В повестке: о ситуации в связи со взрывом газа в жилом доме в городе Шахты Ростовской области; о переходе на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами; о ценах на бензин.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Алексея Гордеева о переходе на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами
Сообщение Дмитрия Козака о ситуации на рынке нефтепродуктов
Брифинг Алексея Гордеева по завершении совещания с вице-премьерами
Из стенограммы:
Д.Медведев: Сегодня случилось несчастье в городе Шахты Ростовской области – произошёл взрыв газа. Хочу выразить соболезнования близким погибших и пожелать выздоровления пострадавшим. Утром я разговаривал с Министром по чрезвычайным ситуациям и губернатором Ростовской области. Они дали свои оценки. Безусловно, главный приоритет – выздоровление тех, кто пострадал, поэтому медицинская помощь там в полном объёме оказывается. Но нужно оценить и масштаб разрушений, и в случае необходимости, как я сказал губернатору, мы можем подключить федеральный ресурс.
Участники совещания
-
PDF
75Kb
Список участников совещания с вице-премьерами, 14 января 2019 года
С учётом того, что это второе подобное тяжёлое происшествие за последнее время, надо проанализировать общую ситуацию и нормативные документы по газоснабжению, включая документы в сфере надзора. У нас сегодня будет разговор по надзору. Посмотреть на обязанности тех, кто отвечает за соответствующие услуги, на обязанности управляющих компаний в этой сфере, потому что они отвечают только за тот объём газа, за те услуги, которые осуществляются до поставки в дом, дальше их обязанности прекращаются. Надо оценить, каким образом здесь более грамотно перераспределить обязанности. Надо провести разбор полётов – не только в следственной части (такого рода поручение уже дано, и уголовное дело возбуждено), но и в части соответствия современным подходам действующих нормативных актов в сфере газоснабжения и использования газа. Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Мутко), прошу Вас этим заняться вместе с Министерством строительства, МЧС и рядом других надзорных ведомств.
Сегодня мы затронем две важные темы, которые касаются практически каждого человека в нашей стране.
Во-первых, это переход регионов с 1 января на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Мы её совсем недавно обсуждали на совещании – 18 декабря прошлого года. Сейчас большинство полномочий сконцентрировано в регионах, и основная ответственность – на них. Они получили право назначать операторов, которые должны заняться всей цепочкой сбора и утилизации отходов – от мусорного бака до специального полигона. Такие компании можно выбрать как на конкурсной основе, так и без конкурса, если его в 2018 году не успели провести. Но тогда он должен пройти в этом году. Над работой операторов установлен административный и общественный контроль.
Мы предусмотрели систему гибких страховочных механизмов, чтобы с вывозом мусора не было сбоев. В частности, операторам позволено использовать некоторые полигоны, находящиеся не очень далеко от места сбора мусора, даже если они не включены в реестр Росприроднадзора. Но дан определённый срок: до 1 января 2023 года все временные полигоны должны быть закрыты, а прочие свалки, в первую очередь несанкционированные, должны быть расчищены и рекультивированы.
В стадии проработки – целый ряд механизмов, направленных на поддержку этих операторов. Это и освобождение услуг региональных операторов по обращению с отходами от НДС, и мораторий на рост платежей за негативное воздействие в ряде случаев, и некоторые другие меры. Планируется также создать публично-правовую компанию по комплексному управлению системой обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
В полном объёме на новую систему обращения с отходами перешли большинство регионов (60 из 85, то есть больше 70%). Ещё в 11 регионах операторы есть, но действуют не по всей территории. С оставшимися нужно вести работу отдельно. Ещё раз подчёркиваю: за работу с операторами, за их выбор, за налаживание необходимых коммуникаций отвечают высшие должностные лица субъектов Федерации. Крайний срок решения всех проблем – 2022 год.
Тянуть с этими мерами, как известно, было нельзя. Сроки и так с 2014 года переносили дважды. А если говорить про саму отрасль, то она не реформировалась никогда – она существует такой, как была при советской власти. Однако и запросы людей, и экологические нормы с тех пор существенным образом изменились.
Конечно, мы по линии федерального центра будем и дальше исполнять обязательства, которые необходимы для реализации реформы. Но полнота ответственности за качество и справедливость тарифов лежит на региональных властях, на губернаторах. Вполне вероятно, где-то в феврале я проведу отдельный селектор по этой теме. Кроме того, задача – обеспечить чёткую работу горячих линий в регионах и быстро реагировать на все обращения. Это как минимум. А на будущее – нужно подумать и над тем, чтобы включить в систему ключевых показателей эффективности (КПЭ) работы региональных руководителей и результаты выполнения национального проекта «Экология».
Безусловно, эта весьма непростая реформа нуждается в контроле. В ряде случаев нам придётся регионам оказывать и адресную помощь. Естественно, федеральный центр готов это делать.
Алексей Васильевич (обращаясь к А.Гордееву), Вы занимаетесь координацией этой работы по линии руководства Правительства. Что ещё можно сказать? Какой сейчас этап? Как вошли в эту реформу регионы?
А.Гордеев: Как Вы отметили, вступление в силу закона об отходах производства и потребления дважды переносилось, но экологическая обстановка в стране такова, что в части обращения с отходами требуются незамедлительные решения. И это в первую очередь требование общества.
Основная цель – создать новую, технологичную отрасль, которая позволит максимально вовлечь отходы во вторичный оборот и снизить до минимума экологический вред окружающей среде.
В части региональных операторов. Важно понимать, что они, с одной стороны, отвечают за всю цепочку обращения с ТКО, с другой стороны – несут полную ответственность за соблюдение всех аспектов экологического законодательства.
Были приняты меры, чтобы не допустить завышенного размера платежа за эту новую коммунальную услугу для населения. В конце прошлого года был принят целый ряд поправок в законодательство, которые учитывают региональные особенности и позволяют плавно войти в эту реформу.
Мониторинг показывает, что на данный момент более 80% регионов перешли на новую систему (это последние данные). При этом в 60 регионах региональные операторы оказывают услуги населению во всех территориальных зонах, в 11 регионах – на части территории. Считаем, что наиболее эффективно работа организована в Новосибирской, Нижегородской, Белгородской областях, Республике Адыгея и Ямало-Ненецком автономном округе.
14 регионов не перешли на новую систему в силу неготовности. Однако закон им позволяет подготовиться и осуществить этот переход в течение года, то есть к 1 января 2020 года. Минприроды России и Росприроднадзор в настоящее время с этими регионами проводят соответствующую работу, оказывают содействие. Будут утверждены планы по переходу на новую систему.
Остаются вопросы по двум территориям – Ленинградской области и Краснодарскому краю. В этих субъектах выбраны региональные операторы, пройдены все процедуры, утверждены тарифы, однако работа по новой системе не началась. Это не предусмотрено действующим законодательством, и подобный вариант требует отдельного рассмотрения. Мы с этими регионами поработаем.
Д.Медведев: А есть какое-то объяснение этой позиции?
А.Гордеев: Скорее всего, руководство регионов волнуется за систему организации обращения с ТКО и возможный резкий рост платежей по конкретным населённым пунктам.
Д.Медведев: Об этом думать надо, но в то же время нужно развиваться, как-то действовать. Вы с ними работу проведите. Если этого будет мало, пригласите обоих губернаторов ко мне и вместе с ними зайдите.
А.Гордеев: Договорились, Дмитрий Анатольевич.
В соответствии с Вашим поручением продолжается работа по ограничению платы для граждан за услугу по обращению с ТКО. Совместно с Минфином Минприроды сейчас ведёт работу по освобождению услуги по обращению с ТКО от НДС. Эта работа должна быть завершена до 1 февраля. Также подготовлен и внесён в Правительство проект постановления о сохранении до 2024 года ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. То есть она не будет повышаться, чтобы не перегружать тариф. И регионам даны рекомендации по установлению нулевой ставки по налогу на прибыль для региональных операторов. Это Вы тоже поручали.
Считаю первоочередной задачей на текущий год обеспечить ввод на всех площадках регионального сбора коммунальных отходов двух типов контейнеров для разделения этих отходов на два потока. Один – для так называемых сухих отходов, подлежащих повторному использованию (бумага, пластик, стекло и металл – всё, что может быть востребовано в промышленности). И второй – для «мокрых». Это преимущественно органические отходы, которые подлежат переработке по специальным технологиям. Это нам позволит примерно 35% ТКО пустить во вторичный оборот. И это решение задач как экологических, так и экономических. При этом, поскольку «сухие» отходы являются востребованным сырьём, на следующем этапе тариф для населения для таких раздельно собранных отходов будет снижен или даже доведён для этой части («сухих» отходов) до нуля. Там будет оплачивать непосредственно покупатель, то есть хозяйствующие субъекты промышленности.
Стратегической задачей ставим отказ от полигонов по захоронению ТКО как самых экологически вредных объектов. С учётом европейского опыта считаем реалистичным к 2030 году сократить их число до минимума и запретить их использовать для размещения непереработанных отходов – имею в виду ТКО.
На постоянной основе приступила к работе правительственная комиссия, которую Вы создали. Ежемесячно будем подводить итоги, обсуждать задачи и помогать регионам обеспечить реализацию закона на всей территории России.
Д.Медведев: Алексей Васильевич, в рамках комиссии все мероприятия проводите, мне отдельно докладывайте. В случае необходимости спустя полтора-два месяца мы проведём общий селектор, чтобы понять, какие проблемы существуют и кому надо придать импульс – такие регионы тоже есть.
Следующая тема, которую хотел бы затронуть, тоже острая, и очевидно, что мы должны ей заниматься. Это цены на бензин. Мы в целом внимательно следим за ситуацией, чтобы избежать необоснованного роста цен на моторное топливо.
С 1 января текущего года был запущен механизм завершения так называемого налогового манёвра в нефтяной отрасли. Он предусматривает равномерное, в течение пяти лет, обнуление вывозных таможенных пошлин, которые уплачиваются при экспорте нефти и нефтепродуктов. При этом происходит одновременное повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых.
Чтобы нефтеперерабатывающие предприятия были рентабельными, мы разработали гибкий инструмент – так называемый отрицательный акциз на нефть. То есть компании, которые уже поставляют качественные нефтепродукты на внутренний рынок и заключили соглашение о модернизации мощностей, получают возможность компенсировать часть расходов на поддержание цен на топливо на внутреннем рынке на уровне ниже мировых. Выражаясь более простым языком, просто получают возможность следить за уровнем рентабельности и своими ценами, не допуская их увеличения против тех нормативов, которые мы согласовали.
Кроме того, у нас существует ряд договорённостей с нефтяными компаниями, в том числе о том, что рост цен на нефтепродукты, моторное топливо не должен превышать уровень инфляции. В свою очередь мы готовы в этом смысле оказывать поддержку нефтяному сектору, чтобы таможенно-тарифные льготы в нефтедобыче были сохранены в полном объёме. Надеюсь, что это даст возможность соблюдать все договорённости и что нам не придётся прибегать к крайним мерам, которые неоднократно анонсировались, но на которые мы не пошли. Я имею в виду так называемые заградительные пошлины на экспорт.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), расскажите, какая ситуация к настоящему времени, то есть на 14 января текущего года, сложилась на рынке нефтепродуктов, прежде всего имея в виду моторное топливо.
Д.Козак: По состоянию на сегодняшний день ценовая ситуация на внутреннем рынке моторного топлива соответствует последним договорённостям, которые были достигнуты 31 октября 2018 года. Были заключены соответствующие соглашения. Напомню, что эти договорённости предусматривают максимально возможное повышение цен на топливо: в январе текущего года – на 1,7% в связи с повышением НДС на 2%, далее, после 1 февраля, – до уровня прогнозируемой инфляции, но равномерно, равными долями, помесячно, а не залповое повышение на 4,3%, как это предусмотрено прогнозом социально-экономического развития страны.
НДС и инфляция – объективные факторы, которые невозможно было игнорировать при формировании этих договорённостей. Они учитывают и увеличение стоимости расходных материалов (нефтяная и нефтеперерабатывающая отрасль – достаточно материалоёмкая). Они учитывают и рост тарифов на электроэнергию, и стоимость рабочей силы. Напомню, что в сфере нефтедобычи, нефтепереработки и реализации нефтепродуктов работает более 600 тысяч человек.
По состоянию на сегодняшний день прирост цен на автомобильный бензин на АЗС вертикально интегрированных компаний (это 80% розничного рынка нефтепродуктов) составляет от 0% (на некоторых заправках) до 1,7%. По дизельному топливу – от 1,6 до 1,7% (это примерно 70 копеек). То есть ни у одной компании этот потолок по состоянию на сегодняшний день не пробит, и есть уверенность в том, что такая ситуация сохранится до конца января, а далее будет применяться элемент инфляции.
Объём биржевой торговли нефтепродуктами в настоящее время находится на достаточно высоком уровне – более высоком, чем в среднем в прошлом году. В рамках тех же октябрьских договорённостей ведётся активная работа по повышению прозрачности торгов на бирже – а биржа очень важный индикатор и механизм сдерживания цен, – по сокращению возможностей для спекулятивного манипулирования на бирже: это и ограничение применения роботов, и недопуск непроверенных участников, и недопущение иных злоупотреблений на бирже. В декабре прошлого года правила биржевой торговли были существенно изменены. Это была совместная работа Правительства с Федеральной антимонопольной службой и Центральным банком при участии нефтяных компаний.
Кроме того, ведётся проверка крупных региональных, так называемых независимых, розничных сетей на предмет выявления монополизации розничного рынка и злоупотребления монопольным положением. В некоторых регионах, несмотря на то что это достаточно большая розничная сеть, выявлены факты монополизации этого рынка через аффилированных лиц. В этом случае принимаются меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Что касается налогового манёвра. С 1 января отрасль функционирует на основе существенно обновлённого налогового регулирования. В рамках завершения налогового манёвра предусмотрен механизм создания рыночных стимулов для обеспечения поставок на внутренний рынок нефтепродуктов. Введён, как Вы уже отметили, демпфирующий элемент обратного акциза, задача которого – перераспределение дополнительных доходов нефтедобывающих компаний, получаемых при высоком уровне цен на мировом рынке, через федеральный бюджет из сегмента добычи в сегмент переработки, что должно обеспечить сбалансированность ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов – как по объёмам, так и по ценам. Вся нормативная база для запуска этого механизма сформирована в 2018 году. А заключённые в прошлом году соглашения с вертикально интегрированными компаниями являются страховочным механизмом, перехлёстывают, так сказать, начало работы, для того чтобы мы на практике проверили, как будет работать механизм налогового манёвра. И очень рассчитываем, исходя из того, как складывается сегодня ситуация, что после истечения срока действия этих соглашений нам не придётся прибегать вновь к заключению таких соглашений и удастся избежать элемента ручного управления.
Относительно налогового манёвра в целом. Следует отметить, что его основной целью является увеличение эффективности государственной поддержки, государственного регулирования отрасли. Мы переходим к адресному стимулированию эффективных перерабатывающих мощностей, которые обеспечат глубокую переработку нефти с выходом качественных нефтепродуктов для обеспечения потребностей внутреннего рынка.
Также осуществляется справедливое распределение фискальной нагрузки между нефтедобывающими компаниями – экспортёрами и компаниями, работающими на внутреннем рынке. Налоговый манёвр направлен исключительно на повышение справедливости распределения фискальной нагрузки на отрасль, повышение эффективности нефтепереработки.
Д.Медведев: Конечно, нужно следить за ценами на рынке, мониторить ситуацию. Если возникают какие-то отклонения, особенно в части крупнейших поставщиков, вертикально интегрированных компаний, – просто вызывать их, напоминать положения этого соглашения. Если ситуация где-то будет дестабилизирована, тогда уже принимать различные меры реагирования, включая и меры антимонопольного регулирования, и меры, предусмотренные этим соглашением. Надеюсь, что наши крупнейшие компании удержатся в рамках решений, которые были приняты и которые позволяют нам держать ситуацию с ценами на приемлемом уровне.
Очевидно и другое: налоговый манёвр влияет на некоторых наших соседей. Хотя это наше суверенное решение в налоговой сфере, где мы сами принимаем такого рода решения, как и наши партнёры. Мы их озабоченность понимаем и переговоры на эту тему продолжаем. И я такие переговоры вёл, и коллеги, присутствующие здесь. При этом хочу напомнить, что, во-первых, мы никогда не обещали компенсировать неполученные доходы других стран, пусть даже самых близких. Хотя в ряде случаев мы в последние годы по просьбе этих государств шли на то, чтобы предоставить им различную безвозвратную поддержку. И действительно её предоставляли, по гуманитарным даже причинам. Эта поддержка измерялась миллиардами.
И второе. Если говорить о таких государствах (прежде всего речь идёт о Белоруссии), мы сохраняем, хочу напомнить, очень большой объём кредитной поддержки наших партнёров. Этот объём превышает 6,5 млрд долларов. Не считая связанный кредит на строительство атомной станции. Причём мы не требуем возврата этих кредитов. Мы пролонгируем эти кредиты по просьбе наших партнёров в условиях, когда для нас закрыты финансовые рынки западных стран. То есть, по сути, мы помогаем, вынимая деньги из нашей экономики. Это надо ценить, рассуждая о союзнических отношениях.