Сообщение Юрия Борисова на совещании с вице-премьерами.
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 28 января 2019 года.
<…>
Д.Медведев: Начнём с самолётов. Я подписал постановление Правительства, которым мы впервые выделяем субсидии на создание, производство и поддержку самолёта МС-21. Направим на эти цели в 2019 году практически 1,6 млрд рублей. Деньги пойдут в том числе на уплату процентов по кредитам, которые были взяты для реализации проекта, а также на другие расходы, включая приобретение тренажёров для лётного персонала, средств наземного обслуживания и на создание склада запасных частей.
Проект МС-21 важен для развития нашей гражданской авиации. В 2018 году число авиапассажиров в России выросло более чем на 10 миллионов человек. Однако в российском авиапарке не хватает ближне- и среднемагистральных пассажирских самолётов, которые особенно нужны на региональных маршрутах. Приходится покупать их за рубежом, а это недёшево обходится нашим авиакомпаниям и, соответственно, тормозит развитие нашего авиарынка. Благодаря инновационным материалам, оригинальным конструктивным решениям у такого воздушного судна, как МС-21, мы надеемся, будет высокая конкурентоспособность, он должен стать надёжным, безопасным и комфортным для пассажиров. Работа по запуску МС-21 в серию продолжается. Юрий Иванович (обращаясь к Ю.Борисову), расскажите подробнее, как идёт эта работа, на что пойдут деньги, которые мы выделяем?
Ю.Борисов: Сначала несколько слов о том, как идёт реализация проекта создания семейства самолётов МС-21 вместимостью от 150 до 210 пассажиров. Самолёт разработан на базе современных технологий и имеет ряд конкурентных преимуществ. В ходе реализации программы МС-21 проведена глубокая модернизация российских предприятий – участников проекта. Созданы и работают новые высокотехнологичные компании. Существенно обновлена испытательная база, сформирована современная научно-производственная среда для дальнейшего развития гражданской авиации. Это действительно для российского авиапрома знаковый проект.
В настоящее время два самолёта МС-21-300 задействованы в лётных сертификационных испытаниях. В марте этого года к ним присоединится третья машина. На иркутском заводе идёт сборка четвёртой машины, мы надеемся, что в II квартале текущего года она также будет присоединена к сертификационным испытаниям. На статических испытаниях в ЦАГИ находится ещё один опытный самолёт. Он же собирается для ресурсных испытаний, необходимых для запуска в серию.
Начался процесс развёртывания серийного производства. Идёт изготовление деталей и агрегатов МС-21-300, предназначенных для поставки заказчикам.
Завершение сертификационных испытаний запланировано на вторую половину 2020 года. На сегодняшний день проведено уже 122 полёта. Всё идёт в графике. У нас нет сомнений, что самолёт встанет на крыло именно в обозначенные сроки. На сегодняшний день уже имеется 175 твёрдых заказов. Более того, они оплачены. Стартовый заказчик – «Аэрофлот».
Что касается подписанного Вами, Дмитрий Анатольевич, постановления.
При его подготовке был учтён опыт ведущих авиапроизводителей по поддержке продаж. Для обеспечения нормальной эксплуатации самолётов МС-21 ведутся работы по развёртыванию системы их послепродажного обслуживания, которую необходимо запустить к моменту начала серийных поставок. С этой целью и разработан механизм государственной поддержки.
На что пойдут деньги? В первую очередь это обеспечение запасными частями и средствами наземного обслуживания, создание базового центра по техническому обслуживанию и ремонту самолётов в аэропорту Шереметьево, создание центра по обучению авиационного персонала, а также оказание инженерно-технической поддержки в режиме 365 дней в году, 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.
Я хотел бы остановиться на следующем моменте. В сентябре 2018 года Соединённые Штаты ввели новые ограничения в торговле с российскими компаниями, в том числе в целях оказания давления на программу МС-21, – в частности, с российской компанией «Аэрокомпозит», которая занимается разработкой и производством так называемого чёрного крыла. Минпромторгом совместно с ПАО «ОАК» (ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация») разработан план конкретных мероприятий по замене иностранных комплектующих изделий и материалов, используемых в этом самолёте, на российские аналоги. В результате реализации этих мер, мы надеемся, к 2022 году уровень локализации составит 97%. То есть зависимости от импортных поставок этот самолёт иметь практически не будет.
Д.Медведев: Это важная информация, тем более что нам постоянно пытаются палки в колёса ставить, в том числе и по авиапрому. Но нет никаких сомнений, что мы проведём и здесь импортозамещение, и самолёт будет очень хороший. В какую цифру мы оцениваем потребность рынка в такой машине?
Ю.Борисов: Оценки говорят, что мировой рынок и серьёзная доля российского рынка – около 850 машин. Как Вы знаете, бизнес-планом на пике предусмотрено создание до 70 самолётов (основное производство – в Иркутске). Но я думаю, что эта цифра может быть и повыше. Мы с коллегами из Минпромторга рассматриваем возможность, опираясь даже лишь на внутренний рынок, именно с целью доминирования, там, где у нас сегодня летают «Боинги» и «Эйрбасы», как можно быстрее их заместить. Можно выйти на объём порядка 100 самолётов в год. Только опираясь на внутреннюю потребность.
Д.Медведев: Будем к этому стремиться.
<…>