В повестке: о государственной программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя», о поддержке региональных театров и сельских домов культуры.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Дмитрия Козака о государственной программе развития Крыма
Сообщение Ольги Голодец о поддержке региональных театров и сельских домов культуры
Д.Медведев: Начну с документа, который направлен на развитие внутреннего и въездного туризма. Мы этой теме уделяем большое внимание. Не так давно она рассматривалась у Президента.
У нас очень хорошие возможности для развития туризма, но далеко не везде созданы нормальные условия. В рамках национального проекта «Экология» мы будем развивать экологический туризм и целый ряд иных направлений, которые также вошли в национальные проекты.
Я подписал постановление Правительства, согласно которому мы направим субсидии на создание обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров в 22 регионах. Всего на эти цели предусмотрено в федеральном бюджете около 21 млрд рублей на этот год и последующие два года. За счёт такой поддержки государства в 24 кластерах должны появиться новые, комфортные гостиницы, кемпинги, кафе, прокат транспорта, то есть нормальная, полноценная туристическая инфраструктура.
Конечно, региональным властям нужно отремонтировать существующие объекты, привести в порядок коммуникации, обеспечить по возможности транспортную доступность к местам, которые интересны туристам, – словом, привести кластеры в нормальный, цивилизованный вид, чтобы у наших и иностранных граждан было желание приезжать и отдыхать.
Участники совещания
-
PDF
118Kb
Список участников совещания с вице-премьерами, 4 февраля 2019 года
Всё это нужно делать, уделять этому внимание, правильно расставлять приоритеты и деньгами эффективно управлять. Мы в этом контексте приняли решение о том, чтобы этими вопросами занималось в большей степени Министерство экономического развития, поэтому сам орган по управлению был туда передан. Нужно повысить эффективность работы. Я просил бы Аппарат Правительства подготовить предложения по кадровому усилению этого ведомства.
Ещё один вопрос касается привлекательных с точки зрения туризма регионов – Республики Крым и Севастополя. Важно, чтобы они, во-первых, как можно быстрее нагоняли другие регионы России. Конечно, прежде всего речь идёт о жизни самих крымчан. И во-вторых, стабильно развивались дальше.
Оба субъекта подключились к реализации национальных проектов. Региональные власти утвердили ряд региональных проектов и программ.
Я утвердил государственную программу по развитию Республики Крым и Севастополя, подписал соответствующее постановление Правительства.
Этот документ охватывает весь комплекс задач, которые нужно решить для развития полуострова. В него вошла и федеральная целевая программа, которая на полуострове реализуется уже с 2015 года. То есть это не какая-то новая работа, это продолжение старой. Тем не менее здесь также расставлены акценты, и самое главное, что деньги в бюджете на эти цели заложены. На 2019-й и ближайшие три года – почти 310 млрд рублей в общей сложности. Причём практически половину этой суммы мы направляем уже в этом году.
Нужно добиться конкретных результатов. Речь идёт о создании инфраструктуры, автомобильных дорог, обеспечении региона водой, поскольку это реальная проблема, электроэнергией (здесь уже многое сделано) и создании социальной инфраструктуры.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), как будет реализовывать этот, по сути, новый этап программы, которую мы уже осуществляем, но в несколько иной форме, и какие результаты будут?
Д.Козак:
Что касается государственной программы, которая была утверждена, в неё вошла
обновлённая федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие
Крыма и города Севастополя до 2022 года». Также госпрограмма вобрала в себя и
другие мероприятия, связанные с социально-экономическим развитием Крыма и
Севастополя, которые реализовывались во внепрограммном режиме. Это прежде всего
развитие свободной экономической зоны, создание благоприятных условий для
развития предпринимательства в целом, привлечение внебюджетных источников
финансирования, развитие туристского потенциала Республики Крым и города
Севастополя.
Если говорить об основных итогах и перспективах развития Крыма, то основным направлением и государственных программ, и федеральной целевой программы является преодоление инфраструктурного отставания этих регионов от всей России. Основными направлениями является развитие прежде всего транспортного комплекса, развитие энергетического комплекса, инженерной инфраструктуры и водообеспечение. На эти цели на транспорт направляется 55% от общего объёма финансирования (это самая, может быть, важная проблема с точки зрения развития туризма и обеспечения транспортной доступности для жителей Крыма), 12% – на развитие социальной инфраструктуры, 10% – энергетики и 9% – инженерной инфраструктуры.
Если говорить о промежуточных перспективах и задачах развития Крыма, то в 2014 году мы утвердили федеральную целевую программу, с 2015 года валовый региональный продукт Республики Крым увеличился на 55%, города Севастополя – на 66%. К 2022 году ставится задача удвоения валового регионального продукта по целевым показателям, предусмотренным программой. Объём инвестиций в основной капитал на душу населения уже увеличился в 3,3 раза в Республике Крым, в 4,3 раза – в Севастополе. К 2022 году он должен увеличиться в 4,4 раза в Республике Крым и в 7 раз – в Севастополе.
Что касается объёма инвестиций, ключевой объём является непосредственным следствием реализации федеральной целевой программы. Но уже сегодня в рамках свободной экономической зоны (режим СЭЗ был введён с 2015 года), несмотря на все внешние ограничения, санкции, которые вводятся в отношении инвесторов, на территории Республики Крым работает 1700 резидентов с обязательствами по инвестициям в объёме 75 млрд рублей и по созданию 45 тыс. рабочих мест. На сегодняшний день уже реализовано проектов на 45 млрд рублей и создано 30 тыс. рабочих мест в Республике Крым. Это важный показатель.
Наряду с реализацией федеральной целевой программы, которая нацелена на снятие инфраструктурных ограничений для развития бизнеса, нами утверждён график вовлечения в хозяйственный оборот земель и объектов государственной и муниципальной собственности. Мы строго следим за его соблюдением, с тем чтобы одновременно с планами по снятию инфраструктурных ограничений появлялись частные инвесторы, которые должны будут вкладывать в соответствующие земли, чтобы программа имела должную синергию.
За этот период вырос объём налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов Крыма и Севастополя на душу населения: в Республике Крым – на 28%, в Севастополе – на 32%.
Важна также задача по социальному обустройству. Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях выросло почти вдвое. Построено 46 ФАПов и амбулаторий в сельской местности. Протяжённость автомобильных дорог, которые соответствуют нормативным требованиям, существенно выросла, а к 2022 году – с учётом реализации национального проекта и комплексного плана развития магистральной инфраструктуры – количество таких дорог и в Крыму, и в Севастополе удвоится.
Что касается вопроса, как будет управляться программа. На сегодняшний день в рамках действующей программы уже завершено строительство или реконструкция 240 объектов. Ещё по 400 объектам завершено проектирование. Практика показывает, что наиболее длительный период в процессе реализации инвестиционного проекта требуется для решения вопросов земельно-имущественных отношений, для градостроительного проектирования. 600 объектов сегодня вышли из этой стадии. Практика показывает, что, когда начато строительство объекта, всё решается значительно быстрее и с меньшими сбоями. Здесь применяется тот же метод проектного управления. Мы с самого начала по каждому объекту утверждаем детальный график проектирования строительства, решения земельно-имущественных отношений. Этот график синхронизирован по каждому объекту с другими объектами, потому что они часто технологически взаимосвязаны. Жёсткий спрос за выполнение тех обязательств, которые взяты в соответствии с этим графиком, с конкретных должностных лиц даёт свои результаты. Если на начальном этапе реализации программы было достаточно много отставаний, то сегодня таких отставаний от графика всё меньше и меньше. Я думаю, что к 2022 году мы достигнем высоких результатов. Республика Крым и город Севастополь должны выровняться с точки зрения социально-экономического развития со среднероссийскими показателями, а также с соседними регионами, что для них важнее (рядом Краснодарский край, Ростовская область), чтобы люди жили не хуже, чем в этих соседних регионах.
Д.Медведев: Это задача, наверное, самая важная. В то же время нужно следить за тем, чтобы эти деньги, особенно с учётом того, что основной поток проектов по инфраструктуре приходится на этот год (поживём – увидим, может быть, придётся ещё что-то делать), вовремя осваивались. И здесь задача не только местных властей Республики Крым и Севастополя, но и тех федеральных органов исполнительной власти, которые отвечают за это, и тех компаний, которые там работают.
И ещё одна важная для регионов тема – развитие региональных театров, сельских домов культуры. У нас, напомню, проходит Год театра, мы выделяем деньги на поддержку региональных театров – только за прошедшие два года было выделено около 3 млрд рублей. Мы не так давно обсуждали эту тему, когда встречались в ГИТИСе со студентами, говорили о развитии и поддержке системы театров в стране. Говорили также на одном из совещаний, в том числе по домам культуры, о том, каким образом нам их поддерживать, особенно с учётом того, что сельские дома культуры очень часто находятся в плачевном состоянии или практически закрыты, и поэтому важно обеспечить финансирование этой деятельности. Там министр культуры докладывал.
Ольга Юрьевна (обращаясь к О.Голодец), подробнее расскажите, что в ближайшее время по этой тематике предстоит сделать.
О.Голодец:
Действительно, в национальном проекте «Культура» основное внимание уделяется
развитию регионов, развитию и поддержке театров и домов культуры в небольших
городах, в точках, удалённых от признанных, сложившихся культурных центров.
Что предполагается сделать? Прежде всего в рамках подпрограммы «Культура малой родины» мы планируем поддерживать не менее 500 домов культуры ежегодно, на это запланированы средства. Будет проводиться реконструкция, переоснащение домов культуры, будет укрепляться их материально-техническая база, чтобы дома культуры имели возможность обеспечить сельским жителям доступ к нашим лучшим произведениям театрального и музыкального искусства.
Одновременно будет работать большая программа по развитию материально-технической базы детских театров. 40 детских театров подали заявки на участие в программе. И будет проведена реконструкция, капитальный ремонт в детских кукольных и драматических театрах.
Средствами все программы
обеспечены. И что очень важно – это будет не только укрепление
материально-технической базы. Началась очень серьёзная содержательная работа –
театральный марафон, который инициирован в рамках проведения Года театра. Начался
он во Владивостоке, собрал специалистов и театральных деятелей Дальневосточного
округа, а дальше он пройдёт по всем округам Российской Федерации и завершится к
ноябрю в городе Калининграде.
Я присутствовала на открытии театрального марафона во Владивостоке. Там были все театры округа, коллеги обсуждали между собой современные методы работы, лучшие спектакли, проходили мастер-классы ведущих специалистов в области театрального искусства. Организованы гастроли театров, в них участвуют более 100 региональных театров. Я думаю, что Год театра и национальная программа, которая реализуется, даст серьёзный импульс развитию культуры в регионах и фактически формированию нового культурного пространства на территории Российской Федерации.
Д.Медведев: Очень важно, ещё раз хочу подчеркнуть, что эта работа ведётся в регионах, где, к сожалению, этим вопросам должного внимания не уделялось, прежде всего, конечно, из-за финансовых проблем. Сейчас такая возможность в рамках нацпроекта появилась, поэтому всё это нужно последовательно завершить.
<…>