Участники заседания обсудили проблемы образования и комплексного сопровождения детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Открывая заседание, Заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова напомнила, что в 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Позже Правительством был принят ряд важных мер, направленных на улучшение условий жизни детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В частности, в 2016 году утверждена Концепция развития ранней помощи на период до 2020 года. Этот документ призван сформировать единые подходы для раннего выявления нарушений развития и объединить усилия различных ведомств – здравоохранения, образования, социальной защиты – с целью минимизировать негативные последствия для развития ребёнка.
Вице-премьер отметила, что в течение 2017–2018 годов в 55 регионах страны приняты и реализуются программы по развитию ранней помощи, а с 2019 года планируется начать реализацию программ ещё в 21 регионе. По предварительным оценкам Минтруда, за 2017 год и первое полугодие 2018 года в среднем по стране раннюю помощь получили порядка 68% детей. Для организации научно-методического сопровождения ранней помощи в течение 2017 года и первого полугодия 2018 года в 13 регионах созданы ресурсные центры, ещё в 10 планируется их создание к середине 2019 года.
По словам Татьяны Голиковой, усилия государства в этой сфере направлены в первую очередь на создание условий для включения людей с инвалидностью в активную жизнь общества. В решении этой задачи ключевую роль играет обеспечение доступа людей с инвалидностью к общему и профессиональному образованию.
В настоящее время государственная политика в сфере образования людей с инвалидностью формируется по двум приоритетным направлениям: развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети коррекционных школ и детских садов.
Как рассказала Татьяна Голикова, в 2017 году в образовательных организациях, которые реализуют программы дошкольного образования и осуществляют присмотр и уход за детьми, численность воспитанников с ограничениями здоровья составила почти 500 тысяч человек, а детей с инвалидностью – 58 тысяч. По сравнению с 2016 годом в 2017 году значительно увеличилось количество обучающихся инклюзивно – более 276 тысяч детей против 241 тысячи детей годом ранее.
«В рамках программы “Доступная среда” в 2018 году объём субсидий на реализацию мероприятий по созданию условий для получения детьми с инвалидностью качественного образования составил 595 млн рублей», – сообщила вице-премьер. Эти средства пошли на создание в образовательных организациях универсальной безбарьерной среды. По итогам 2017 года такая среда для детей с ОВЗ и инвалидностью была доступна в 22% российских школ (9664 организации) и в 17% дошкольных учреждений (7086 организаций).
«Однако есть и неудовлетворительные показатели – на начало 2017/18 учебного года более 16 тысяч детей с ограничениями здоровья и детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет не обучались в образовательных организациях», – заявила Татьяна Голикова.
При этом вице-премьер подчеркнула, что реализации права на образование детей с инвалидностью, проживающих в детских домах, школах-интернатах и домах-интернатах социальной защиты, должно уделяться особое внимание.
Что касается высшего образования людей с ОВЗ и инвалидностью, то, по словам Татьяны Голиковой, в настоящее время функционирует сеть ресурсных учебно-методических центров, которые призваны повысить эффективность системы сопровождения вузов в части развития инклюзивного образования. Сейчас в России действуют 16 таких центров.
Кроме того, создаётся система информационной поддержки инклюзивного высшего образования. В 2016 году начал работу портал инклюзивного высшего образования (инклюзивноеобразование.рф). Он позволяет получать информацию о наличии условий для образования людей с ОВЗ и инвалидностью в вузах, предоставляет консультации по вопросам поступления и выбора направления подготовки.
Данные меры, как отметила Татьяна Голикова, позволили увеличить количество граждан с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в вузы: «Так, в 2016 году на обучение по программам высшего образования поступило 6132 человека, в 2017 году – 6928 человек, а в 2018 году – 6976 человек».
Участники заседания отдельно обсудили тему сопровождаемого проживания людей с инвалидностью – стационарозамещающих технологий, направленных на комплексное содействие людям с инвалидностью в их повседневной жизни. Такие технологии являются альтернативой проживанию в организациях интернатного типа и позволяют добиться максимальной самостоятельности и социализации людей с ОВЗ и инвалидностью.
Как рассказала Татьяна Голикова, в 2017 году реализация технологий сопровождаемого проживания инвалидов осуществлялась в 21 регионе. «По итогам проведённого анализа в I квартале 2018 года отмечается, что такие технологии начали применять в 39 регионах, в 18 регионах проведены подготовительные работы», – сообщила вице-премьер.
Татьяна Голикова добавила, что с 2019 года в рамках программы «Доступная среда» предусмотрена финансовая поддержка тех регионов, которые предложили конкретные меры по развитию системы реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, включая сопровождаемое проживание.
Помимо прочего, государством реализуется комплекс мер, направленных на организацию сопровождения занятости людей с ОВЗ и инвалидностью. «С 1 января 2019 года вводится новая государственная услуга по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов», – рассказала Татьяна Голикова. «Под сопровождением в этом случае понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорение его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории организации работодателя», – объяснила вице-премьер.
По её словам, задача реализации региональных программ в сфере занятости людей с инвалидностью – стопроцентное трудоустройство всех инвалидов молодого возраста, получивших образование и нуждающихся в трудоустройстве, в кратчайшие сроки после завершения обучения.