Совещание.
Посещение АО «Балтийский завод»
Вступительное слово Дмитрия Медведева на совещании
Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил АО «Балтийский завод», осмотрел цеха предприятия и ознакомился с ходом строительства атомного ледокола «Арктика».
Балтийский завод входит в состав государственной Объединённой судостроительной корпорации. Предприятие занимает территорию площадью более 65 га и располагает тремя построечными местами – двумя стапелями и крытым эллингом.
Завод был основан 26 мая 1856 года и специализировался на постройке металлических кораблей для военного флота России, а также паровых машин и других судовых механизмов. За более чем 160-летнюю историю предприятия здесь построено более 600 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.
Сегодня Балтийский завод специализируется на строительстве надводных кораблей 1-го ранга, судов ледового класса (ледоколов, многофункциональных судов-снабженцев) с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков. Одним из важнейших направлений деятельности верфи является атомное гражданское судостроение.
По контракту с ФГУП «Росатомфлот» Балтийский завод строит три атомных ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал» (водоизмещение – 33,54 тыс. т, назначенный срок службы – 40 лет). Атомоходы будут оснащены двухреакторной энергетической установкой. Они станут самыми большими и самыми мощными (60 МВт) атомными ледоколами в мире.
Главное отличие ледоколов с атомной силовой установкой – огромная энерговооружённость и большой ресурс, позволяющий обходиться без «дозаправки» несколько лет. Мощность атомного ледокола даёт возможность работать во льдах толщиной до 2,9 м, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для дизельного ледокола.
Универсальные атомные ледоколы предназначены для самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных), лидирования караванов круглогодично в западном районе Арктики, ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы, буксировки судов и других плавучих сооружений, а также оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.
Головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 был заложен в 2013 году и спущен на воду в июне 2016 года. В настоящее время на нём ведутся монтажные, пусконаладочные работы, внутренняя отделка помещений и кают, швартовные испытания.
Строительство первого серийного ледокола «Сибирь» проекта 22220 началось в 2015 году. В сентябре 2017 года он был спущен на воду, сейчас идут достроечные работы, погрузка и установка оборудования.
В 2016 году был заложен второй серийный ледокол «Урал». Его собирают на стапеле завода. Спуск ледокола на воду планируется в 2019 году.
Вступительное слово Дмитрия Медведева на совещании о ходе строительства атомного ледокольного флота:
Коллеги, у нас сегодня совещание, непосредственно посвящённое строительству атомного ледокольного флота.
Ледокольный флот – основа нашей Арктической морской транспортной системы. Она обеспечивает безопасное судоходство в Арктическом регионе, проход военных кораблей, работу научно-исследовательских экспедиций, поисково-спасательные операции и перевозку различных грузов, включая полезные ископаемые.
Вещь, всем известная, но ещё раз об этом скажу: Россия – единственная страна в мире, которая обладает атомным ледокольным флотом. Сейчас в его составе четыре ледокола, срок эксплуатации которых завершается после 2024 года, – это «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». В ближайшее время мы должны ввести в строй новые ледокольные суда.
Участники совещания
-
PDF
129Kb
Список участников совещания о ходе строительства атомного ледокольного флота, 28 ноября 2018 года
С 2012 года на Балтийском заводе, где мы с вами находимся, идёт строительство трёх универсальных атомных ледоколов. Перед совещанием мы осмотрели производственные мощности Балтийского завода. Это предприятие уникальное, с историей, славной историей. Здесь есть и высококлассные специалисты, и компетенции, которые удалось восстановить, нарастить, необходимые для строительства кораблей с ядерными энергетическими установками. Подобные проекты здесь реализуются уже почти полвека, с 1970-х годов.
Но сегодня и действующие, и строящиеся атомные ледоколы круглогодично могут работать только в западном районе Арктики – это Карское и Баренцево моря. В более суровом по погодным условиям восточном регионе их можно использовать только в летне-осенний период. В остальное время работа практически нецелесообразна: из-за льдов скорость падает до небольших значений – до 2–3 узлов.
Коммерческий эффект от Северного морского пути, как при вывозе углеводородов, так и при транзите грузов, можно получить только в случае, если средняя скорость каравана, который следует за ледоколом, будет не ниже 10–11 узлов.
Такую скорость независимо от погодных условий способен обеспечить новый атомный ледокол класса «Лидер». Он будет строиться на Дальневосточном заводе «Звезда» в тесной кооперации с предприятиями Объединённой судостроительной корпорации, включая Балтийский завод.
Идёт разработка технического проекта этого ледокола. Он будет обладать повышенной мощностью, увеличенной шириной корпуса и позволит, соответственно, проводить навигацию по всему маршруту Северного морского пути круглый год. Развитие Северного морского пути и увеличение грузооборота по нему до 80 млн т к 2024 году – это один из приоритетов освоения Арктики. Этот приоритет обозначен в майском указе Президента.
Строительство новых ледоколов – ключевое условие для достижения этой цели. Очевидно, что здесь недопустимо затягивание сроков и какие-то иные проблемы. Вчера мы на эту тему говорили с Президентом. Здесь имеется общая позиция о необходимости активного строительства всех типов ледоколов и обеспечении их финансирования. Эта позиция руководством страны полностью поддерживается.
Давайте обсудим вопросы, связанные со строительством атомного ледокольного флота.
Хотел бы также привлечь внимание к одной теме, которая вне зависимости от того, о чём мы говорим, всегда имеет большое значение на таких сложных предприятиях, как Балтийский завод, да и других предприятиях. Я имею в виду обеспечение и соблюдение техники безопасности. Все происшествия такого рода, и то, которое вчера случилось… Понятно, что надо разбираться, надо смотреть, кто в чём виноват, какие грузы привезли, какие виды топлива использовать. Но в любом случае это ответственность руководства. Я просил бы со всем этим разобраться и мне лично доложить, Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову), Вас, руководство ОСК и всех, кто причастен к этому вопросу.
Сегодня мы заслушаем заказчика, я имею в виду «Росатом», строителей ледоколов, чтобы выработать действенные меры по реализации наших планов.