На заседании рассматривались вопросы перехода на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. За счёт раздельного сбора отходов в будущем граждане могут быть освобождены от платы за вывоз «сухого» мусора, а неравномерное формирование нормативов накопления отходов в регионах будет переведено на фактический сбор, что существенно снизит тариф для населения и логистические затраты региональных операторов.
Правительственная комиссия специально создана для контроля текущей ситуации в субъектах Федерации в связи с переходом с 1 января 2019 года на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. По данным Минприроды, уже 70 регионов полностью перешли на современную систему вывоза и переработки мусора, выбранные региональные операторы приступили к работе. В 15 субъектах пока отмечаются сложности, 6 из них будут готовы к переходу в течение I квартала 2019 года. Таким образом, в апреле 2019 года примерно 90% регионов страны включится в реформу.
Открывая заседание, Алексей Гордеев отметил, что старт реформы переносился неоднократно, в итоге ситуация с отходами потребовала незамедлительных решений в плане создания новой цивилизованной технологичной отрасли, которая позволит максимально вовлечь твёрдые коммунальные отходы во вторичный оборот и снизить до минимума экологический вред окружающей среде. Также вице-премьер напомнил о персональной ответственности руководителей регионов за реализацию реформы.
«Сегодня Минприроды России ведёт постоянный мониторинг ситуации в регионах. Более 80% регионов уже перешли на новую систему обращения с ТКО. При этом в регионах появились выбранные операторы – главные ответственные за соблюдение природоохранного законодательства, контроль передвижения отходов по всей цепочке “от дома до пунктов утилизации”, – подчеркнул Алексей Гордеев. – В связи с этим первой задачей вижу необходимость перейти до конца года на сортировку и приём отходов в два контейнера. Для так называемых сухих отходов, которые можно переработать во вторсырьё, и “мокрых” – органических, которые подлежат утилизации современным способом. В перспективе, чтобы снизить для жителей тариф, нужно сделать вывоз “сухих” отходов, идущих на переработку, для граждан бесплатным. И вторая задача – перейти к оплате по фактическому сбору отходов. Особенно это справедливо для сельских населённых пунктов, где в первую очередь будет введена эта практика. Также мы должны снижать нагрузку на окружающую среду и приближаться к европейскому уровню, где перерабатывается и поступает вторично в оборот 80% коммунальных отходов».
В настоящее время сделало всё, чтобы вход в реформу был плавным. Принят ряд страховочных мер, которые защищают население от непредвиденных обстоятельств и ситуаций с региональными операторами. Совместно с Минфином прорабатывается вопрос освобождения региональных операторов от НДС.
Помимо этого в Правительство внесён проект постановления о сохранении до 2024 года ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года. Участники заседания отдельно обратили внимание на необходимость согласования позиций по данному вопросу.
«Нормативно-правовой акт о внесении изменений, который фиксирует минимальную плату и устанавливает коэффициенты и порядок платы за негативное воздействие после 2024 года, находится в стадии согласования для внесения в Правительство. Какое решение будет принято и будет ли повышение платы после 2024 года – в настоящее время говорить преждевременно. Кроме того, и это существенно, плата за негативное воздействие не является основным элементом нагрузки в тарифообразовании регионального оператора, влияющим на плату для населения. Сейчас плата заморожена», – сообщил Дмитрий Кобылкин.
В ряде субъектов уже предусмотрена компенсация региональным операторам из региональных бюджетов за снижение тарифов для населения. Рассматривается возможность дополнительной поддержки из федерального бюджета регионов с низкой бюджетной обеспеченностью, а также с большой территорией, где существенны транспортные издержки.
По предварительным данным, в результате принятых мер, по оценкам субъектов РФ, снижение тарифов может составить до 30% от утверждённых на сегодня.
За счёт раздельного сбора отходов в будущем граждане
могут быть освобождены от платы за вывоз «сухого» мусора, а неравномерное
формирование нормативов накопления отходов в регионах будет переведено на
фактический сбор, что существенно снизит тариф для населения и логистические
затраты региональных операторов.