Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
16 июля 2018
14:30
О национальных проектах «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Максима Топилина по завершении заседания
Брифинг Максима Орешкина по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
У нас сегодня регулярная
встреча в рамках президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным
проектам. Сегодня обсудим предложения ещё по
двум национальным проектам, которые мы с вами готовим в рамках выполнения майского
указа Президента №204. Первый
касается производительности труда и поддержки
занятости, а второй – развития малого и
среднего предпринимательства и индивидуальной
предпринимательской инициативы.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 16 июля 2018 года
Несколько слов по
производительности труда. Все задачи известны.
В послании Президента была поставлена задача,
чтобы производительность росла темпами не ниже 5% в год. Пока мы по этому показателю
существенно отстаём от мировых лидеров, многие из
них давно уже сделали это приоритетом
экономической политики. Мы запустили
профильную программу чуть меньше года назад, в августе 2017 года. Её цель –
помочь регионам реализовать соответствующие
проекты, апробировать целый ряд типовых
решений. Посмотрим,
как она будет развиваться. Участниками программы
стало более 200 предприятий в 16 регионах. Мы
предусмотрели различные инструменты финансовой поддержки, запущена программа
льготных займов Фонда развития промышленности.
В рамках предварительных итогов на отдельных
предприятиях рост производительности труда может
составить более 20%.
Успешный опыт есть и у делового сообщества. Есть ситуации, когда этот показатель удалось
увеличить даже не на проценты, а в разы, но это скорее исключительные примеры,
нежели повсеместная практика. Причём это не всегда связано с какими-то
фантастическими расходами, в ряде случаев
достаточно просто правильной мотивации,
контроля. Теперь этим процессам мы должны
постараться придать системный характер. Есть
предложения по паспорту национального проекта,
который подготовило Министерство экономического развития, предполагается
задействовать около 10 тыс. средних и крупных предприятий в базовых несырьевых
отраслях. Подробнее расскажет Министр экономического развития и
Министр труда.
Главный целевой показатель второго национального проекта, который
мы сегодня обсуждаем, также определён майским
указом – это увеличение численности занятых в малом и среднем бизнесе и
индивидуальных предпринимателей до 25 миллионов человек (по текущей
ситуации это 19 миллионов 200 тысяч человек,
по данным Федеральной налоговой службы). Кроме
этого предполагается расширить долю сектора в
несырьевом экспорте, увеличить банковское
кредитование и закупки со стороны
государственных компаний. Для малого и среднего бизнеса была создана
инфраструктура поддержки – профильная корпорация развития, гарантийная система.
Мы занимаемся
снижением ставок по кредитам, в качестве
покупателей привлечены государство, государственные компании. Запущен приоритетный
проект, но его действие заканчивается в 2019 году. Есть
предложения, которые подготовило Минэкономразвития,
по структуре и наполнению национального проекта – это упрощение налоговой отчётности, расширение доступа к имуществу на льготных
условиях, включая доступ к земле, активизация цифровых платформ поддержки,
автоматизация отчётности о продажах у
самозанятых, совершенствование системы закупок государственными компаниями и
целый ряд других идей.
Брифинг Максима Топилина по завершении заседания
Из стенограммы:
М.Топилин: Мы обсудили один из проектов, связанный с
повышением производительности труда и поддержкой занятости. Министерство участвует в этом проекте в части
программы поддержки занятости. Мы в этом году уже достаточно успешно начали
пилотировать этот проект в шести регионах: Пермский край,
Башкортостан, Татарстан и ряд других регионов.
Я считаю, что позитивный результат работы всех
служб, которые в этом участвуют, – это то, что работодатели стремятся сохранить тех работников, которые работают на
пилотных предприятиях. Это касается
практически всех. Средства, это 500 млн рублей
в этом году, прежде всего идут на обучение тех сотрудников, которые начинают
работать, и им требуются новые компетенции в связи с тем, что идёт, допустим, переоборудование
или организация каких-то новых линий.
Второе направление связано с организацией труда. Мы подзабыли эту
тему – научная организация труда. Сегодня даже
от представителей малого бизнеса прозвучало, что у нас в вузах недостаточно
серьёзное внимание уделяется научной организации
труда. Когда я учился, этот предмет проходил. Действительно, сейчас надо подумать над тем, чтобы в вузах эту
тему немного оживить.
Мы будем продолжать эти
программы, на них будет выделяться чуть менее 1,5 млрд рублей каждый год. Сейчас
мы с Минфином будем уточнять эти позиции, ещё
идёт бюджетный процесс, все вопросы, связанные с бюджетными проектировками, сейчас будут стыковаться с национальными
проектами. Предполагаем, что это будет порядка
21 тысячи работников в год по тем объёмам
финансирования, которые предусматриваются. Всё
новые регионы будут входить в этот проект. Мы
исходим из того, что очень важно будет эти управленческие технологии –
организации труда, бережливого производства – внедрять в стандарт работы предприятий.
Важным направлением является
то, что мы сейчас создали вместе с
Минэкономразвития цифровой контур. Суть заключается в том, что мы предприятиям
предлагаем автоматизированный продукт, который позволяет проанализировать
различные потери, например, по тем элементам
организации труда, о которых я говорил. Что это такое? Например,
больничные листы. Много или немного издержек
несёт предприятие на больничные листы? Много или немного издержек несёт предприятие в связи с
тем, что организация труда построена неверно? Много или немного издержек несёт предприятие в
связи с тем, что условия труда соблюдаются недолжным
образом и предприятие платит дополнительные деньги в Пенсионный фонд в виде
тарифа (соответственно, идут потери)? То есть
надо модернизировать рабочие места. Инспекция проверяет зачастую. Есть нарушения трудовых прав.
Это так
называемый институт, инструмент онлайн-инспекции, когда предприятия могут сами
проверить, правильно ли у них организовано
построение всех трудовых норм: есть ошибки или
нет ошибок, могут быть штрафы или нет
потенциально – предприятия сами себя могут
просчитать таким образом и посмотреть без проверок, насколько они могут
оптимизировать ресурсы и уйти от излишних
затрат. Поэтому это направление тоже будет
нашим элементом в программе.
Ещё одно небольшое направление – это модернизация
работы центров занятости. Будут выделяться небольшие ресурсы, порядка 600 млн
рублей в год, для того чтобы центры занятости
в каждом регионе сделать пилотными, обучить
сотрудников, сделать их работу проактивной. Как с инвалидами мы работаем: не инвалиды приходят
в службу занятости, а служба занятости должна в приоритетном порядке работать с инвалидами, выявлять их потребности и с ними
работать. То же будет и на предприятиях,
которые будут входить в программу повышения производительности труда.
Вопрос: Как на производительности труда скажется законопроект о пенсиях, внесённый Правительством?
М.Топилин: Я
считаю, что он повлияет положительно. Мы с вами понимаем, что если на рынке
труда существует серьёзный дефицит рабочих рук, то возникает стремление переманить работников
или гонка заработных плат, не всегда необходимая
для экономики в тот или иной период. Поэтому мы исходим из того, что это будет позитивное влияние. Сегодня
в комитете Госдумы по бюджету законопроект был
поддержан, одобрен. Я там говорил о том, что у
нас сейчас единственная с точки зрения рынка труда возможность повышать
пенсионный возраст. Потому что сейчас выходит
на рынок малочисленное поколение, которое родилось в 1990-е годы. У нас другого окна возможностей в ближайшее время
не будет. Можно сколько угодно говорить о том,
что на рынок труда выходит столько-то людей, а
в связи с повышением пенсионного возраста остаётся чуть
больше или чуть меньше… Во-первых, год на год
не приходится, это разная динамика, разные цифры.
Но самое главное, что такой ситуации, когда у нас серьёзный минус на входе, в ближайшие годы
не будет, у нас будет плюс через некоторое
количество лет.
Брифинг Максима Орешкина по завершении заседания
М.Орешкин:
Сегодня на заседании президиума Совета по стратегическому развитию мы
рассматривали два национальных проекта. Идёт планомерная работа по подготовке
всех национальных проектов. Сегодня на повестке дня были проект по развитию
малого и среднего бизнеса и проект по производительности труда.
Если говорить о проекте
по производительности труда, то здесь в первую очередь речь идёт о достижении
повышения производительности труда, не связанного с ростом инвестиций, а
связанного с поиском внутренних резервов предприятий, созданием специальной
системы, которая будет помогать предприятиям повышать производительность труда.
Этот проект уже был
запущен в августе прошлого года. В прошлом году было 7 пилотных регионов,
сейчас количество регионов увеличивается до 16. Работа здесь планомерно идёт.
Поставлены амбициозные задачи по достижению количества предприятий, вовлечённых
в программу, на уровне 10 тыс. Сейчас создаётся вся инфраструктура для
того, чтобы эти целевые показатели обеспечить, чтобы в итоге они позволили достичь
роста производительности на 5% ежегодно.
Что касается проекта по
росту малого и среднего бизнеса, здесь также амбициозные показатели – и роста
численности занятых в этом сегменте, и роста доли этого сегмента в валовом
внутреннем продукте. Здесь целый комплекс мер, которые будут поддерживать
предприятия от самого старта, от появления идеи, до регистрации: обращение за
сервисами поддержки, получение необходимых знаний для развития предприятий…
Самый затратный, самый
важный элемент – улучшение доступа к финансированию. Здесь мы говорим о том,
что ставки по кредитам для малого бизнеса должны снижаться. И одна из проблем,
которую мы видим: банки исторически не привыкли работать с малым и средним
бизнесом. Не развиты такие инструменты, как лизинг, факторинг. Не всегда
эффективно и в достаточном объёме работают микрофинансовые организации. По всем
этим цепочкам мы будем вести планомерную работу, чтобы финансовые ресурсы
становились доступнее для малого и среднего бизнеса.
Вопрос:
Максим Станиславович, есть ли расчёты, как на повышение производительности
труда повлияет повышение пенсионного возраста в России?
М.Орешкин:
Я могу сказать, какое влияние оказывает программа, которая реализуется,
посмотреть по отдельным предприятиям. У нас есть результаты, когда предприятия,
уже участвующие в программе, показывают динамику роста на десятки процентов.
Самое важное, мы видим, что зачастую не происходит высвобождение избыточных
трудовых ресурсов, поскольку люди переобучаются благодаря этой программе,
остаются на предприятиях, занимают новые позиции, получают новые компетенции.
Поэтому в целом национальный проект по производительности труда не ведёт к каким-то серьёзным
потрясениям для рынка труда, а скорее ведёт к увеличению уровня дохода через
рост экономики, рост производительности.
Министерства и ведомства, органы при правительстве: