В повестке: о плане развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Дмитрия Козака о плане развития нефтегазохимического комплекса
Из стенограммы:
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы вчера были на закрытии Универсиады. Всё прошло хорошо, настоящий праздник спорта получился. Команда наша выступила блестяще, как бы нас ни пытались в чём-то упрекнуть. Это настоящий университетский спорт, были показаны очень хорошие результаты. Поэтому поздравляю ещё раз победителей и призёров.
Ольга Юрьевна (обращаясь к О.Голодец), прошу Вас подготовить предложения о том, как кого поощрить.
Теперь по другой теме. В майском указе установлены ряд национальных целей, включая ускорение темпов экономического роста, расширение несырьевого экспорта и вхождение нашей экономики в пятёрку крупнейших.
Одним из шагов, которые направлены на достижение этих целей, является развитие нефтегазохимического комплекса, что естественно, потому что для нашей страны он имеет особое значение. Я подписал распоряжение Правительства, которым утверждается план мероприятий по его развитию до 2025 года.
Отрасль важнейшая, она может дать существенный мультипликативный эффект для всей экономики, потянуть за собой рост в ряде других отраслей, которые перерабатывают и потребляют синтетическую продукцию.
Участники совещания
-
PDF
118Kb
Список участников совещания с вице-премьерами, 13 марта 2019 года
План содержит определённые мероприятия. В итоге мы рассчитываем удвоить объёмы производства крупнотоннажных полимеров, из которых делаются различные трубы, плёнки, листы и самые разные изделия, которые используются для бытовых нужд. Перейти от импорта этих полимеров (а мы, к сожалению, их импортируем) к их экспорту и усилить процессы импортозамещения на внутреннем рынке.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), какие конкретно позиции в плане предусмотрены? Расскажите, пожалуйста.
Д.Козак: План носит комплексный характер, предусматривает реализацию финансовых, налоговых, таможенно-тарифных, организационных и регуляторных мер как действующих, так и потенциальных производителей российской продукции нефтегазохимии с целью повышения прежде всего конкурентоспособности, а также создания долгосрочных, предсказуемых условий для инвесторов в эту отрасль.
В части налоговых и таможенно-тарифных мер необходимо выделить два основных направления поддержки нефтегазохимии в России. Во-первых, уже до конца марта текущего года (план по времени достаточно сжат) в Правительство должен быть внесён проект федерального закона, направленный на создание стимулирующих налоговых условий для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию.
Предполагается введение вычета по акцизам для организаций, которые введут в эксплуатацию газоперерабатывающие, перерабатывающие или нефтегазохимические мощности после 1 января 2022 года. У нас в настоящее время есть несколько проектов, которые позволяют решить эту задачу, но к их реализации не приступают в связи с тем, что нет долгосрочной, предсказуемой стратегии регулирования этой деятельности.
Обратный акциз на этан должен формировать более низкую цену на входящее сырьё для нефтегазохимии для обеспечения операционной конкурентоспособности отечественного производства по сравнению с зарубежными предприятиями. А также учитывать инвестиционную составляющую для окупаемости инвестиций в новые газоперерабатывающие и нефтегазохимические отрасли. Это довольно капиталоёмкие производства, которые нуждаются в масштабных инвестициях.
Во-вторых, до 1 октября текущего года будут также разработаны нормативные правовые акты, которые предусмотрят механизмы, стимулирующие инвестиции в нефтегазохимические мощности, работающие на других видах сырья. Эти механизмы в том числе должны предусматривать изменение ставки вывозной таможенной пошлины на сжиженные углеводородные газы (СУГ) с целью расширения использования СУГ в качестве сырья для нефтегазохимической промышленности.
Вы уже сказали о том, что сегодня мы импортируем продукцию нефтегазохимии. В то же время 40% непереработанных СУГ поставляется в настоящее время на экспорт. Введение обратного акциза на СУГ позволит выравнять операционную эффективность переработки СУГ и прямогонного бензина, нафты, для которых уже сегодня применяется аналогичный инструмент государственной поддержки.
Повышение экспортной пошлины на СУГ рассматривается одновременно и как мера по снижению стоимости входящего сырья внутри страны, для внутреннего рынка, и как источник выплаты обратного акциза предприятиям, которые перерабатывают сжиженные углеводородные газы.
В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в настоящее время также предусматривается стимулирование производства конкурентоспособного оборудования для нефтегазохимии. Будут предоставляться субсидии по процентным ставкам по кредитам и по торговым операциям, и на экспортно ориентированные инвестиционные проекты в этой отрасли. Выделен специальный лимит.
Это с одной стороны. С другой стороны, в рамках «дорожной карты» предусмотрено стимулирование спроса на российское оборудование для нефтегазохимии для инвестиционных проектов, которые будут реализовываться на территории России. Предусматривается разработка к лету текущего года проекта постановления Правительства, где по этим инвестиционным проектам мы будем субсидировать процентные ставки по кредитам, которые выдаются в российских кредитных организациях на инвестиционные проекты, реализуемые на территории России в этой отрасли.
В «дорожной карте» этого нет, но в настоящее время также подготовлен законопроект о внесении изменений в закон о промышленной политике в Российской Федерации, так называемый СПИК 2.0, где эти технологии будут стимулироваться через механизм специального инвестиционного контракта.
Поскольку большинство из этих технологий сегодня не внедрены на территории Российской Федерации, они для действующих проектов используются по лицензии.
В рамках этой «дорожной карты» также предусмотрен анализ пропускной способности транспортной инфраструктуры для доставки сырья к местам переработки и транспортировки готовой продукции на рынки сбыта. И в случае возникновения узких мест будут внесены предложения по их расшивке.
Наконец, четвёртый блок мероприятий, которые предусмотрены «дорожной картой», – это организация биржевой торговли продукцией нефтегазохимии к середине 2020 года по результатам мониторинга ценообразования в отрасли.
По предварительной оценке, реализация «дорожной карты», этого плана мероприятий, позволит обеспечить рост инвестиций в отрасль на 40 млрд долларов и создание более 18 тыс. высокотехнологичных рабочих мест. Будет реализован потенциал увеличения на 10 млн т доли российской нефтегазохимической продукции на мировом рынке за счёт более чем двукратного роста производственных мощностей.
Д.Медведев: Если нам удастся всё, что предусмотрено, воплотить в жизнь, это, конечно, будет очень существенным вкладом в рост экономики.
<…>