Обсуждались итоги работы ОАО «РЖД» в 2018 году, планы на 2019 год, а также вопросы обеспечения железнодорожных пассажирских перевозок в дни новогодних каникул.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Олег Валентинович, мы с Вами встречаемся непосредственно в преддверии Нового года. Хотел бы, чтобы Вы мне вкратце доложили о том, чем завершается текущий год для «Российских железных дорог», каковы результаты, в том числе и прежде всего по перевозкам пассажиров.
Обычно новогодние праздники (они у нас длинные) связаны с большим количеством перемещений граждан по нашей стране. Люди едут отдыхать, пользуются, естественно, железнодорожным транспортом. Как вы к этому готовы, какие маршруты являются наиболее загруженными, стало быть, популярными? Это первый блок вопросов.
Второй блок вопросов касается экономических показателей «РЖД». Я имею в виду, какое количество грузов было перевезено, о чём это свидетельствует и какие, может быть, дополнительные решения нужно будет принять в следующем году.
О.Белозёров: Дмитрий Анатольевич, уже чётко можно сказать, что по итогам года погрузка растёт – 2,2%, и, самое главное, растёт грузооборот – 4,2%.
При этом уникальный показатель – это рост транзита в контейнерах. У нас есть поручение – мы уже, не откладывая, его сейчас выполняем. Цифра – 32% роста. И в следующем году, считаем, она будет такая же.
Вы нам ставили задачу постоянно следить за оптимизацией наших издержек. В этом году 44 млрд, как мы Вам докладывали, – экономия достигнута. При этом по производительности труда рост на 6,5%, в 2018 году мы этот барьер тоже преодолели.
И в части экологии тоже проделали большую работу, снизили и выбросы в атмосферу, и сбросы сточных вод. Мы считаем, что железная дорога в этой части имеет конкурентное преимущество.
Работаем над безопасностью и считаем это тоже своим преимуществом.
Д.Медведев: Приоритетом тоже, наверное, считаете?
О.Белозёров: Да, обязательным приоритетом. Пассажирский комплекс в этом году показал очень хорошую динамику – пассажирооборот вырос на 5%. При этом он рос и в дальнем следовании, и в пригородном сообщении. Мы отправили пассажиров на 3% больше. Это значит – пассажиры голосуют рублём, приходят на железную дорогу, видят, что мы предоставляем хорошую, востребованную услугу.
У нас растёт количество людей, кто воспользовался электронными каналами продаж. Я регулярно докладываю – мы перешагнули психологическую отметку в 50%, в этом году в дальнем следовании у нас 52% билетов продано электронным способом. При этом приоритетной задачей перед собой видим, чтобы рост стоимости перевозок был ниже инфляции. Соответственно, эта установка – «инфляция минус» – нами исполняется.
Важный и очень хороший показатель в этом году – мы закупили в два раза больше новых вагонов и провели модернизацию старых.
Д.Медведев: Пассажирских вагонов?
О.Белозёров: Именно пассажирских вагонов в дальнем следовании. Закупили новый подвижной состав и в пригороде. Общая цифра – порядка 26 млрд рублей.
Д.Медведев: Причём, насколько я понимаю, в основном закупки концентрировались на российских предприятиях. Потому что, по сути, новые сегменты здесь осваиваем. Раньше вагоны для дальнего следования очень часто мы покупали за границей, пусть даже это и были страны социалистического содружества. Сейчас все поставки наши, как я понимаю.
О.Белозёров: Да, абсолютно весь подвижной состав наш, импортозамещение, всё практически производится у нас. Вы принимали решение по отмене налога на добавленную стоимость, и эти средства пошли на обновление подвижного состава. Мы видим конкретный результат на сегодняшний момент. И граждане очень этим довольны.
Д.Медведев: Самое главное, как правильно Вы только что сказали, чтобы граждане были довольны, чтобы они видели изменения. Многие наши вагоны ещё совсем недавно были совсем старыми, и нужно сделать всё, чтобы выйти практически на полную замену этой вагонной составляющей для пассажирского сообщения – в тех графиках, конечно, которые вы для себя сами установили.
А что с Новым годом?
О.Белозёров: Тенденция хорошая. 5,5% по продажам за 90 дней. Соответственно, мы назначили 1340 дополнительных поездов, это более 20%. Дополнительные поезда назначены и для перевозки детей, плюс 15% – 3200 детей мы привезём в том числе и на новогоднюю ёлку. Скидки действуют декабрьские, новогодние, на новогодние каникулы. И ряд направлений демонстрируют уникальный поток: на Смоленск – почти 30% увеличение, в Орёл – более 20%, Нижний Новгород – плюс 15%.
Д.Медведев: На период каникул Вы имеете в виду?
О.Белозёров: На период каникул – повышенный спрос. Мы его стараемся удовлетворить. И при этом новые перевозки – это перевозки на российские курорты: из Ростова пустили «Лыжную стрелу» на «Розу Хутор», из Краснодара на «Розу Хутор», и очень интересный маршрут Новокузнецк – Чугунаш, называется «Шерегеш-экспресс». Загрузка практически полная.
Д.Медведев: Да, там довольно значительное расстояние – между Новокузнецком и Шерегешем, я когда-то там был. И то, что люди могут теперь не только ездить на машинах, но и пользоваться железнодорожным транспортом, будет способствовать дополнительной популяризации этого места. Оно пользуется популярностью у жителей Сибири, но не только, туда приезжают отдыхать из разных мест.
<…>