В ходе поездки вице-премьер посетил ряд предприятий и провёл серию совещаний по диверсификации производств судо- и авиастроения, а также о ходе реализации отдельных инвестиционных проектов.
24–27 февраля 2019 года Заместитель Председателя Правительства Юрий Борисов совершил рабочую поездку на Дальний Восток, в ходе которой посетил АО «Дальневосточный завод “Звезда”» (Приморский край), ПАО «Амурский судостроительный завод» и Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина (Хабаровский край), ПАО «Улан-Удэнский авиационный завод» (Республика Бурятия) и Иркутский авиационный завод (Иркутская область). На каждом из производств Юрий Борисов провёл совещания по вопросам выполнения гособоронзаказа, импортозамещению и диверсификации, а также о ходе реализации отдельных инвестиционных проектов.
В ходе совещаний вице-премьер отметил, что диверсификация производства, продуктового портфеля и рынков сбыта гражданской продукции – важнейшее условие развития предприятий оборонки. Президент России поставил задачу довести к 2025 году долю гражданской продукции до 30%, а к 2030-му – до 50%. На данный момент доля гражданской продукции в структуре выпуска ОПК – 20,7% (в авиастроении – 27,7%, в судостроении – около 13,5%).
Заместитель Председателя Правительства подчеркнул, что наличие такой верфи, как «Звезда» (самая большая в России с планируемым объёмом металлообработки 330 тыс. т в год), особо актуально в условиях санкций. Окончание строительства запланировано на 2024 год. «Предусмотренные проектом производственные мощности позволят строить суда практически любых типов, классов и назначений. При этом основная специализация верфи – крупнотоннажные суда, в том числе суда-газовозы, и объекты морской техники для обеспечения шельфовых проектов. Ранее их в России не строили», – сказал Юрий Борисов.
На Улан-Удэнском авиационном заводе выпускаются гражданские и военные вертолёты типа Ми-8 и Ми-171 различных модификаций, которые пользуются хорошим спросом в России и за рубежом. В 2018 году на заводе построено 58 таких вертолётов, 30 из них – в гражданском исполнении (в 2017 году 46 из 70 вертолётов были поставлены в коммерческие организации). «Завод успешно решает поставленную Президентом задачу диверсификации производства, – отметил вице-премьер. – Этот тренд сохранится и в ближайшей перспективе. Есть предпосылки к развитию гражданского направления деятельности завода, которые связаны с планами реализации проектов создания и организации серийного производства вертолётов Ми-171 в офшорном варианте, предназначенном для выполнения полётов на морские буровые платформы, а также многоцелевых вертолётов Ка-226».
Интересным является и проект АО «Вертолёты России» по созданию пятиместного вертолёта VRT500, который призван вытеснить с российского рынка вертолёты Robinson аналогичного класса. По оценкам разработчиков, потребность рынка до 2035 года составляет около 1000 таких вертолётов. «Отмечу также работу по проекту создания малого регионального самолёта для замены устаревших самолётов Ан-2, – сказал Юрий Борисов на совещании в Бурятии. – Его отличают уникальные лётно-технические и эксплуатационные характеристики, позволяющие решать исключительно важные задачи обеспечения транспортной доступности населения в Сибири, на Дальнем Востоке и других регионах со слабо развитой транспортной инфраструктурой. Начать производство этих самолётов планируется на Улан-Удэнском авиационном заводе».
На совещании в ПАО «Иркут» обсуждались вопросы импортозамещения комплектующих в самолётах МС-21 и «Сухой Суперджет 100». Особое внимание Юрий Борисов поручил уделить созданию эффективной системы послепродажного обслуживания «Суперджета», которая позволит избавиться от проблемы простоя самолётов из-за несвоевременной поставки запчастей.