Первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов представил законопроект о федеральном бюджете на 2019–2021 годы в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы.
Из стенограммы выступления:
Сегодня мы рассматриваем проект бюджета на предстоящие три года – первое чтение, когда рассматривается бюджетная политика на предстоящие три года. И политика, которая заложена в бюджет, направлена в первую очередь на реализацию задач, поставленных Президентом России в майском указе текущего года.
В первую очередь это реализация национальных целей развития, которые поставлены в указе Президента. Здесь и задачи в области экономики – вхождение России в пятёрку стран с наибольшими объёмами экономики. Повышение темпов экономического роста выше среднемировых. Это и задача в области социальной, мы говорим о продолжительности жизни наших граждан и вхождении в «клуб 80+» стран, в которых продолжительность жизни 80 с лишним лет. Это и повышение оплаты труда, повышение пенсий. Все эти задачи, которые были поставлены в майском указе, нашли своё отражение и финансовое обеспечение в проекте бюджета на предстоящую трёхлетку. Остановлюсь на нескольких вопросах.
Первое. Как планируется решать основную, базовую задачу –достижение более высоких темпов роста и на этой основе достижение всех остальных результатов социально-экономического развития? В первую очередь нам необходимо увеличить объёмы инвестиций, инвестиционную активность, сформировать комфортную бизнес-среду.
Для этого нужно увеличить долю инвестиций с 21,5% до 25%. Эта задача ставилась Президентом и в предыдущие годы, и сейчас она также стоит на повестке дня, и мы должны сделать всё необходимое для того, чтобы её реализовать.
Для этого нужна предсказуемая среда, и это в проекте бюджета учитывается. Мы приняли изменения в налоговом законодательстве, которые будут действовать на протяжении шести лет без изменения.
Мы отменили налоги, которые негативно влияли на модернизацию, например, налог на движимое имущество, – с одной стороны. С другой стороны, мы увеличили стимулы для отдельных отраслей, в том числе в нефтедобыче. Мы увеличили стимулы для целого ряда предприятий, с тем чтобы эти компании могли инвестировать в развитие новых производств. Заработает в этом и следующем году инвестиционная налоговая льгота. Будут внесены поправки в налоговое законодательство о включении части неналоговых платежей в Налоговый кодекс с тем, чтобы повысить предсказуемость налоговых изъятий и в этой части.
Кроме того, важным направлением стимулирования инвестиций, конечно, будут являться бюджетные ресурсы. И то изменение налоговой системы, которое мы с вами приняли, те поправки в части увеличения заимствований на внутреннем рынке и создания фонда развития – это как раз тот ресурс, который пойдёт на стимулирование ключевых направлений экономического развития.
В первую очередь значительные ресурсы будут направляться в инфраструктуру, именно это направление в последние годы у нас было недофинансировано. Мы значительный объём ресурсов, более триллиона рублей на шестилетний период, направим на магистральную инфраструктуру. Это позволит связать ключевые экономические центры дорогами, новыми линиями электропередачи, будут построены новые порты и аэропорты. Это одна из ключевых, важнейших составляющих элементов стимулирования экономического роста.
Второе. Значительные объёмы ресурсов будут направлены на цифровизацию экономики, без этого невозможно дальнейшее развитие. Новые коммуникации, новые возможности для бизнеса с точки зрения получения информации, упрощения порядка регистрации бизнеса, упрощения порядка взаимодействия с государственными органами – всё это должно улучшить качество бизнес-среды, благоприятно повлиять на наши экономические отношения.
Следующее – стимулирование экспорта. Мы много говорили о необходимости увеличения экспорта, и у нас в следующем году заработает новый национальный проект, который позволит по-другому взглянуть на решение этой проблемы.
Мы будем помогать предприятиям в модернизации их производств, с тем чтобы эти производства были ориентированы на экспортные возможности. Будут субсидироваться процентные ставки по кредитам предприятий, которые берут эти кредиты на модернизацию производства. Мы будем подставлять гарантийное плечо тем предприятиям, которые будут брать кредиты для того, чтобы развивать производство экспортной продукции.
Поскольку поставлена задача удвоить наш экспорт, эти меры будут осуществляться как в области промышленности, так и в сельском хозяйстве – два основных направления по экспорту. Сюда также будут направлены значительные ресурсы.
Поддержка малого и среднего предпринимательства. Значительные объёмы ресурсов будут направлены на то, чтобы снизить стоимость заёмных средств для малого бизнеса.
Мы говорим о том, что доля в экономике малых и средних предприятий должна составлять не менее трети от ВВП, а по самым оптимистичным оценкам должна доходить до 40%. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве должна составлять не менее 25 миллионов человек.
Такую задачу мы ставим к 2024 году, и эта задача должна быть реализована с применением инструментов, которые заложены как в бюджете, так и в соответствующем нацпроекте.
Социальная сфера. Важные задачи поставлены Президентом в области улучшения качества работы институтов, которые оказывают услуги населению, и повышения благосостояния наших граждан. Что здесь предусматривается? Большие средства, более триллиона рублей за шестилетний период, будут направлены в здравоохранение. В первую очередь на модернизацию тех медицинских учреждений, которые работают над лечением наиболее опасных и сложных болезней – это онкология, сердечно-сосудистые заболевания. В этом направлении будут проведены значительные инвестиции в модернизацию медицинского оборудования, переобучение и переподготовку врачебных кадров. Это один из самых главных наших национальных проектов, потому что без улучшения качества здравоохранения мы не добьёмся увеличения продолжительности жизни. Сегодня у нас продолжительность жизни около 73 лет, задача – войти в «клуб 80+».
Наряду с такими глобальными задачами по улучшению качества здравоохранения будут решаться и более локальные задачи. Значительные средства направляются на увеличение числа фельдшерских и акушерских пунктов. Более 1,5 тыс. новых ФАПов будет создано за предстоящую шестилетку. Будет создано значительное количество – 1,3 тыс. – передвижных медицинских пунктов, которые позволят нашим гражданам в сельской местности получить доступное медицинское обслуживание.
На всё это выделяются соответствующие ресурсы, на всё это предусмотрены дополнительные деньги.
Будут подготовлены новые медицинские работники и сотрудники, к 2024 году планируется привлечь дополнительно 2 миллиона человек в качестве новых специалистов.
Будут увеличены расходы на занятие спортом, на проведение мероприятий по внедрению здорового образа жизни. Сегодня спортом регулярно занимается всего 37% жителей России, а к 2024 году 55% наших граждан должны регулярно заниматься спортом. Для этого предусмотрены ресурсы, в том числе и на строительство новых стадионов для популяризации здорового образа жизни.
Снижение бедности. Также одна из ключевых задач,
которая нашла отражение в проекте бюджета. Здесь и продолжение повышения
заработных плат – вместе с темпами роста заработных плат в субъектах
Российской Федерации, здесь и необходимые ресурсы для повышения МРОТ до уровня
прожиточного минимума – это соотношение будет соблюдаться, и здесь ресурсы предусмотрены как на
федеральном уровне, так и на поддержку субъектов Российской Федерации.
Следующие несколько направлений касаются вложений в человеческий капитал, в том числе образования. Задача – повысить качество образования и войти в топ-10 стран по качеству образования. Здесь и строительство новых школ, и реконструкция старых школ, подключение их к интернету. Более половины школьных учителей будут охвачены системой профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Следующее направление, которое тоже учтено в бюджете, – это обеспечение граждан более качественным жильём и улучшение городской среды.
Улучшение жилищных условий должно быть к 2024 году доступно ежегодно для 5 миллионов семей. Сегодня этот показатель составляет 3 миллиона семей. Здесь мы предусматриваем дополнительные меры поддержки.
Каковы основные инструменты? Доступность ипотеки. У нас ипотека сегодня развивается достаточно высокими темпами. Мы планируем продолжить развитие этого направления. Основная задача – обеспечить уровень ставки по ипотечным кредитам до 8% годовых.
Мы также продолжим заниматься расселением аварийного жилья. Только на предстоящую трёхлетку в федеральном бюджете предусмотрено на эти цели 106 млрд рублей. Мы будем стимулировать субъекты Федерации решать эти проблемы совместно с федеральным центром, с тем чтобы они не накапливались, как было в предыдущие годы, а, наоборот, количество аварийного жилья сокращалось.
Городская среда. Рост объёмов строительства жилья должен сопровождаться развитием городов и улучшением экологической обстановки в них. За шесть лет предусматривается привести в порядок более 450 российских городов. Мы начали эту программу по инициативе Государственной Думы, увидели, как эффективно развивается эта программа. К ней привлекаются и субъекты Российской Федерации, и, что самое главное, граждане. Эта программа будет расширена – задействовано большее количество городов и увеличены объёмы ресурсов.
Значительные ресурсы будут направлены на решение экологических проблем. Будут ликвидированы свалки в городах, будет улучшена экологическая обстановка в тех городах, где уровень загрязнения воздуха превышает все предельно допустимые нормы. На эти цели также выделяются ресурсы в рамках специального проекта по экологии.
Важнейший вопрос: как мы будем мониторить выполнение задач, которые поставлены Президентом в указе? Будет создана новая система мониторинга. Мы будем отслеживать каждое из мероприятий национальных проектов детально – от начала мероприятия до его завершения. Будут применены так называемые диаграммы Ганта, которые позволяют от начала мероприятия на каждой стадии его реализации иметь в онлайн-режиме полную информацию. Она будет доступна как для депутатов Государственной Думы, так и для всех контрольных органов, с тем чтобы мы могли осуществлять парламентский контроль за ходом реализации задач.
Уважаемые депутаты, задачи, которые поставлены в указе Президента, невозможно решить без регионов, потому что значительная их часть – это полномочия субъектов Российской Федерации, и именно там они будут лучше реализованы. Поэтому значительная часть ресурсов будет передана из федерального центра в регионы. На реализацию нацпроектов предусмотрено только в следующем году для субъектов Федерации более 400 млрд рублей, это почти половина всех объёмов дополнительных ассигнований, которые направляются в следующем году на реализацию национальных проектов. Эти средства будут предусмотрены. Основная часть ресурсов – более 95% – будет выделяться из федерального бюджета. То есть мы не нагружаем субъекты дополнительными обязательствами, а лишь передаём им эти обязательства, с тем чтобы мы вместе с регионами выполняли задачи, поставленные в указе.
Будет создана и система мониторинга вместе с регионами. Регионы примут соответствующие программы по реализации нацпроектов, получат соответствующее финансирование, войдут в систему мониторинга реализации национальных целей и национальных проектов, и мы вместе сможем отслеживать их реализацию уже на региональном уровне.
Важно также сказать о наполняемости бюджетов субъектов Российской Федерации. Мы продолжим оказывать им поддержку для обеспечения выполнения их непрямых обязательств. В следующем году продолжится целый ряд программ, которые были начаты в предыдущие годы. В том числе продолжится и выполнение обязательств по повышению заработных плат работникам бюджетной сферы субъектов Российской Федерации. На эти цели также предусмотрены необходимые ресурсы.
Кроме того, в течение шести лет бюджетам субъектов Российской Федерации будут переданы в полном объёме акцизы на нефтепродукты. Предусматривается это делать постепенно, начиная с 2020 года, с тем чтобы в 2024 году все 100% акцизов на нефтепродукты зачислялись в дорожные фонды субъектов Российской Федерации и регионы получили дополнительный ресурс для решения вопросов с дорожной инфраструктурой.
Уважаемые депутаты, сегодня мы рассматриваем бюджет в первом чтении. Сегодня это политика, это основные параметры бюджета. Действительно, общий объём ресурсов, которые мы перераспределяем через бюджет, увеличился. Это необходимо для того, чтобы нам перенаправить эти средства на стимулирование роста, стимулирование решения социальных задач, чтобы создать новое качество нашей экономики, новое качество оказания услуг гражданам.
Бюджет на предстоящую трёхлетку будет профицитным. Это залог устойчивости бюджета к различным внешним условиям: будь то изменение цен на внешних рынках по нефти и сырью, которые являются одним из основных элементов нашего экспорта, будь то ограничения, санкции, которые, к сожалению, существуют в отношении России.
Поэтому профицитный бюджет – это залог того, что мы в полном объёме сможем выполнить наши обязательства, без сокращений, без секвестров, как раньше иногда было. Мы пополним наш запас – резервный фонд, с тем чтобы иметь подушку безопасности на случай влияния извне на нашу экономику.