Обсуждались состояние и перспективы развития внутренних водных путей, а также меры, направленные на увеличение торгового флота, повышение его конкурентоспособности и увеличение доли в общем объёме перевозок национальных внешнеторговых грузов.
Открывая заседание коллегии, Заместитель Председателя Правительства напомнил, что вопросы развития внутренних водных путей рассматривались на президиуме Государственного Совета Российской Федерации 15 августа 2016 года, по итогам которого был дан ряд поручений, в том числе по переходу на нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, а также по обеспечению долгосрочной государственной поддержки строительства гражданских судов. Выполнение поручений Президента позволило остановить снижение грузооборота на внутреннем водном транспорте и привлечь новые виды грузов. «Только в 2017 году с наземных видов транспорта переключено более 4 млн т грузов – нефтепродукты, минерально-строительные грузы, зерновые и другие» – отметил Юрий Борисов. Также вице-премьер напомнил, что по итогам Госсовета стартовали два важнейших для водного транспорта проекта – строительство Багаевского гидроузла и низконапорного Нижегородского гидроузла. Реализация этих проектов позволит обеспечить четырёхметровую глубину на всём протяжении Единой глубоководной системы, в результате чего провозная способность речного флота увеличится более чем в 2 раза, восстановится в полном объёме судоходство между Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.
Кроме того, Юрий Борисов напомнил, что в Комплексный план развития магистральной инфраструктуры на период до 2024 года включён проект «Внутренние водные пути». «Реализация мероприятий этого плана позволит увеличить к 2025 году протяжённость внутренних водных путей более чем на 11 тыс. км и их пропускную способность – почти на 70 млн т», – подчеркнул вице-премьер.
В целях обновления морского флота в настоящее время на законодательном уровне созданы условия для закрепления определённой грузовой базы за отечественными судовладельцами. С целью стимулирования судовладельцев к обновлению флота приняты меры государственной поддержки, в том числе субсидии транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам; на возмещение части затрат на приобретение новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию (так называемый «утилизационный грант»); на осуществление морских скоростных пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне, а также на реализацию лизинговых программ. По словам Заместителя Председателя Правительства, за последние семь лет было построено более 150 транспортных морских судов и судов типа «река–море», из них на российских верфях – более 80 единиц. За последние пять лет морской флот под флагом России увеличился на 30%.
При этом Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предусматривается увеличение объёма перевозок грузов в акватории Северного морского пути до 80 млн т. По предварительной оценке потребность в судах ледового плавания для освоения прогнозного грузопотока по СМП составит более 100 новых судов, в том числе ледоколов, газовозов для сжиженного природного газа, танкеров для сырой нефти и газового конденсата, балкеров для угля, вспомогательных, аварийно-спасательных, навигационно-гидрографических судов.