В преддверии визита в Республику Болгария Председатель Правительства ответил на вопросы корреспондента газеты «Труд» Петьо Блыскова.
П.Блысков: Дмитрий Анатольевич, Вы приезжаете в Болгарию 4 марта, на следующий день после того, как наша страна отмечает 141-ю годовщину освобождения от османского ига. В прошлом году к этой же дате был приурочен визит Патриарха Кирилла, который «острым тоном» напомнил, что Россия освободила Болгарию. Это создало впечатление, что Москва обижена на Софию. Существует ли напряжённость между Россией и Болгарией в рамках толкования исторических событий?
Д.Медведев: В данном случае обижаться – некому и не на что. А вот прекрасных мгновений в нашей общей истории – очень много. Мы помним о них всегда.
3 марта – знаменательная дата. В этот день мы воздаём почести героям – русским воинам и болгарским ополченцам. Они вместе сражались за независимость болгарской нации. Память об этой победе бережно хранят и в России, и в Болгарии. У нас общая история, общая память, общая благодарность героям освободительной войны. Ни о каких обидах и напряжённости речь не может идти в принципе.
П.Блысков: Но всё-таки дискуссии возникают…
Д.Медведев: И это хороший знак. Очень важно, что в обществе по-прежнему сохраняется живой интерес к истории освобождения Болгарии в результате Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Оценки Москвы и Софии в общем и целом совпадают. Не подвергается сомнению то, что именно Россия сыграла решающую роль в установлении суверенитета вашей страны. Мы глубоко признательны за то, что Болгария увековечила память таких выдающихся российских государственных деятелей и полководцев, как император Александр II, дипломат Николай Павлович Игнатьев, генералы Михаил Дмитриевич Скобелев, Иосиф Владимирович Гурко, Эдуард Иванович Тотлебен, Михаил Иванович Драгомиров. И тысяч русских солдат и офицеров, которые погибли за свободу и независимость вашей республики. Напомню слова Президента Болгарии Румена Радева, которые он сказал год назад, выступая на Шипкинском перевале: «Из русских и болгарских костей, из русской и болгарской боевой славы был построен каркас болгарской свободы».
П.Блысков: В ходе своих визитов болгарские и российские официальные лица всегда отмечают близкие отношения между нашими странами. Но действительно ли мы так близки? Не кажется ли Вам, что в экономическом плане в наших отношениях сейчас застой?
Д.Медведев: Мы переживаем достаточно сложный период во взаимоотношениях между Россией и Евросоюзом, куда входит и Болгария. Экономические санкции и политическое давление, которое ЕС оказывает на Россию с подачи Соединённых Штатов, – худший способ вести дела с другими странами. На пользу это не пошло никому.
Но важно, что даже в таких сложных условиях российско-болгарские торгово-экономические связи продолжают развиваться, хотя и не в полную силу. В минувшем году двусторонний товарооборот составил около 3,5 млрд долларов, то есть почти не изменился, хотя ещё в 2017 году смог вырасти на 24%. При этом наш товарооборот со всем Евросоюзом активно увеличивается второй год подряд.
Нам всем надо быть активнее и вместе искать варианты взаимодействия. Мы это делаем. В прошлом году после трёхлетнего перерыва возобновила свою работу российско-болгарская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Её задача – сложить и умножить наши возможности в самых разных сферах.
П.Блысков: Какие из них Вы считаете самыми перспективными?
Д.Медведев: Уже почти полвека мы сотрудничаем в сфере энергетики. Сейчас очень многое зависит от успеха таких масштабных энергопроектов, как АЭС «Белене» и вторая ветка газопровода «Турецкий поток». Кроме того, есть много товаров, которые не подпадают под взаимные ограничения. А значит, ничто не мешает ими торговать. Есть перспективы в туризме и транспортном секторе. Мы готовы поддерживать сотрудничество малых и средних предприятий наших стран, отдельных регионов и городов. И конечно, совместные проекты в сфере образования, науки, культуры и искусства. К ним люди в Болгарии и России всегда проявляют особый интерес.
П.Блысков: Если можно, подробнее о «Турецком потоке». Когда будет принято окончательное решение о его возможном продлении через территорию Болгарии?
Д.Медведев: Вариант продления второй ветки «Турецкого потока» на Болгарию, Сербию и Венгрию сейчас прорабатывается. Мы уверены, что сотрудничество в газовой области между нашими странами отвечает интересам наших экономик. В том числе российской и болгарской. Да и европейской в целом тоже.
Но окончательное решение зависит не только от нас. Выбор между различными вариантами продолжения «Турецкого потока» во многом будет определяться готовностью газотранспортной инфраструктуры. Что в свою очередь зависит от заинтересованности и конкретных действий правительств соответствующих стран.
П.Блысков: Болгария свою заинтересованность выразила достаточно ясно, не так ли?
Д.Медведев: В Болгарии движение в этом направлении мы уже видим. Недавно «Булгартрансгаз» успешно завершил так называемую процедуру open season – сбор обязывающих заявок на бронирование будущих газотранспортных мощностей. Также «Булгартрансгаз» принял окончательное инвестиционное решение о реализации проекта развития и расширения газотранспортной системы. Дорога для начала строительных работ открыта. Но для такого большого и дорогостоящего проекта, как газопровод, необходимы дополнительные гарантии. Новая ветка не должна повторить печальную судьбу «Южного потока». Так что решение о продлении «Турецкого потока» через болгарскую территорию зависит от того, удастся ли Софии получить твёрдые гарантии, что ЕС не будет чинить препятствия планам поставок газа по новому газопроводу.
Мы уверены, что строительство ещё одного газового коридора будет способствовать дальнейшему укреплению энергобезопасности в Европе. Учитывая курс на либерализацию газового рынка, можно будет более гибко использовать имеющуюся инфраструктуру в зависимости от обязательств, конъюнктуры, стоимости транспортировки и других рыночных факторов.
П.Блысков: Венесуэльский кризис поставил снова вопрос глобального противостояния России и США. Какие интересы защищает Москва в Каракасе?
Д.Медведев: Давайте сначала определимся с терминами. Напряжение вокруг Венесуэлы – это не вопрос глобального противостояния России и США. Да и как такового глобального противостояния давно уже нет, даже с учётом всех нынешних сложностей в наших отношениях с Соединёнными Штатами.
Такие штампы в духе холодной войны обманчивы. Они лишь помогают отвлечь внимание от сути происходящего в Боливарианской Республике. И конечно, – от роли в этих событиях США и следующих в их фарватере ряда стран Европы и Латинской Америки.
Информационный шум вокруг Венесуэлы призван завуалировать противостояние международного права и законности, с одной стороны, и беспредельной вседозволенности – с другой. Дискуссия о социально-экономическом положении, легитимности или нелегитимности президентских выборов в Венесуэле усилиями Вашингтона перестала быть конструктивной и перешла на совершенно другой уровень. За которым, к сожалению, часто следуют хаос, беспорядки, полное разрушение экономики и торговли. Мы уже это не раз наблюдали в других странах. Ни к чему хорошему для людей такое усиление накала политических страстей не ведёт.
Россия выступает против любого вмешательства во внутренние дела других стран. В Венесуэле мы поддерживаем усилия, в том числе и представителей латиноамериканского региона, по налаживанию диалога между правительством и оппозицией. Продолжаем это делать и сейчас.
П.Блысков: Какого же результата вы добиваетесь?
Д.Медведев: Результат, которого хочет добиться Россия, – это мир в Венесуэле. Его можно достичь исключительно путём внутринационального всестороннего уважительного диалога. И помочь его запустить могут и должны все те, кому небезразлично мирное будущее Венесуэлы. Да и Латинской Америки в целом тоже.
К нашему глубокому сожалению, на так называемую непримиримую часть венесуэльской оппозиции продолжает оказываться мощное влияние из-за рубежа. Собственно, это влияние и делает эту часть оппозиции «непримиримой». Из Вашингтона звучат высказывания, допускающие военное вмешательство. Происходят провокации на границах.
Всё это очень тревожно и говорит о том, что линия на смещение неугодных правительств – в духе доктрины Монро – опять стала для США приоритетной. Мы призываем всерьёз подумать об этом всех наших латиноамериканских друзей. Вне зависимости от того, какую позицию они сегодня занимают по отношению к правительству Николаса Мадуро.
П.Блысков: А возможны ли изменения в отношениях Москвы и Киева после президентских выборов на Украине?
Д.Медведев: Безусловно, Россия хочет наладить отношения с Украиной. Мы – соседи. У многих российских граждан там живут родственники. Как и у украинцев – в России. У нас общая история и культура. До недавнего времени были взаимовыгодные экономические отношения. Но теперь ситуация очень непростая. Чтобы её изменить, нужны шаги навстречу друг другу. Однако Киев ведёт себя так, что делать какие-то прогнозы сложно.
Из Киева в наш адрес постоянно звучат надуманные обвинения. Организуются провокации, как это было в Керченском проливе в ноябре прошлого года. Российский фактор откровенно используют, чтобы отвлечь внимание избирателей от провалов во внутренней политике. От жертв среди гражданского населения в Донбассе. От разрухи в экономике.
Складывается впечатление, что если бы не Россия, то Петру Порошенко, который баллотируется на второй срок, просто не о чем было бы говорить с людьми. Если он не может вести диалог со своим народом, то вряд ли сможет вести переговоры с руководством соседнего государства.
П.Блысков: Связываете ли Вы надежды на улучшение отношений с кем-либо из кандидатов в президенты Украины?
Д.Медведев: На Украине идёт жёсткая, грязная избирательная кампания по выборам президента. Наблюдая за ней, мы в России пока не понимаем, с кем на Украине можно разговаривать. Но в любом случае мы будем уважать выбор наших соседей, выбор украинцев. И будем открыты к диалогу с новым руководством, если оно будет в нём заинтересовано.
Однако важно, будет ли эта победа честной, будут ли эти выборы легитимными, без фальсификаций. Недавние события заставляют подозревать худшее. Кампания по выборам президента страны проходит с грубейшими нарушениями общепринятых демократических норм. В том числе норм, которыми руководствуются европейские страны.
Во-первых, буквально на старте предвыборного марафона Киев под надуманными предлогами закрыл избирательные участки в своих дипломатических и консульских учреждениях на территории России. Около 3 миллионов граждан Украины, которые живут и работают в России, лишились возможности проголосовать. Это явное ущемление избирательных прав украинских граждан.
Во-вторых, нарушен порядок наблюдения за ходом голосования. Гражданам России было запрещено участвовать в наблюдении за выборами – даже в составе мониторинговых миссий по линии ОБСЕ. Это серьёзное нарушение Украиной собственных международных обязательств. Такое крайне редко встречается на практике. Очевидно, правящему режиму есть что скрывать.
П.Блысков: Дмитрий Анатольевич, спасибо Вам за подробные ответы. Добро пожаловать в Болгарию!
Д.Медведев: Благодарю Вас за тёплые слова. Желаю Вам профессиональных успехов, а всей Болгарии – мира, счастья и процветания.