Сообщение Алексея Гордеева на совещании с вице-премьерами.
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 14 января 2019 года.
<…>
Д.Медведев: Сегодня мы затронем две важные темы, которые касаются практически каждого человека в нашей стране.Во-первых, это переход регионов с 1 января на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Мы её совсем недавно обсуждали на совещании – 18 декабря прошлого года. Сейчас большинство полномочий сконцентрировано в регионах, и основная ответственность – на них. Они получили право назначать операторов, которые должны заняться всей цепочкой сбора и утилизации отходов – от мусорного бака до специального полигона. Такие компании можно выбрать как на конкурсной основе, так и без конкурса, если его в 2018 году не успели провести. Но тогда он должен пройти в этом году. Над работой операторов установлен административный и общественный контроль.
Мы предусмотрели систему гибких страховочных механизмов, чтобы с вывозом мусора не было сбоев. В частности, операторам позволено использовать некоторые полигоны, находящиеся не очень далеко от места сбора мусора, даже если они не включены в реестр Росприроднадзора. Но дан определённый срок: до 1 января 2023 года все временные полигоны должны быть закрыты, а прочие свалки, в первую очередь несанкционированные, должны быть расчищены и рекультивированы.
В стадии проработки – целый ряд механизмов, направленных на поддержку этих операторов. Это и освобождение услуг региональных операторов по обращению с отходами от НДС, и мораторий на рост платежей за негативное воздействие в ряде случаев, и некоторые другие меры. Планируется также создать публично-правовую компанию по комплексному управлению системой обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
В полном объёме на новую систему обращения с отходами перешли большинство регионов (60 из 85, то есть больше 70%). Ещё в 11 регионах операторы есть, но действуют не по всей территории. С оставшимися нужно вести работу отдельно. Ещё раз подчёркиваю: за работу с операторами, за их выбор, за налаживание необходимых коммуникаций отвечают высшие должностные лица субъектов Федерации. Крайний срок решения всех проблем – 2022 год.
Тянуть с этими мерами, как известно, было нельзя. Сроки и так с 2014 года переносили дважды. А если говорить про саму отрасль, то она не реформировалась никогда – она существует такой, как была при советской власти. Однако и запросы людей, и экологические нормы с тех пор существенным образом изменились.
Конечно, мы по линии федерального центра будем и дальше исполнять обязательства, которые необходимы для реализации реформы. Но полнота ответственности за качество и справедливость тарифов лежит на региональных властях, на губернаторах. Вполне вероятно, где-то в феврале я проведу отдельный селектор по этой теме. Кроме того, задача – обеспечить чёткую работу горячих линий в регионах и быстро реагировать на все обращения. Это как минимум. А на будущее – нужно подумать и над тем, чтобы включить в систему ключевых показателей эффективности (КПЭ) работы региональных руководителей и результаты выполнения национального проекта «Экология».
Безусловно, эта весьма непростая реформа нуждается в контроле. В ряде случаев нам придётся регионам оказывать и адресную помощь. Естественно, федеральный центр готов это делать.
Алексей Васильевич (обращаясь к А.Гордееву), Вы занимаетесь координацией этой работы по линии руководства Правительства. Что ещё можно сказать? Какой сейчас этап? Как вошли в эту реформу регионы?
А.Гордеев: Как Вы отметили, вступление в силу закона об отходах производства и потребления дважды переносилось, но экологическая обстановка в стране такова, что в части обращения с отходами требуются незамедлительные решения. И это в первую очередь требование общества.
Основная цель – создать новую, технологичную отрасль, которая позволит максимально вовлечь отходы во вторичный оборот и снизить до минимума экологический вред окружающей среде.
В части региональных операторов. Важно понимать, что они, с одной стороны, отвечают за всю цепочку обращения с ТКО, с другой стороны – несут полную ответственность за соблюдение всех аспектов экологического законодательства.
Были приняты меры, чтобы не допустить завышенного размера платежа за эту новую коммунальную услугу для населения. В конце прошлого года был принят целый ряд поправок в законодательство, которые учитывают региональные особенности и позволяют плавно войти в эту реформу.
Мониторинг показывает, что на данный момент более 80% регионов перешли на новую систему (это последние данные). При этом в 60 регионах региональные операторы оказывают услуги населению во всех территориальных зонах, в 11 регионах – на части территории. Считаем, что наиболее эффективно работа организована в Новосибирской, Нижегородской, Белгородской областях, Республике Адыгея и Ямало-Ненецком автономном округе.
14 регионов не перешли на новую систему в силу неготовности. Однако закон им позволяет подготовиться и осуществить этот переход в течение года, то есть к 1 января 2020 года. Минприроды России и Росприроднадзор в настоящее время с этими регионами проводят соответствующую работу, оказывают содействие. Будут утверждены планы по переходу на новую систему.
Остаются вопросы по двум территориям – Ленинградской области и Краснодарскому краю. В этих субъектах выбраны региональные операторы, пройдены все процедуры, утверждены тарифы, однако работа по новой системе не началась. Это не предусмотрено действующим законодательством, и подобный вариант требует отдельного рассмотрения. Мы с этими регионами поработаем.
Д.Медведев: А есть какое-то объяснение этой позиции?
А.Гордеев: Скорее всего, руководство регионов волнуется за систему организации обращения с ТКО и возможный резкий рост платежей по конкретным населённым пунктам.
Д.Медведев: Об этом думать надо, но в то же время нужно развиваться, как-то действовать. Вы с ними работу проведите. Если этого будет мало, пригласите обоих губернаторов ко мне и вместе с ними зайдите.
А.Гордеев: Договорились, Дмитрий Анатольевич.
В соответствии с Вашим поручением продолжается работа по ограничению платы для граждан за услугу по обращению с ТКО. Совместно с Минфином Минприроды сейчас ведёт работу по освобождению услуги по обращению с ТКО от НДС. Эта работа должна быть завершена до 1 февраля. Также подготовлен и внесён в Правительство проект постановления о сохранении до 2024 года ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. То есть она не будет повышаться, чтобы не перегружать тариф. И регионам даны рекомендации по установлению нулевой ставки по налогу на прибыль для региональных операторов. Это Вы тоже поручали.
Считаю первоочередной задачей на текущий год обеспечить ввод на всех площадках регионального сбора коммунальных отходов двух типов контейнеров для разделения этих отходов на два потока. Один – для так называемых сухих отходов, подлежащих повторному использованию (бумага, пластик, стекло и металл – всё, что может быть востребовано в промышленности). И второй – для «мокрых». Это преимущественно органические отходы, которые подлежат переработке по специальным технологиям. Это нам позволит примерно 35% ТКО пустить во вторичный оборот. И это решение задач как экологических, так и экономических. При этом, поскольку «сухие» отходы являются востребованным сырьём, на следующем этапе тариф для населения для таких раздельно собранных отходов будет снижен или даже доведён для этой части («сухих» отходов) до нуля. Там будет оплачивать непосредственно покупатель, то есть хозяйствующие субъекты промышленности.
Стратегической задачей ставим отказ от полигонов по захоронению ТКО как самых экологически вредных объектов. С учётом европейского опыта считаем реалистичным к 2030 году сократить их число до минимума и запретить их использовать для размещения непереработанных отходов – имею в виду ТКО.
На постоянной основе приступила к работе правительственная комиссия, которую Вы создали. Ежемесячно будем подводить итоги, обсуждать задачи и помогать регионам обеспечить реализацию закона на всей территории России.
Д.Медведев: Алексей Васильевич, в рамках комиссии все мероприятия проводите, мне отдельно докладывайте. В случае необходимости спустя полтора-два месяца мы проведём общий селектор, чтобы понять, какие проблемы существуют и кому надо придать импульс – такие регионы тоже есть.