Первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов выступил с докладом о стимулировании инвестиционной активности в России.
Из стенограммы выступления:
А.Силуанов: Добрый день, уважаемые коллеги!
Я всё-таки немного шире коснусь вопроса поддержки бизнеса. Речь идёт не только о законе. Я хочу сказать, что в основном работа Правительства Российской Федерации подчинена задаче ускорения темпов экономического роста. И создание таких условий, когда не только бюджетные средства направляются на инвестиции, на инфраструктуру – вы знаете, что бюджетные ресурсы ограничены, – но и ваши средства, ваши ресурсы, частные деньги направляются на развитие новых производств, создание новых рабочих мест, соответственно, на увеличение добавленной стоимости.
Сегодня это основная задача работы Правительства. Цель, которую поставил Президент, – добиться темпов экономического роста не ниже мировых – это крайне амбициозная, крайне важная сегодня для страны задача. Именно от того, насколько мы с вами сможем выстроить диалог, насколько сможем договориться о том, какие условия для вас создать, чтобы ресурсы пошли в новые производства, в экономику, будет во многом зависеть выполнение поставленных Президентом задач.
Правительство Российской Федерации сегодня как раз делает всё необходимое, для того чтобы создать для вас комфортные условия.
Прекрасно понимаем, что нам необходимо создавать условия для снижения рисков для инвестиций, для снижения существующих барьеров, для того, чтобы создать стимулы для инвестиций. Именно на этих позициях мне бы хотелось остановиться в своём выступлении.
Первое – снижение рисков и барьеров. Хочу сказать, что мы уже создали основу для того, чтобы вы могли прогнозировать свою деятельность. Здесь и стабильная макроэкономика – мы договорились о том, что налоговая система не будет меняться в течение шести лет. Мы договорились о том, что тарифообразование определено правилом, которое также принято Правительством Российской Федерации.
Кроме того, мы приняли все решения по налогам в прошлом году, в том числе и те решения, которые здесь, на РСПП, обсуждались. Год назад вы обращались к Правительству с предложением отменить сложные для вас налоги, это налог на движимое имущество. Решение было принято.
Мы сейчас ведём диалог и с бизнесом, и с регионами – это обоюдная заинтересованность, как найти чёткую грань между движимым и недвижимым имуществом. Наша логика заключается в том, чтобы не менять сложившиеся сегодня пропорции. Именно такие поправки мы сегодня готовим в законодательство, и они будут направлены в парламент в ближайшее время.
Вторая важная задача – это снижение барьеров. Мы говорим о том, что сегодня создаются условия для снижения административной, налоговой и контрольной нагрузки. Я думаю, вы все почувствовали в последнее время, как изменилась работа налоговой и таможенной служб.
Чётко структурированы компании, которым можно доверять и которые требуют дополнительного внимания со стороны наших главных администраторов. Если компании можно доверять, она находится в «зелёной» зоне – это максимально льготный режим с точки зрения администрирования и взаимодействия с государственными контрольными органами. Компании, работающие с нарушениями законодательства, находятся под более пристальным контролем.
Мы отменим все избыточные контрольные нормы. В первую очередь это связано даже не с администрированием фискальных органов. Осталось огромное количество контрольных решений, надзорных положений, которые не менялись последние десятилетия – ещё с советских времён. Наша задача – до 2021 года пересмотреть и отменить всё, что мешает работе бизнеса, оставить только то, что стимулирует рост экономики. И я вас призываю вместе с нашими министерствами и ведомствами включиться в эту работу.
Следующая задача – снижение административной нагрузки, упрощение работы бизнеса. Действительно, мы добились хороших результатов с точки зрения упрощения работы бизнеса: неслучайно Всемирный банк существенно продвинул Российскую Федерацию по своей шкале в рейтинге Doing Business. У нас было 120-е, или даже более низкое место в этом рейтинге, сегодня 31-е, а наша задача – 20-е место. Но дело даже не столько в рейтингах, сколько в том, что мы действительно движемся по пути упрощения работы бизнеса.
Мы продолжим работу над созданием условий для возвращения бизнеса и активов в Россию. Мы подготовили специальные инструменты, которые позволяют перерегистрировать бизнес из иностранных юрисдикций в российскую. По итогам консультаций с вами были созданы специальные административные районы, беспрецедентное законодательство в этих районах. По сути дела, это такое же законодательство, как и в тех льготных юрисдикциях, в которых у многих из вас ещё до сих пор находятся ваши активы. Но сколько можно там держать свои ресурсы? Надо уже возвращать их в Россию. Все условия для этого созданы: нулевая ставка налога на дивиденды и на доходы от реализации ценных бумаг, которая применяется при 15-процентном участии в капитале компании; ставка налогового источника на дивиденды, распределяемые в пользу иностранных лиц – 5%. Причём вы прекрасно видите, какое отношение сейчас к компаниям, которые зарегистрированы в офшорах, и особенно российским.
Кроме того, впервые в российском законодательстве предусмотрена возможность использовать иностранное корпоративное право по той юрисдикции, откуда была редомицилирована эта компания. У нас серьёзные изменения и такие новации, о которых мы ранее никогда даже не думали. Переводите активы, работайте здесь. Это будет абсолютно безопасно, надёжно и комфортно.
Мы приняли решение об амнистии капитала, продлили её в 2018 году на год, и в 2019 году принято решение, чтобы продлить ещё на год при условии, что деньги и имущество, которые были зарегистрированы или вы регистрируете за рубежом, будут переведены в российские активы, в российскую юрисдикцию. Мы пошли на это решение.
Кроме того, мы сейчас готовим законопроект, создающий стимулы для приобретения российского налогового резидентства. Имеется в виду, что для тех лиц, которые станут налоговыми резидентами в текущем году, освободить на год прибыль от КИКов (контролируемых иностранных компаний) от налогообложения. Мне кажется, что это тоже льготный и позитивный для бизнеса законопроект.
Следующая позиция по снижению издержек. Мы меняем валютное законодательство, которое существует еще с советских времен. Мы договорились с Центральным банком в отношении репатриации экспортной выручки в валюте Российской Федерации. Мы сейчас стимулируем заключение контрактов именно в рублях, в российской валюте. Мы готовы будем отменить репатриацию валютной выручки в рублях уже начиная с 2020 года. А по сырьевым компаниям, которые занимаются экспортом сырьевой продукции, готовы отменять постепенно эту выручку в валюте Российской Федерации до 2024 года, каждый год увеличивая долю не репатриированной выручки в рублях.
Для остальных участников внешнеэкономической деятельности также будем вводить послабления с точки зрения регулирования, снижения штрафов и санкций за отдельные нарушения валютного законодательства. У нас сегодня запредельные штрафные санкции. Поэтому договорились о том, что за несвоевременное поступление валютной выручки мы готовы понизить санкции и продлить период, в течение которого невыполнение резидентом обязанности по получению на свои счета валютной выручки не повлечет за собой административной ответственности. Это тоже серьёзное послабление.
Мы работаем не только над снижением барьеров, но и над серьёзным стимулированием инвестиций в Российской Федерации. Мы слышим предложения коллег из РСПП, которые говорят: «Дайте нам гарантии неизменности налогового законодательства». И такие предложения сейчас подготовлены в проекте закона о защите, поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации. По сути дела, этот законопроект готовился на площадке РСПП и Правительства. Основные предложения со стороны бизнеса: «При условии наших вложений в новые производства дайте нам, пожалуйста, гарантию, что вы не будете увеличивать налоги и не будете менять законодательство, которое будет влиять на наш бизнес». Мы слышим это. Такой законопроект подготовлен. Так называемые стабилизационные оговорки в области налогов, по которым мы договорились с бизнесом, мы включили в этот законопроект.
Кроме того, понимаем, что для отдельных компаний требуются отдельные, специальные оговорки: где-то в области тарифов, где-то в области мер регулирования. Этот законопроект усовершенствует и отменит те нормы, которые сегодня не работают, и сделает законодательство по стимулированию инвестиций рабочим, современным, абсолютно законным.
Каждая инвестиция – это особое условие. Мы специально на заседании группы, которая создана вместе с РСПП, рассматриваем ваши предложения и принимаем решения о снижении административных барьеров. Мы уже провели несколько таких совещаний и встреч с бизнесом и в результате готовим нормативные акты по отмене тех барьеров, которые мешают вам инвестировать.
Мы реализуем меры поддержки тех инвестпроектов, которые у нас существуют и реализуются. Речь идёт и о национальных проектах. В некоторых случаях субсидируем процентные ставки. Серьёзный национальный проект по поддержке экспорта: те, кто берёт на себя обязательства по увеличению экспорта, будут получать соответствующие виды поддержки. Вся мощь государственной машины, вся мощь бюджетной поддержки будет направлена на стимулирование инвестиций. Наша основная задача – здесь оставлять деньги, здесь вкладывать и получать прибыль.
Важное направление – развитие инфраструктуры. За шесть лет только на магистральную инфраструктуру будет направлено более триллиона рублей дополнительных денег. В 2019 году на проект «Безопасные и качественные дороги» выделено 130 млрд, на магистральную инфраструктуру – более 300 млрд рублей, на цифровизацию – более 100 млрд рублей, на поддержку экспорта – более 80 млрд рублей. Вам, для того чтобы облегчить принятие решений по новым проектам, необходимо более тесно работать с нашими коллегами в Правительстве.
Кроме того, у нас серьёзно меняется и работа институтов развития. Внешэкономбанк сегодня получил возможность координации ключевых институтов развития, с одной стороны, а с другой стороны, мы увеличили его объявленный капитал, с тем чтобы он мог увеличивать кредитование, поддержку бизнеса. Мы договорились о том, что поддержка со стороны ВЭБа может оказываться и по льготной ставке. Мы также готовы субсидировать проценты по кредитам нашего ключевого института развития.
В заключение я хотел бы отметить, что мы создаём условия для комфортной работы. Прошлый год показал, что в России можно хорошо зарабатывать. Несколько показателей: операционная прибыль 2018 года к 2017-му увеличилась на 40%, до 16,5 трлн рублей. Конечно, большая часть прибыли – это нефтегазовый сектор, цены на нефть неплохие. Но если посмотреть прибыль ненефтегазового сектора, то она выросла на 21,5%, до 10 трлн рублей. Рентабельность ненефтегазового сектора – около 10%. Сейчас мы говорили, что реализуем национальные проекты. У вас хорошие финансовые результаты, мы будем для вас принимать решения, чтобы комфортно работалось именно в Российской Федерации. И поэтому те средства, которые вы зарабатываете, вкладывайте в Россию. В нашей стране есть возможность заработать, мы делаем все необходимое для того, чтобы вам комфортно работалось, поэтому вкладывайте в российское.