Обсуждались, в частности, вопросы использования цифровых технологий в сфере образования.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Сергей Сергеевич, Вы в обновлённом Правительстве возглавляете службу по надзору, которая контролирует, надзирает за состоянием не только общего, среднего образования, как это было раньше, но и в целом системы образования, включая высшее. То есть ваши компетенции распространяются на все сферы. Сейчас это всё наслаивается на внедрение «цифры». Какие новые возможности Вы видите в связи с широким внедрением цифровых технологий в повседневный обиход, в том числе в сфере образования?
С.Кравцов: Дмитрий Анатольевич, хочу доложить: задачи, которые Вы ставили по сокращению вузов, дающих некачественное образование, выполнены. Проводятся проверки, прежде всего для выявления слабых сторон, над которыми надо работать. Мы активно используем информационные технологии. У нас 20 информационных систем, мы их объединили в одну. Сегодня мы можем видеть данные по каждой школе, ученику, видеть, где слабые, а где сильные стороны и, соответственно, оказывать необходимую методическую поддержку.
Д.Медведев: По каждому ученику в целом в стране?
С.Кравцов: Да, начиная с 4-го класса и заканчивая 11-м классом. Эти данные деперсонифицированы, но мы по каждой школе такую информацию видим и проводим методическую работу.
Д.Медведев: Они теперь это выгружают в общую систему? Или как это происходит?
С.Кравцов: Для каждой школы создан личный кабинет у нас на сервере. Это очень удобный сервис для школ, которые видят свои результаты, особенно по всероссийским проверочным работам, и начиная с 4–5-х классов могут получить соответствующую методическую поддержку. Также мы развиваем технологию проведения единого государственного экзамена. Раньше это был пакет, его утром доставляли, потом запечатывали конверт, обратно возвращали.
Д.Медведев: Вскрыть его можно было?
С.Кравцов: Его нельзя было вскрыть. Тем не менее неудобства были.
Д.Медведев: То есть раньше это в такой форме было. Насчёт вскрыть. Вскрыть-то можно всё что угодно. Есть технологии. Открыть, посмотреть, запечатать.
С.Кравцов: Сегодня это невозможно. Есть флешка, где цифровой код, электронная цифровая подпись.
Д.Медведев: То есть открыть можно только при наличии ЭЦП?
С.Кравцов: Да, и только в момент начала экзамена, иначе не откроется. После завершения экзамена всё сканируется, загружается в облако, и уже никакой доступ к данным невозможен.
Д.Медведев: Можно определить, что кто-то пытался до экзамена что-то открыть?
С.Кравцов: У нас раньше была такая технология на диске. Пытались. И мы это сразу видели. А сегодня есть эта флешка, которая определяет точное время начала экзамена – здесь зашифровано.
Д.Медведев: То есть файл просто не открывается.
С.Кравцов: До 10 часов, до начала экзамена, не открывается. Следующий шаг – через интернет будут доставляться задания в каждую аудиторию и там уже распечатываться.
Д.Медведев: Тогда должна быть мощная защита, потому что всё, что попадает в интернет, так или иначе может стать предметом посягательств различных людей и структур, которые в этом заинтересованы.
С.Кравцов: У нас хорошие разработки, в том
числе мы военные технологии используем, поэтому в этом отношении всё надёжно.
Д.Медведев: От флешек не отказывайтесь до конца, это тоже надёжно.
С.Кравцов: Хорошо. Также я хочу сказать, что мы в электронном виде проводим аккредитацию вузов. Это, конечно, значительно упрощает процедуру.
Д.Медведев: То есть они все материалы отдавали в электронном виде, бумажки не таскали.
С.Кравцов: Не было бумаг. Была электронная цифровая подпись, подтверждающая документы. Это очень эффективно, и дальше эту технологию мы будем развивать.
Д.Медведев: А сколько у вас поднадзорных структур сейчас?
С.Кравцов: На сегодняшний день порядка 40 тыс. школ. Вузов у нас было 2,5 тыс., филиалов – после того, как неэффективные вузы ушли, – на сегодняшний день 1,1 тыс. В частности, было 400 негосударственных вузов, сейчас их 110. Было 500 филиалов негосударственных вузов, сегодня – 54.
Д.Медведев: Ещё СПО есть, они тоже относятся к вашей компетенции.
С.Кравцов: Да. В этом году впервые 54% выпускников 9-х классов пошли в учреждения среднего профессионального образования. А раньше в основном все шли в 10-й класс. Среднее профессиональное образование ориентировано прежде всего на малый, средний бизнес.
Д.Медведев: Это неплохие тенденции. Потому что только так можно готовить нормальные современные рабочие кадры – людей, которые прилично зарабатывают, но в то же время хорошие знания имеют. В советские времена, я напомню, у нас процентов, наверное, 50–60 шли именно в средние профессиональные учебные заведения, а оставшаяся часть уже училась дальше и поступала потом в университеты, в институты.
С.Кравцов: А затем можно было продолжить учёбу, после получения рабочей специальности.
Д.Медведев: Естественно, после среднего профессионального образования часть людей поступала в университеты. Это тоже нормально.
С.Кравцов: И хотел сказать, что наши технологии – и big data, и «озеро данных», которые мы создали, можно использовать при мониторинге нацпроектов.
Д.Медведев: «Озеро данных» – это что такое? Красиво звучит.
С.Кравцов: Это когда мы данные первичные агрегируем в систему, где данные максимально чистые, с которыми мы работаем для аналитики.
Д.Медведев: И что это даёт?
С.Кравцов: Это даёт прогнозирование развития системы образования в том числе. Позволяет определить, где сильные, где слабые стороны, и организовать методическую работу.
Д.Медведев: Вытащить их на свет Божий, посмотреть на них.
С.Кравцов: Да.
Д.Медведев: Хорошо, давайте продолжим тогда работу в этом направлении. Обсудим другим вопросы.
<…>