Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
24 сентября 2018
16:00
Горки, Московская область
В повестке: о национальных проектах «Международная кооперация и экспорт», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», «Культура», «Экология», «Жилье и городская среда», о Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг
Дмитрия Патрушева
Брифинг Евгения Дитриха
Брифинг Максима Орешкина
Брифинг Дениса Мантурова
Брифинг Владимира Мединского
Брифинг Владимира Якушева и Дмитрия Кобылкина
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
У нас сегодня большое заседание президиума Совета
по стратегическому развитию и национальным проектам. Вначале хочу
сказать, что работа по формированию
национальных проектов входит в завершающую фазу,
в федеральном бюджете на ближайшие три года Правительство предусмотрело все
необходимые средства для их реализации. Сегодня обсудим последние редакции с учётом
замечаний и поправок, которые были предложены
на предыдущих президиумах, а также проектными комитетами под руководством моих
заместителей.
При неизменности целей
национальных проектов – они определены в указе
– способы их достижения могут корректироваться
в зависимости от социально-экономической
обстановки, возможностей бюджета и других
факторов. Я об этом неоднократно говорил. Мы живём не в безвоздушном пространстве, мы живём в
постоянно меняющемся мире и должны сопоставлять эти планы с реальностью. Поэтому будем возвращаться к обсуждению тех или
иных аспектов, если они потребуют
актуализации.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, 24 сентября 2018 года
Сегодня закончим разработку паспортов шести национальных
проектов, которые касаются экспорта, малого и среднего бизнеса,
производительности труда, жилья, культуры и экологии. На прошлых президиумах я довольно
подробно говорил об этих направлениях, коллеги докладывали, поэтому сейчас
обозначу лишь некоторые ключевые моменты.
Начну с экспорта. Это проект «Международная
кооперация и экспорт». Нам предстоит качественно повысить конкурентоспособность
российских товаров и расширить их присутствие на мировых рынках. На это должна быть сориентирована наша
промышленная и торговая политика, включая действующие инструменты
государственного регулирования, отраслевые и корпоративные программы.
Отдельное
внимание следует уделить экспорту услуг. Есть целый ряд областей, где мы можем
успешно продвигаться. Это, например, IT,
строительство, финансы, туризм. В секторе аграрно-промышленного комплекса мы
ждём увеличения доли товаров с высокой добавленной стоимостью. Для этого
требуется модернизация производства, перевооружение предприятий. Предстоит усовершенствовать
всю товаропроводящую инфраструктуру. Нужно устранять торговые барьеры,
создавать полноценную систему позиционирования и продвижения российской
продукции за рубежом.
Свой
вклад в экспортные поставки мы предлагаем внести и небольшим компаниям. Им
посвящён отдельный национальный проект – «Малое
и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы». Уже достаточно много сделано для улучшения условий ведения
бизнеса. Мы занимаемся этим не первый год, результаты есть. Тем не менее
остаётся целый ряд неохваченных сфер, в том числе упрощение налоговой
отчётности, создание более благоприятных условий для самозанятых.
Спрос
на льготные кредиты всё ещё превышает предложение. Нужно заниматься этим таким
образом, чтобы малый и средний бизнес всё-таки имел более значительные
возможности кредитоваться на приемлемых для него условиях. Включая доступ к
дополнительным источникам финансирования через фондовый рынок, к лизинговым
инструментам. Малые и средние предприятия должны знать, на какие меры поддержки
они могут рассчитывать. Их нужно шире вовлекать в систему государственных
закупок. Есть множество областей с высоким спросом на услуги малого и среднего
предпринимательства. В частности, это городская среда, деятельность социальных
учреждений. Нужно на них делать упор.
Производительность
труда и поддержка занятости. Здесь нужно разработать меры стимулирования, включая
финансовые – предоставление льготных займов, налоговых преференций и ряд
других, причём как на федеральном, так и на
региональном уровне. Также здесь надо
сокращать административные барьеры и улучшать
трудовое законодательство, корректировать
нормы, которые касаются цифровой экономики,
поскольку там постоянно появляются всё новые возможности,
которые должны быть учтены в регулировании. В
частности, уточним квалификационные требования к существующим и новым
профессиям.
Отдельная
тема – международное сотрудничество по вопросам производительности. Надо заимствовать лучшие мировые практики в этой
области. Например, мы подписали подобный
договор с Японией (это не означает, что этим всё должно закончиться, надо
смотреть и на практики из других стран).
Следующая тема – культура. Мы
намерены создать условия для того, чтобы как
можно больше людей посещали театры и музеи, концертные залы и библиотеки. Планируется ремонтировать и строить новые учреждения культуры в больших городах, в сельской местности,
разумеется, внедрять цифровые технологии. Все эти мероприятия необходимо
увязывать с комплексным развитием городской среды – это национальный проект «Жильё и городская среда». Здесь мы ставим четыре задачи. Во-первых, надо
улучшить механизмы финансирования жилищного строительства, сделать ипотеку
более доступной для различных семей.
Во-вторых, надо создать новый механизм
переселения людей из непригодных для нормальной жизни помещений. В-третьих,
увеличить объёмы жилищного строительства. В-четвёртых, продолжить масштабные
мероприятия по благоустройству российских
городов.
Вся эта работа должна улучшать экологическую ситуацию, в данном случае
я говорю уже о национальном проекте
«Экология». Здесь ключевые меры – это формирование
системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, ликвидация свалок,
снижение выбросов загрязняющих веществ в воздушную среду, улучшение качества воды
через модернизацию систем водоснабжения. Для этого надо создавать стимулы,
чтобы осуществлялся переход на лучшие
доступные технологии. За этим будет следить не
только государство, но и сами граждане нашей страны,
для чего формируется система общественного
контроля.
В целом на реализацию этих шести национальных проектов мы предусмотрели в проекте федерального
бюджета на следующий год (подчёркиваю – на следующий год) свыше 310 млрд рублей, точнее, 314. Деньги очень значительные, но и это не предел, просто надо будет
смотреть, каким образом идёт финансирование
тех или иных национальных проектов, и тогда
уже будем принимать решение, в зависимости от
того, как развиваются события. Конечно, мы ожидаем максимальной отдачи от каждого
вложенного рубля.
Ещё один вопрос повестки – план
модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Это результат
совместной работы Минэкономразвития, Минтранса и Минэнерго. У нас инфраструктура является ключевым фактором
развития. Длина скоростных магистралей на 1
миллион человек у нас составляет 5 км, в то
время как в Германии – 38 км, в Китае – 16 км, в Турции – 9 км. Вот такая разница. Одна
из главных причин – нехватка инвестиций, неразвитость государственно-частного партнёрства в этой сфере. Поэтому мы будем
развивать, в соответствии с указом, транспортные
коридоры «Запад – Восток» и «Север – Юг», расширять железнодорожную, автодорожную,
авиационную, морскую и речную инфраструктуру. Важно,
чтобы этот план был увязан с национальными проектами
(в частности, «Международная кооперация и экспорт»
и «Безопасные и качественные дороги»). По
состоянию на текущий момент в проекте федерального бюджета на следующий год
было заложено на Комплексный план модернизации
и расширения магистральной инфраструктуры порядка 323
млрд рублей. Развитие инфраструктуры – общая задача, ожидаем, что компании, в
том числе частные компании, примут в этом активное участие.
Брифинг Дмитрия Патрушева по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
Из стенограммы:
Д.Патрушев:
Только что закончилось заседание президиума, был рассмотрен ряд проектов, в том числе паспорт национального проекта
«Международная кооперация и экспорт». В целом проект утверждён, паспорт принят за
основу. Хочу сказать несколько слов по агропромышленному комплексу в рамках
проекта по кооперации и экспорту. В соответствии с решениями, принятыми на президиуме,
общий объём финансирования по увеличению
экспорта продукции агропромышленного комплекса составит порядка 350 млрд рублей на шесть лет. Эти
деньги будут использованы для увеличения
товарной массы. Нам в первую очередь надо производить то, что мы будем
экспортировать в дальнейшем.
Следующее направление –
выстраивание правильных логистических цепочек. Надо чётко
продумать, какую инфраструктуру, какие способы доставки мы задействуем при
организации экспорта. Также деньги пойдут на организацию противоэпизоотических мероприятий и для того,
чтобы мы имели возможность открыть зарубежные рынки для нашей продукции. В целом, я думаю, по результатам нашего дальнейшего
взаимодействия с Минфином мы чётко определим,
по каким годам и какие средства будут
выделяться на реализацию этого проекта.
Вопрос: А
сколько в целом предусмотрено на агропромышленный комплекс паспортом проекта «Международная
кооперация и экспорт»?
Д.Патрушев: Что
касается агропромышленного комплекса, эта цифра
составляет 350 млрд рублей на шесть лет.
Вопрос:
Рассчитан ли ущерб от непогоды?
Д.Патрушев: В
целом 22 или 23 региона пострадали от ЧС. На
сегодняшний день ущерб посчитан по 18. Я
думаю, это чуть более 6 млрд рублей –таков размер
ущерба, который чрезвычайная ситуация нанесла сельхозтоваропроизводителям.
Вопрос: Что Вы можете сказать о сотрудничестве с Белоруссией?
Д.Патрушев: У нас подписаны с Белоруссией балансы по поставкам сельхозпродукции. В
2018 году, к сожалению, эти балансы не исполнены. Мы будем думать на предмет того, как нам эти балансы
исполнить в 2018 году. При этом отдельно хочу
отметить, что впервые у нас заранее подписан баланс и на грядущий год. Об этом объявили на встрече двух президентов. Балансы 2019 года выстроены помесячно, они
будут исполнены. Они отличаются от 2018 года. По
разной номенклатуре – по-разному, но в целом
чуть меньше.
Брифинг Евгения Дитриха по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
Е.Дитрих:
Добрый день! Состоялось заседание президиума Совета по национальным проектам,
на котором рассматривался комплексный план модернизации и развития
инфраструктуры. За Министерством транспорта – основная часть этого плана, наиболее капиталоёмкая, предусматривающая
прорывное развитие в сфере транспортной инфраструктуры в течение ближайших
шести лет. Исходя из рассмотренного сегодня проекта комплексного плана должны
быть существенно расширены наши портовые мощности – до 1,37 млрд т, увеличены
более чем на треть, должны быть существенным образом расширены пропускные
способности внутренних водных путей – дополнительно на 18,5 млн т пропускная
способность будет увеличена.
По железнодорожным проектам целый ряд важнейших, стратегических
для нашей страны проектов содержится в комплексном плане. Это и начало
строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали в сторону Казани из
Москвы, это и проекты, связанные с модернизацией Байкало-Амурской и Транссибирской
железнодорожных магистралей для увеличения пропуска контейнеров более чем в
четыре раза и сокращения сроков доставки грузов от восточной границы до
западной – до семи дней. Предусматривается целый ряд автодорожных проектов,
которые призваны разгрузить узкие места на наших автомобильных дорогах. Кроме
того, в целом одобрено начало работ по скоростной автомобильной дороге Москва –
Казань.
В целом план одобрен президиумом, на сегодняшний
день мы готовим его для утверждения. Остаётся ряд развилок, мы должны сдвинуть
на более ранние сроки начало финансирования Московского железнодорожного узла.
Это важнейший проект, который реализуется совместно с Москвой и ОАО «РЖД» для
обеспечения не только Москвы и пригородов. По сути, им будут пользоваться все
13 субъектов Российской Федерации, которые граничат с территорией Московской
области. Это новое качество жизни, новая мобильность. В целом на магистральный
план предусматривается направить в течение шести лет 6,3 трлн рублей, из них
1,57 трлн предусмотрены ранее в программе мероприятий, 1,45 трлн рублей –
средства, которые выделяются дополнительно на реализацию этого плана, около 3
трлн рублей – это средства частных инвестиций, которые будут направлены на
реализацию проектов. Считаем, что сегодняшнее заседание позволит дать старт
разработке планов по реализации девяти федеральных проектов, которые включены в
комплексный план.
Мы предусмотрели также развитие региональных
авиаперевозок. Более 60 объектов сегодня включены в комплексный план, это в
основном реализация проектов по развитию аэродромной инфраструктуры, обеспечивающей
перелёты по маршрутам, минуя Москву. В числе прочих мероприятий, связанных с
поддержкой авиаперевозок, – расширение объёма
субсидирования и стимулирование лизинговой
ставки для приобретения воздушных судов
отечественного производства. Полагаем, что эти
меры позволят обеспечить развитие
авиаперевозок и дать необходимые средства для того, чтобы авиакомпании могли
выполнять свою работу, а пассажиры – получать
качественную комплексную услугу.
Вопрос: А конкретно по подорожанию топлива?
Е.Дитрих: Вопрос продолжает рассматриваться.
Вопрос: Предусмотрено ли строительство Сахалинского моста
этим планом?
Е.Дитрих: В плане есть ряд проектов, которые находятся в стадии
проработки. Сахалинский мост предусмотрен в
комплексном плане. Чтобы завершить экономические расчёты по этому проекту и
наполнить его грузопотоком, предусмотрены дополнительные
мероприятия. Он есть в плане, он требует
дополнительной проработки и поиска источников финансирования.
Вопрос: Есть сроки формирования «дорожной
карты» проекта?
Е.Дитрих: Президиум
принял решение о том, что, как и по всем остальным национальным проектам,
решение об утверждении плана должно быть принято до
1 октября. С точки зрения структуры управления
проектом должны быть подготовлены специальные
предложения, которые мы сформулируем в течение двух недель. Предусматривается,
что основная оперативная функция по управлению
комплексным планом будет возложена на
Правительственную комиссию по транспорту под руководством Заместителя
Председателя Правительства Максима
Алексеевича Акимова. В рамках этой комиссии будут рассматриваться все вопросы,
связанные со списками проектов, и одобряться
планы по реализации девяти федеральных
проектов, которые вошли в комплексный план.
Вопрос: То есть
Сахалинский мост в эти девять проектов не вошёл?
Е.Дитрих: Девять
федеральных проектов, которые включены в комплексный план, – это проекты по
развитию железнодорожной инфраструктуры, по
региональным аэропортам, проекты по морским
портам, важнейший проект по Северному морскому пути (объём грузоперевозок должен быть увеличен к
2024 году до 80 млн тонн), проекты по развитию транспортно-логистических центров и узлов, проект по внутренним водным путям. Мост сегодня содержится
в проекте по развитию железнодорожной
инфраструктуры.
Магистральный план
комплексный, все проекты в нём учитывают все необходимые виды инфраструктуры. То есть, когда мы говорим о
морских портах, мы, естественно, учитываем подъездную автодорожную и
железнодорожную инфраструктуру, которая
обеспечивает подвоз грузов к этим портам. Всё проработано детально.
Вопрос:
А ледоколы?
Е.Дитрих:
Ледоколы содержатся в проекте по Северному морскому пути. Финансируются за счёт средств государственной
корпорации «Росатом».
Брифинг Максима Орешкина по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
Из стенограммы:
М.Орешкин: Сегодня прошёл президиум
Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Рассматривали целый
набор национальных проектов. Вкратце расскажу
о тех решениях, которые были приняты.
Первый проект – это проект по развитию малого и среднего
предпринимательства. Здесь работа будет
вестись по всем ключевым направлениям. У нас стоят очень амбициозные цели: повышение занятости в сегменте МСП,
рост доли этого сектора в ВВП до 32,5% к 2024 году. Чтобы
достичь этих амбициозных целей, надо будет работать по всем направлениям, сделать так, чтобы больше людей открывали своё
дело, начинали свой бизнес, чтобы эти компании не сталкивались с барьерами, плохим инвестиционным климатом.
Второй проект в рамках
национального проекта посвящён улучшению делового климата.
Сейчас запускается механизм трансформации делового климата. Уже в октябре будет проведена правительственная комиссия, она рассмотрит первый набор барьеров, которые мы будем стараться убрать через изменения законодательства и других нормативно-правовых актов. Третий момент связан с тем, что компании,
которые уже существуют, должны активнее расти и развиваться. Здесь самое тяжёлое и важное направление – это обеспечение доступными финансовыми
ресурсами малых и средних предприятий. У нас
запланирована на шестилетний срок выдача более 10 трлн льготных кредитов по
ставке – ключевая ставка плюс 2%, но конечная
ставка для заёмщика не выше 8,5%. Уже в
следующем году, по плану, мы должны выдать по
этой новой программе свыше 1 трлн рублей новых кредитов. Это очень значительный объём, который, по нашим
оценкам, даст серьёзный толчок развитию большого количества малых и средних
предприятий в нашей стране.
Вопрос финансирования будет
сопровождаться расширением работы, которую мы ведём по государственным
закупкам, по допуску малых и средних
предприятий к закупкам госкомпаний. У нас уже
в этом году объём закупок компаний у МСП должен составить 3 трлн рублей. Мы планируем выйти на объём 5 трлн рублей к 2024
году. Тоже довольно активный рост. В целом будет развиваться целый набор инструментов. Итогом работы у нас должно стать большее количество предприятий,
которые формируются. Срок жизни предприятий
должен увеличиться, предприятия должны
активнее расти, увеличивать выпуск,
добавленную стоимость, которая создаётся на предприятиях,
и среднесписочная численность занятых на предприятиях тоже будет расти. Совокупность
этих мер и показателей будет приводить к выполнению верхнеуровневых
показателей проекта, связанных с численностью
занятых и долей сегмента МСП в ВВП.
Второй проект – это проект производительности
труда. Он формируется на основе приоритетного
проекта, утверждённого ещё в конце прошлого года. По
этому проекту ведётся активная работа. Уже в
этом году в пилотных регионах на пилотных предприятиях задача – обеспечить активный
рост производительности не только за счёт, например, увеличения инвестиционной
активности, но в том числе за счёт внедрения современных управленческих технологий, бережливого производства. У нас предприятия, входящие в программу, должны выполнять нормативы роста производительности
на 10% в первый год, совокупно за два года – 15%,
за три года – 30%. Именно такие целевые показатели мы будем ставить по
каждому предприятию, которое будет входить в проект. Будем работать совместно с региональными властями, которые будут
играть здесь ключевую роль с точки зрения реализации региональных программ. У нас здесь планируется целая
подборка механизмов дополнительного стимулирования предприятий к повышению производительности
труда, стимулирование регионов, которые будут демонстрировать
наивысшие показатели роста производительности труда в экономике. Есть полная увязка проекта с проектом по малому и
среднему предпринимательству. Программа финансирования, о которой я говорил,
будет иметь специальные режимы и дополнительную пониженную ставку для
предприятий – участников программы повышения производительности труда. Работаем
мы и с другими инструментами, Фонд развития промышленности у нас активно
подключается к этой работе. Весь этот комплекс мероприятий будет позволять
вовлекать всё большее количество предприятий в этот проект, всё большее
количество регионов, и постепенно это будет оказывать влияние на показатели
роста производительности труда в целом по экономике, которые у нас уже учтены в
прогнозе.
Третий момент, о котором
хотел рассказать, это комплексный план развития магистральной инфраструктуры.
Здесь подготовлены планы по развитию транспортной инфраструктуры,
энергетической инфраструктуры. Что самое важное, мы сейчас формируем новый
механизм управления развитием инфраструктуры в нашей стране, который будет
объединять все планы по инфраструктуре различных министерств, компаний с
государственным участием, частных инвесторов. Всё это будет объединяться в
едином объекте – инфраструктурной карте, будет учитываться взаимосвязь этих
объектов, планы на федеральном уровне будут увязываться с планами на
региональном уровне. Что очень важно, будет по каждому проекту проводиться
оценка социально-экономических эффектов, причём по каждому проекту будет
считаться оценка увеличения добавленной стоимости в экономике, как на этапе
строительства, так и на этапе эксплуатации объектов. Отдельный мониторинг мы
будем вести по объёму необходимых ресурсов – строительных ресурсов, цемента,
битума, других материалов, трудовых ресурсов для реализации этих проектов. На
ближайшие годы только дополнительное финансирование по комплексному плану
транспортной инфраструктуры – это 1,4 трлн рублей. То есть объём инвестиций
здесь увеличивается, количество объектов, которые будут одновременно находиться
в стройке, увеличивается, поэтому здесь очень важно контролировать, чтобы было
сбалансировано предложение строительных ресурсов со спросом на них, чтобы не
происходило роста цен.
Также будет создан отдельный
центр мониторинга реализации таких комплексных проектов. Его задачей будет
взаимоувязка разных элементов и разных этапов реализации крупных проектов. И
тот же, например, проект по реализации БАМа и Транссиба – это не только
инвестиции в железнодорожную инфраструктуру, это создание электросетевого хозяйства,
это строительство портов на конце железнодорожных веток, для того чтобы то, что
перевозится по железной дороге, затем могло экспортироваться через морские
порты. То есть взаимоувязка, контроль сроков, контроль стоимости – этой работой
будет заниматься специальный центр мониторинга.
Вопрос: На
каком этапе сейчас находится этот план развития инфраструктуры, он уже
подготовлен для рассмотрения?
М.Орешкин: Сегодня
на президиуме уже рассматривали конкретный список объектов, и в целом он был
утверждён. Там небольшие доработки предстоят.
Вопрос:
Какой общий бюджет на шесть лет?
М.Орешкин: 1,4
трлн дополнительных ресурсов. У нас есть 1,5 трлн базовых бюджетных
ассигнований, которые были запланированы, сверх ещё 1,4 трлн добавляется. Это
только финансирование из федерального бюджета. Соответственно, там проекты
будут сопровождаться финансированием из бюджета «РЖД», у нас на предстоящие
шесть лет инвестпрограмма «РЖД» – 7 трлн рублей. Инвестпрограмма «ФСК»,
Росавтодора, целого набора других государственных компаний… В целом эта сумма
будет с лихвой превышать 10 трлн рублей.
Брифинг Дениса Мантурова по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
Из
стенограммы:
Д.Мантуров:
Сегодня рассматривался национальный проект «Международная кооперация и экспорт».
В целом паспорт проекта одобрен. Он обеспечивает поддержку экспорта для
достижения главной поставленной цели, которая, собственно, должна реализоваться
в виде объёма экспорта к 2024 году до 250 млрд долларов. Объёмы, которые должны
быть предоставлены на разные меры поддержки, в рамках этого нацпроекта
составляют 956 млрд рублей, из которых 103,8 млрд уже прописано в госпрограммах
нашего ведомства и других наших коллег, кто участвует в реализации этого
национального проекта.
Поэтому дополнительные средства – более 850 млрд
рублей – это согласованные параметры с Минфином, которые сегодня окончательно
утверждены. Они распределяются по двум крупным блокам. По промышленности – 350
млрд рублей, по агропромышленному комплексу также 350 млрд. Остальные блоки
связаны с совершенствованием логистики. В первую очередь меры поддержки будут
направлены на создание и строительство пунктов пропуска через государственную
границу. К 2024 году должно быть введено дополнительно 32 пункта пропуска. В
первую очередь это касается Дальнего Востока, Северного Кавказа. Об этом как
раз шёл разговор на последнем заседании Госсовета. Президент дал
соответствующее поручение. Все эти поручения были учтены при подготовке
паспорта проекта.
Также есть направление, связанное с услугами.
Вопрос:
По поводу вашей идеи оказать поддержку ГАЗу через госзакупки, конференции… ФАС
выступил против. Продолжите ли вы настаивать на своей позиции?
Д.Мантуров:
Во-первых, номенклатура, которая предполагается к поставке в рамках обновления
парка школьных автобусов и скорой помощи, – даже при наличии других
производителей основной объём приходился на ГАЗ. Это ввиду того, что
номенклатура, которая запрашивается регионами и определяется Минздравом и
Министерством просвещения, связана с той номенклатурой, которую производит ГАЗ.
Поэтому это объективно. В первую очередь решение было связано с номенклатурой.
Вопрос:
То есть вы не отказываетесь от идеи?
Д.Мантуров:
Мы не отказываемся, конечно, от идеи.
Вопрос:
Можно уточнить о постпродажной поддержке машиностроения? Это будет 30–70% на
территории России или на территории других стран?
Д.Мантуров:
Если мы говорим о поддержке промышленности по всем её секторам, в первую
очередь машиностроения, если мы развиваем экспорт, то, в первую очередь это,
конечно же, за территорией нашей страны. Я ещё хотел бы обозначить, что мы в
рамках нашего нацпроекта предусматриваем строительство четырёх индустриальных
зон. Как мы сейчас в пилотном режиме создаём особую индустриальную зону в
Египте, таким же образом мы хотим отработать ещё и в других регионах, которые
будут охватывать Юго-Восточную Азию, Африку и Латинскую Америку.
Брифинг Владимира Мединского по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
Из стенограммы:
В.Мединский: Сегодня был утверждён паспорт
национального проекта «Культура». Впервые культура возведена в ранг
национального проекта, особых государственных приоритетов, и это, конечно, знак
того огромного внимания, которое руководство страны и Правительство уделяет
развитию культуры в стране.
Ключевые моменты, которые хотелось бы выделить.
Во-первых, это развитие культуры на селе, в малых и
средних городах. Предполагается в рамках нацпроекта капитальный ремонт, строительство,
софинансирование строительства и реконструкции сельских домов культуры,
кинотеатров в малых городах, центров культурного развития, создание большой
сети модельных библиотек и преобразование имеющейся библиотечной сети в современные
центры культурного, просвещённого досуга.
Кроме того, много уделяется внимания развитию программ,
связанных с детьми. И отдельное направление, отдельный блок национального
проекта – это создание центров культурного развития на границах Российской
Федерации: Владивосток, Калининград и Севастополь.
Мы предполагаем, что развитие национального проекта в
ближайшие пять-шесть лет даст качественный импульс к созданию, обновлению
культурной инфраструктуры, и появлению нового, интересного, яркого культурного
продукта. А, собственно, посещение учреждений культуры, привлечение новых
зрителей, экскурсантов, посетителей – это один из ключевых коэффициентов оценки
эффективности национального проекта.
Вопрос: Каков общий объём выделяемых
средств?
В.Мединский: Общий объём средств без учёта строительства
инновационных центров во Владивостоке, Калининграде и Севастополе – 100 млрд
рублей. Это дополнительно к имеющемуся бюджету Министерства культуры.
Вопрос: 100 млрд – это средства федерального бюджета?
В.Мединский: Да, это средства из
федерального бюджета, но главным образом эти средства будут ориентированы на
поддержку культуры в регионах. То есть это практически везде гранты и
софинансирование региональных проектов.
Вопрос: А на инновационные центры?
В.Мединский: Это отдельный бюджет, он будет
просчитываться отдельно. Сроки, очереди, строительство, степень вовлечённости
региональных учреждений культуры в эти вновь создаваемые консорциумы,
конгломераты культурного развития – всё это находится сейчас в процессе
утверждения.
Вопрос: До конца года будут расчёты готовы?
В.Мединский: Я бы предпочёл не торопиться.
Здесь нужно внимательно всё просчитать и потом уже двигаться дальше в
соответствии с намеченными планами.
Вопрос: А какому региону самый крупный бюджет достался?
В.Мединский: Это
неправильный
вопрос. Будут проходить конкурсы, регионы направляют заявки. Затем будут
отбираться наиболее интересные проекты и софинансироваться в соответствии с
теми возможностями, которые предлагает сам регион, в соответствии с наличием
проектной документации, сметной документации. И самое главное – если проект
интересен, он попадёт в финансирование в первую очередь.
Брифинг Владимира Якушева и Дмитрия Кобылкина по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
Из стенограммы:
В.Якушев:
Прошло заседание президиума, где был одобрен
паспорт национального проекта «Жильё и
городская среда». Данный проект состоит из
четырёх федеральных проектов. Первый проект –
это ипотека, второй – жильё, третий –
городская среда, четвёртый – федеральный проект,
касающийся
сноса аварийного жилья.
Что касается ипотеки, это
один из основных инструментов, которые формируют спрос на рынке. Один из главных инструментов, который
предусмотрен в данном национальном проекте. Администратор этого проекта – Министерство
финансов. Также предусмотрены новые механизмы,
согласно закону, который был принят 1 июля
2018 года, – это, в частности,
переход на новое финансирование жилищного строительства через эскроу-счета.
Что касается федерального проекта
«Жильё», главный показатель – это 120 млн кв.
м, нам необходимо будет не только в данном объёме
это жильё построить,
это жильё должно быть качественным. В паспорте
национального проекта присутствуют мероприятия, связанные с уменьшением
административных барьеров, созданием новых
сводов правил и актуализацией устаревших
сводов правил, для того чтобы технологии,
которые применяются на данный момент в строительстве, обновлялись и были
современными. Также предусмотрены совместные мероприятия
с Минпромторгом по новым инновационным строительным материалам в жилищном строительстве.
Что касается городской среды,
это общественные пространства. Данный федеральный проект будет реализовываться на всей территории Российской Федерации. На протяжении шести лет, с 2019 по 2024 год, мы будем
приводить общественные пространства в нормативное состояние.
Относительно переселения из
аварийного жилья, вы знаете, что у нас большая программа работала в течение 10
лет, накоплен серьёзный опыт. Мы работали над тем, чтобы переселить людей из
аварийного жилья, поставленного на учёт до 1 января
2012 года. Теперь эта программа будет
продолжена в рамках национального проекта. Здесь
у нас тоже достаточно серьёзные, грандиозные
задачи – по нашей оценке, на сегодняшний день это
около 10 млн кв. м жилья. Мы рассчитываем ещё
на внебюджетные источники. Есть такой механизм, как развитие застроенных территорий, когда инвесторам передаётся территория, на
которой находятся аварийные дома. Мы предусматриваем в рамках денежных средств, которые
заложены сегодня в федеральном бюджете, стимулировать инвесторов на более быстрое
освоение данных территорий. Поэтому вполне возможно,
что в процессе освоения эта цифра будет увеличена.
Вопрос: Тема
реновации как-то попала в этот проект?
В.Якушев: Сегодня
наиболее важная тема – аварийный фонд. Чтобы двигаться в режиме реновации, мы должны
обладать более мощным финансовым ресурсом во
всех субъектах Российской Федерации. Отдельные
субъекты могут себе это позволить. На площадке Государственной Думы такой
законопроект начинает обсуждаться. Есть механизмы, которые
сейчас отрабатываются в Москве. Я думаю, что в рамках региональных полномочий, у
кого будет такое желание, ничто не мешает работать в этом направлении.
Вопрос:
Общий объём федеральных бюджетных ассигнований?
В.Якушев:
Общий объём федеральных ассигнований на данный момент – 891 млрд. Если брать
всё вместе, имеются в виду региональные бюджеты плюс внебюджетные источники… Они,
естественно, будут уточняться, потому что сегодня они могут быть одни, в
процессе работы и при запуске стимулирующих механизмов мы можем выйти на
гораздо большее привлечение внебюджетных источников, и мы как раз рассчитываем
это сделать, особенно при работе над таким механизмом, как развитие застроенных
территорий, то есть, объёмы эти могут быть увеличены, а так цифра – чуть более
1 трлн рублей в целом сегодня в паспорте национального проекта.
Д.Кобылкин:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации во исполнение
майского Указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина
сегодня защищало национальный проект «Экология».
Он по-прежнему состоит
из четырёх крупных блоков: это «Воздух», «Вода», «Отходы» и «Биоразнообразие».
В него входит уже не 10, а 11 федеральных проектов. 11-м добавлен федеральный проект
«Внедрение наилучших доступных технологий». Мы планируем значительно, в течение
шести лет, продвинуться в этом направлении и сделать так, чтобы нашим
добывающим компаниям было выгодно использовать как можно больше российские
технологии в очистке воздуха, сбросов стоков. Именно для этого мы выделили в
отдельный федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».
Проект уточнён, более
детализирован, на мой взгляд, очень хорошо выверен.
Вопрос:
Правильно ли я понимаю, что паспорт был утверждён?
Д.Кобылкин:
Да.
Вопрос:
Окончательный бюджет озвучьте, пожалуйста.
Д.Кобылкин:
Окончательный бюджет – 4 трлн рублей, из них более 3 трлн рублей – это
внебюджетные источники. Они, как и Владимир Владимирович (В.Якушев)
сказал, и по его министерству, и по нашему министерству будут уточняться. Мы
ведём работу с нашими промышленными компаниями. И в основном меняются цифры в их
инвестпрограммах в бóльшую сторону, что нас очень радует в части улучшения
экологической атмосферы вокруг их производств.
Что касается
федеральных денег, это около 700 млрд рублей. Остальные – это деньги субъектов
Российской Федерации.
Вопрос:
И вопрос про НДТ. Какое количество предприятий попадает…
Д.Кобылкин:
НДТ в течение шести лет будет развиваться так, чтобы максимальное количество
предприятий могло в этом поучаствовать. Это наша основная задача.
Вопрос:
Могли бы Вы прокомментировать базовые значения такого проекта, как «Сохранение
биологического разнообразия»? Там в документе отмечается, что в 2017 году, и
это взяли за базовое значение, ООПТ посетило более 6 миллионов человек. Соответственно,
этот показатель планируется к 2021 году поднять до 8 миллионов человек...
Д.Кобылкин:
У нас официальные данные – 6 миллионов человек. То, что мы в последующие годы планируем
подойти к 8 миллионам, улучшив инфраструктуру особо охраняемых природных
территорий, это наша основная задача, которая прописана в Указе Президента. Мы
и исходим из этих целевых показателей. Работа непростая. Нам предстоит сделать
большую работу по межеванию, кадастрированию наших ООПТ, создать ещё 24 новых ООПТ.
Часть из них мы, кстати, создаём, мы не останавливаемся – работа идёт. Есть всё
для того, чтобы этот указ выполнить. Я не вижу особых проблем. Были проблемы с
финансированием земельных работ по ООПТ. На сегодняшний день они сняты в
принципе. Поэтому я считаю, мы всё сделаем в срок.
Министерства и ведомства, органы при правительстве: