешенной экспортной
альтернативе, то цена была бы практически равна этой средневзвешенной цене.
Хитрость заключается в том, и в этом особенность, на которую согласились наши
производители, что они отгружают свой товар на внутренний рынок по так
называемой минимальной экспортной цене, по самой низкой из возможного диапазона,
а не по средневзвешенной. Таким образом, эта разница всегда составляет 10–15%.
Почему сейчас нет особой тревоги у нас – потому что, с одной стороны, цены
выросли примерно на 20%, а с другой стороны, они только сейчас достигли уровня
цен июня 2015 года. И сделано это за счёт того, что существует этот тормозящий
механизм, который является абсолютно рыночным, принимается всеми компаниями, всеми
агентствами, но он сделан сегодня в Российской Федерации. Он сделан, вы знаете,
в нефтепродуктах, недоделан в газе. И вот здесь он сделан тоже частично.
Надо ещё
дополнительно – мы обсуждали – на бирже собирать все внебиржевые контракты,
поскольку они более длинные и цена у них ниже, и суммировать это в единый
индикатор. Тогда ещё процентов 10 в цене получит в минус российский
потребитель. Это тоже, видимо, найдёт отражение в поручениях Председателя
Правительства.
Но всё, что я
рассказываю, может быть, так сложно, на самом деле очень просто, это всё уже
сделано в нефтепродуктах. Нам нужно продублировать и повторить аналогичный
механизм в минеральных удобрениях, и тогда 20% скидки будут получать сегодня в
оптовом звене все потребители.
Вопрос: То есть можно
сказать, что соглашение об урегулировании цен держится?
И.Артемьев: Дело всё в том,
что соглашение с 2008 года держится. Оно пролонгируется между поставщиками и
потребителями услуг – это не запрещено антимонопольным законодательством.
Правительство за этим внимательно следит, предлагает формы для ценообразования
(подчёркиваю, по минимальной экспортной, а не по средневзвешенной, цене). Это ещё
один вклад. И то, что нужно дополнительно сделать: развивать дистрибьюторскую
сеть, организовывать базисы поставки, организовывать биржевую торговлю и
внебиржевые контракты включить в индикативную массу – для этого их нужно все
сдавать на биржу и, соответственно, получать средневзвешенный контракт по
внебиржевым и биржевым механизмам. Кроме того, рассчитывать нетбэки – то, что
мы делаем по нефтепродуктам. Всё это вместе, ещё раз повторяю, приведёт к тому,
что 20–25% скидки внутренние, российские потребители будут получать
относительно тех цен, по которым будут продаваться на экспорт эти минеральные
удобрения.
Вопрос: То есть
сельхозпроизводители остались довольны принятыми решениями? Конфликт, если
можно так сказать, исчерпан?
И.Артемьев: Дело в том, что
сельхозпроизводители, на мой взгляд, были довольны теми решениями, которые
есть. Но к ним тоже выйдут такие обращения, поручения Премьера, как и ко всем
нам, что надо хорошенько поработать засучив рукава, потому что, как я уже
сказал, мы прошли полпути, надо пройти вторую половину и сделать это быстро.
Так, чтобы мы не оказались в случае какого-то заоблачного роста на мировых
рынках цен на минеральные удобрения (вдруг там что-то случится, какой-нибудь
коллапс) безоружными здесь, в стране. Тогда будут включены другие механизмы,
которые, как вы знаете, были включены в нефтянке. В любом случае наш
сельхозпроизводитель будет защищён.
Вопрос: А правильно я
понимаю, что сейчас ситуация на этом рынке стабильная и дополнительных рычагов
регулирования не требуется?
И.Артемьев: Нет, они
требуются. Я о них говорил. Это будет содержаться в поручениях Премьера.
Премьер шесть-семь таких поручений даст, некоторые из них я вам назвал, которые
касаются в первую очередь Федеральной антимонопольной службы.
Вопрос: С точки зрения
увеличения объёмов продаж через биржу какие-то будут поручения?
И.Артемьев: Дмитрий
Анатольевич поддержал это направление, имея в виду, что не для монополистов,
потому что, когда один продавец на бирже, это просто легализация монопольно
высокой цены. Это недопустимая вещь, очевидно. А когда количество продавцов N (три и больше), уже можно об этом говорить. Кроме
того, на бирже существует не просто аукцион, а двойные встречные аукционы,
которые позволяют идти по цене и вниз тоже, если ты хочешь продать побольше
объём. Ну и всё, что я вам рассказывал, это элементы как раз направлены на то,
что нужно достроить в этой системе. Мы полны решимости эти поручения Премьера,
конечно, выполнить в этом году.