В повестке: о национальном проекте «Экология».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Дмитрия Кобылкина по завершении заседания
Вступительное
слово Дмитрия Медведева:
У нас сегодня очередное
заседание президиума совета по национальным проектам. Обсудим несколько
вопросов. О некоторых я скажу вначале, о некоторых коллеги доложат отдельно.
Во-первых, обсудим, как
идёт текущая работа в рамках национального проекта по экологии. Это касается
любого человека в нашей стране. Напомню, на его реализацию до 2024 года
предусмотрено более 4 трлн рублей.
Я подписал несколько
документов, связанных с реализацией экологической политики в нашей стране.
Один из них
устанавливает правила выдачи, переоформления, изменения и отзыва комплексных
экологических разрешений и содержит исчерпывающий перечень
обязательных требований в области охраны окружающей среды. Теперь для того,
чтобы всё это сделать, не нужно бесконечное количество согласований. Будет
необходима только одна заявка от предприятия. И итогом должен стать единый
документ на семь лет с правом продления.
Документ
-
О нормативах качества окружающей среды для отдельных показателей её состояния
Второй документ
устанавливает химические и физические нормативы для оценки качества окружающей
среды – воды, почвы, воздуха. Разработано всё это с учётом естественного
природного фона и соответствует международным стандартам. Кстати, регионы могут
вводить и свои, региональные экологические нормативы, но они не могут быть ниже
общефедеральных.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, 18 февраля 2019 года
Теперь непосредственно
к теме заседания президиума совета. Сегодня обсудим готовность к работе в
системе «Электронный бюджет». Этот вопрос не технический, он действительно
важный. Паспорта загружены в систему, в том числе паспорт нацпроекта
«Экология». Подписано абсолютное большинство соглашений о реализации
региональных проектов и выделении субсидий регионам на эти цели. Кое-что ещё
осталось, нужно всё это завершить. Окончательный доклад должен быть от Минфина
и Минприроды на эту тему.
Также сегодня
рассмотрим вопросы, связанные с проектом «Экология», в том числе с системой
обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Я специально сейчас на этой теме
останавливаться не буду. Завтра у нас большое совещание по этому поводу с
участием всех руководителей субъектов Федерации – для того чтобы оценить общее
состояние дел. А сегодня будет доклад в рамках национального проекта.
Мы рассмотрим ещё
несколько тем: о сдерживании роста тарифов в ходе реализации мероприятий
проекта «Чистая вода», о мероприятиях, связанных с внедрением наилучших
доступных технологий, и некоторые другие.
Из стенограммы:
Д.Кобылкин: Сегодня
обсуждали национальный проект «Экология», его реализацию. Мы находимся на
стадии заключения соглашений с регионами по 11 федеральным проектам, где
установлены конкретные мероприятия и то, что мы должны профинансировать начиная
уже с 2019 года.
Много
вопросов возникало по реформе отрасли обращения с твёрдыми коммунальными
отходами. Завтра будет отдельное большое совещание – интерактив, связанный с
тем, как субъекты Федерации приступили к старту этой реформы.
Более
80% субъектов уже сделали это, но есть субъекты, которые не справляются пока с
реформой. Есть определённые задержки. Кто-то перейдёт чуть позже, в течение II квартала, кто-то – до конца года. Надеюсь, что всё это мы
отладим в процессе работы.
Также обсуждали тему с
12 городами, в которых мы должны к 2024 году снизить выбросы, сделать воздух
чище. В этом направлении мы заключаем соглашения с промышленными компаниями,
которые находятся в этих субъектах. Это, конечно, не только выбросы промышленных
предприятий, но и загрязнения, связанные с дорожным транспортом, дорожной
сетью. Это, безусловно, и печное отопление. Очень большой комплекс мероприятий.
Программа сложная, но уверен, что к 2024 году мы с этими показателями должны
справиться.
Также обсуждали
уникальные водные объекты. Это все реки. По очистке Волги большая программа, Байкала. 80% очистных сооружений в бассейне Волги, куда
идут сточные воды, требуют модернизации. Проект очень большой, серьёзный, наш
соисполнитель – Минстрой. Также эту программу сегодня обсуждали.
Конечно, проект
сложный, многогранный, связанный с наилучшими доступными технологиями. Вы
знаете, что у нас появился 11-й проект, и в нём участвует ещё Минпром. Надеюсь,
мы справимся со всеми задачами, которые перед собой поставили.
Вопрос:
По проекту «Чистый воздух»: какова будет роль ВЭБа в реализации проекта – как в
плане финансирования, так и в плане партнёрства и выбора конкретных объектов?
Д.Кобылкин:
По
проекту «Чистый воздух» мы рассматриваем не только ВЭБ, но и Сбербанк. У нас
есть предложения от банков, которые хотят участвовать в этих проектах – в виде
той же проектной группы, проектного офиса. Они сегодня уже участвуют в этих
процессах. Речь идёт о том, чтобы мы меньше потратили бюджетных денежных
средств и больше – привлечённых денежных средств.
И конечно, нас больше
всего беспокоит качество исполнения. Сегодня всё это на экспертных площадках обсуждается.
Вопрос:
Дмитрий Николаевич, скажите, была ли в итоге согласована кандидатура главы
«Российского экологического оператора»?
И второй вопрос. Есть информация, что в девяти
регионах были разорваны контракты с временным оператором на обслуживание
территории, то есть они, судя по всему, к концу 2020 года только успеют войти в
реформу. Какая-то отдельная работа будет с этими регионами?
Д.Кобылкин:
У нас есть разные субъекты Российской Федерации, в которых реформа стартовала с
небольшими проблемами. Мы понимали это изначально. И такие случаи возникают, но
страшного в этом ничего нет. Мы дали все права сегодня на уровне
законодательства, федерального законодательства субъектам Российской Федерации,
чтобы они могли с этими проблемами справиться. Если вдруг региональный оператор
по той или иной причине не способен осуществлять эту работу, регион может взять на себя как субъект
Российской Федерации исполнение этих поручений.
Регоператоров огромное количество на территории
Российской Федерации, безусловно, есть крупные, есть средние, есть более
мелкие, которые только недавно начали работать на этом рынке. И в ближайшее
время мы поймём, как будет развиваться ситуация в общем. Но территориальные
схемы утверждены в большинстве субъектов, региональные операторы выбраны,
тарифы утверждены. Вы знаете, что мы прошли уже январь, февраль, в марте будет
квартальный сбор платежей. Мы уже можем сделать какой-то предварительный
анализ, как реформа стартовала, её финансового состояния.
Что касается публично-правовой компании – указ
Президента подписан. Мы разработали устав, проект, у нас в принципе всё готово
в части начала работы. В ближайшее время будет определён генеральный директор,
я думаю, что вы скоро узнаете о нём.
Вопрос:
А какую кандидатуру Вы внесли на должность главы Росводресурсов?
Д.Кобылкин:
Опытного человека, работавшего около 12 лет в Министерстве природных ресурсов.
Вопрос:
Есть ли какие-то конкретные планы на 2019 год по проекту «Чистый воздух» и по
лесовосстановлению?
Д.Кобылкин:
Да, конечно. У нас есть планы и по лесовосстановлению, и по «Чистому воздуху». Что касается «Чистого
воздуха», эта работа будет проходить в рамках комплексных планов, которые мы
должны обсудить с нашими промышленными компаниями. И главное – не ошибиться.
Чтобы было понятно:
компании многие годы шли к очистке воздуха, к очистке выбросов. Была проделана
немалая работа. Особенно если взять Липецк. Там порядка 80% возможной работы
уже сделано, но всё равно предстоит ещё 20% очистить, то есть идеальный воздух
должен выходить из трубы после производства. Это сделать очень тяжело. И самое главное,
что каждый процент очистки выбросов очень капиталоёмкий, очень дорого стоит.
Компаниям, которые не планировали в ближайшие четыре-пять лет заниматься этой
работой, а планировали в течение 10 лет, сейчас приходится пересматривать свои
инвестиционные графики. И в этом плане, конечно, работа движется.
Вопрос:
Дмитрий Николаевич, будет ли какая-то дополнительная поддержка со стороны
Минприроды СПГ-проектов? В частности, проектов «Новатэка», у которых большой
риск попасть под санкции?
Д.Кобылкин:
СПГ-проект очень важен для Российской Федерации. Этот проект направлен на то,
чтобы Россия могла занять как можно больший сегмент мировой экономики в
производстве сжиженного природного газа. У нас есть для этого всё сегодня –
компетенции, уникальные наработки. Они инновационные, сделаны в сложнейших
арктических условиях. Вот проект «Ямал СПГ», следующие проекты – они каскадом
идут. Причём заводы не только стационарные, а на гравитационных платформах,
которые будут созданы в Мурманской области. Также будет перевалка на Камчатке.
Вообще, уникальные проекты по сжиженному природному
газу в Российской Федерации, и очень мало времени для того, чтобы занимать эти
ниши рынка. И конечно, государство должно максимально оказать содействие в
реализации этих проектов.
Вопрос:
Ресурсная база есть для этого?
Д.Кобылкин:
Ресурсная база, на мой взгляд, сегодня более чем достаточная. Ресурсной базы
много. Но это не говорит о том, что ресурсная база должна быть только на
полуострове Ямал или на Гыдане. Может быть, на других территориях субъектов
Российской Федерации, у которых в Арктике есть возможность производить сжижение
природного газа. И там должны открываться такие центры, необязательно компанией
«Новатэк», может быть, другими компаниями, инвесторами.
Вопрос:
Они просили в Арктике продлить сроки геологоразведки на суше и на шельфе. На
эти предложения вы пойдёте? Какой оптимальный срок?
Д.Кобылкин:
Мне хочется, чтобы все договорённости с нашими нефтегазовыми компаниями были
выполнены в срок. Но я понимаю: есть и санкции, и вещи, связанные со стоимостью
и газа, и нефти на внешних рынках, которые, безусловно, нам как федеральной
власти нужно учитывать и в какой-то степени идти навстречу компаниям. Мы это
понимаем прекрасно, потому что это дорога с двусторонним движением.