О национальных проектах «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Здравоохранение».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Евгения Дитриха по завершении заседания
Брифинг Вероники Скворцовой по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый
день, коллеги!
Сегодня
в рамках заседания президиума Совета по приоритетным проектам поговорим о
выполнении майского указа Президента. Обсудим
две темы, они касаются развития автомобильных дорог и системы здравоохранения. Обе темы, без преувеличения, важны для всех
граждан нашей страны. Мы должны найти
оптимальный путь решения задач, которые в настоящий момент стоят, определиться
по тактике работы и по деньгам, чтобы ресурсы
– а расходы по этим проектам предстоят
немаленькие – были использованы с максимальной эффективностью.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 10 июля 2018 года
Начнём
с развития автомобильных дорог. Проект объединяет многие территории нашей страны,
предполагает реконструкцию трасс и развязок,
приведение их в нормативное состояние, что необходимо для расширения пассажирских и грузовых перевозок,
развития торговли и в целом более устойчивого
развития экономики. Ряд шагов в этом
направлении мы уже сделали в прошлом году в рамках приоритетного проекта «Безопасные
и качественные дороги», который был принят, напомню, в конце 2016 года.
Но тогда
основные усилия мы концентрировали на крупных городах, где традиционно ситуация
на дорогах наиболее сложная: пробки, проблемы
с доставкой, негативное влияние на атмосферу – это всё
далеко не лучшие условия для развития удобной городской среды.
В
том проекте приняли участие крупнейшие города страны – 38 агломераций в 36
регионах. По итогам 2017 года более половины улиц и дорог городов-участников были
приведены в нормативное состояние. Теперь мы планируем добиться изменений и в регионах в целом, снизить количество
перегруженных и аварийно-опасных участков, увеличить
там долю качественных трасс, чтобы не менее 50% протяжённости дорог
регионального значения соответствовало
нормативным требованиям.
И конечно, реализация
проекта должна не только усилить транспортную связанность страны, но и снизить
смертность на дорогах. Позитивные сдвиги здесь тоже есть. Число погибших в
результате аварий постепенно снижается. Для этого, в частности, и была принята
Стратегия безопасности дорожного движения.
В качестве целевого
ориентира был установлен низкий показатель смертности – не более 4 погибших на
100 тысяч человек. Мы хотим добиться того, чтобы гибель людей на дорогах и
вовсе стала крайне редкой, поэтому должны создать такую инфраструктуру, которая
поможет сохранить жизнь и здоровье всем участникам движения.
У нас есть предложения,
которые подготовило Министерство транспорта. Структуру национального проекта
предлагается составить из четырёх федеральных проектов. Они охватят практически
всю автодорожную инфраструктуру – от магистралей в крупнейших городских
агломерациях до региональных дорог, качество которых, как я уже сказал, должно
постепенно подниматься до федеральных требований.
Проект подразумевает активное
внедрение новых технологий.
Второй национальный проект –
по здравоохранению. Этой теме мы всегда уделяли особое внимание – и в рамках
предыдущего национального проекта «Здоровье», который стартовал в 2006 году, и
в рамках других программ и проектов. У нас здесь есть ряд достижений. Но в
случае, когда речь идёт о здоровье людей, останавливаться на достигнутом
недопустимо.
Проект подготовлен
Минздравом. Он носит комплексный характер. Включает в себя восемь составляющих,
восемь проектов. Они охватывают практически все сферы нашего здравоохранения –
от развития первичной медико-санитарной помощи (именно на этом этапе часто
определяется, какая помощь нужна пациенту в дальнейшем) до развития профильного
образования и экспорта медицинских услуг.
Одна из ключевых задач этого
национального проекта – снижение смертности от онкологических и
сердечно-сосудистых заболеваний. Для этого будут создаваться центры
амбулаторной онкологической помощи. Пройдёт переоснащение региональных
сосудистых центров и первичных сосудистых отделений. Будет вестись масштабная
профилактика соответствующих заболеваний.
Конечно, в проект будет
включено и развитие детского здравоохранения. Мы всегда этому вопросу уделяем
самое пристальное внимание. В пятницу мы обсуждали план мероприятий в рамках Десятилетия
детства. В том
числе говорили о детской медицине, о необходимости развития профильных больниц
и отделений для детей. О ремонтах, которые во многих регионах такого рода
больницам необходимы. Сегодня посмотрим, как лучше интегрировать эту задачу в
национальный проект.
Естественно, оба национальных
проекта должны обсуждаться с регионами.
Из стенограммы:
В.Скворцова:
Сегодня на президиуме мы рассматривали проект
национального проекта «Здравоохранение». Этот
национальный проект межведомственный, в его реализации
будут принимать участие 10 федеральных органов исполнительной власти, Российский экспортный центр
и все 85 регионов страны.
Проект состоит из восьми
федеральных проектов. Главная задача, которая
стоит перед данным проектом, – исполнить те
цели, которые были сформулированы Президентом Российской Федерации в Указе от 7 мая 2018 года №204. Это снижение
смертности трудоспособного населения от двух основных причин – сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний,
а также снижение младенческой смертности. Кроме того, это
повышение качества и доступности медицинской помощи
и в целом качества жизни людей, поскольку от
здравоохранения качество жизни напрямую зависит.
Первый федеральный проект посвящён улучшению доступности, качества и комфортности первичной
медико-санитарной помощи. Для этого
запланировано завершение формирования сети
медорганизаций в первичном звене, включая труднодоступные районы страны и
сельскую местность. До 2021 года запланировано
строительство более 360 новых объектов сельского здравоохранения – это
ФАПы,
врачебные сельские амбулатории, – обновление
более 1,2 тыс. объектов и закупка мобильных
медицинских комплексов разных модальностей для населённых пунктов, где проживает менее 100 человек.
Всё это делается для того, чтобы в населённых пунктах
с численностью жителей более 100 человек
первичная медицинская помощь была в шаговой доступности, то есть не более 6 км
от места нахождения человека – это где-то час пешком или 15 минут на
общественном транспорте.
Важно, чтобы при этом
более чем в два раза увеличился охват
населения профилактическими осмотрами. Задача,
поставленная Президентом, – чтобы каждый
россиянин мог раз в год пройти профилактический осмотр. Это очень серьёзная задача. Мы понимаем, что эти
осмотры должны быть не формальными, количественный рост не должен формализовать профилактические осмотры и
диспансеризации. В течение ряда лет мы боролись с этой формализацией, с приписками и сейчас от них ушли. Очень важно, чтобы дальнейшее увеличение охвата было реальным.
Следующий момент –
внедрение так называемых бережливых
технологий, то есть среды комфортности в поликлиниках
– и детских, и взрослых. Мы надеемся, что более 7 тыс. поликлиник и поликлинических
отделений до 2024 года войдут в эту зону комфортности. Это удобно работающая регистратура, отсутствие
очередей при записи на приём и у кабинетов
врача, комфортное прохождение диспансеризации,
разделение потоков здоровых и больных
пациентов и так далее – всё, что отработано в пилотном режиме в первых
300 объектах по проекту «Бережливая поликлиника».
Кроме того, будет завершена региональная централизация
диспетчерской службы скорой медицинской помощи, что очень важно для правильной
маршрутизации пациентов, если случается какое-то острое состояние или
заболевание, и наращивание объёмов санитарной авиации – это очень важно для
удалённых труднодоступных районов страны.
Этот проект сопряжён с проектом по улучшению кадровой ситуации в российском здравоохранении,
поэтому отдельный блок в проекте посвящён
доукомплектованию врачебных должностей, должностей среднего
медицинского персонала в медицинских организациях первичного звена. Целевой
показатель – достичь 95% укомплектования. Это очень высокий показатель и по
врачам (ликвидация дефицита более 22 тысяч врачей), и по
среднему медицинскому персоналу.
Второй
федеральный проект посвящён снижению смертности от сердечно-сосудистых
заболеваний и повышению качества и доступности помощи больным
сердечно-сосудистыми заболеваниями, начиная от профилактики,
включая популяционную профилактику, развитие здорового образа жизни и
индивидуальную профилактику. Это также тесно связано с первым проектом – с
прохождением профосмотров, диспансеризацией и коррекцией выявляемых факторов
риска. В этом проекте мы ставим перед собой задачу внедрить
современные клинические рекомендации и протоколы лечения всех пациентов и
переоснастить всю сеть первичных сосудистых отделений и
региональных сосудистых центров. Их сейчас 609.
Параллельно мы ставим перед собой задачу перевести
часть первичных сосудистых отделений – около 30 – на уровень региональных
сосудистых центров, дооснастив их дополнительно ангиографами. Это позволит нам
примерно в два раза увеличить объём рентгенэндоваскулярных вмешательств,
стентирований, ангиопластик при остром коронарном синдроме, что является
жизнеспасающими операциями.
При переоснащении особое внимание будет уделено и
оснащению ранней реабилитационной службы в рамках работы данных сосудистых
подразделений. Задачи стоят перед нами в этом проекте очень амбициозные. Мы
должны снизить смертность от болезней системы кровообращения с 587 до 450, то есть более чем на 130 тысяч. Это значит, что в 2024 году
более чем на 200 тысяч сократится число смертей по сосудистым причинам. И решить её можно только комплексно – от
профилактики до реабилитации.
Третий проект – это
проект по борьбе с онкологическими заболеваниями. Он комплексный и сложный.
Суть его заключается в том, что формируется тотальная настороженность к
онкологическим заболеваниям в первичном звене, для чего специальному обучению
подлежат не только все участковые врачи, но и узкие специалисты, работающие в
первичном звене. Разработана специальная иллюстрированная программа,
информационная, дистанционная, которая позволяет пройти первичное тестирование
и после этого повысить уровень своей квалификации по усвоению этого материала.
В настоящее время уже 80% участковых терапевтов прошли эту программу и
сертифицированы по усвоению материала. Нам необходимо подключить к ней и
участковых педиатров, и узких специалистов, и врачей общей практики, семейных
врачей.
Второй момент – это
формирование амбулаторных онкологических служб на межрайонном, межмуниципальном
уровне. В чём суть этих служб? Они должны при подозрении, которое возникло у
любого человека, в течение 14 дней провести полное обследование и установить
диагноз в соответствии с международным кодом. Единственное, надо иметь в виду,
что не при всех опухолях можно на этом этапе провести морфологическое,
иммуногистохимическое исследование. Только в том случае, если это можно сделать
вне операционного вмешательства.
Третий момент – это
переоснащение более 100 региональных учреждений, оказывающих помощь
онкологическим больным. Это касается и таких
направлений, как радиохимия, радиотерапия,
радиохирургия. Соответственно, повышение
уровня, дальнейшее развитие федеральных онкологических центров с формированием
сети протонных центров – наиболее
инновационной части ядерной медицины. Параллельно
мы создаём сеть референс-центров для второго
экспертного мнения по таким самым сложным диагностическим методам, как
морфология, иммуногистохимия и томография –
компьютерная и магнитно-резонансная. Планируется создать 18 таких центров. Отдельная часть программы – это не просто
устранение дефицита кадров в онкологической службе, а создание новой генерации
кадров, включая не только медицинские кадры,
но и немедицинские. Мы это будем делать в
сотрудничестве с Министерством науки и высшего образования. Вместе с ними формируем кластеры по подготовке
радиохимиков, медицинских физиков,
радиофизиков – тех специалистов, без которых
мы не можем развивать радиологию.
Четвёртый проект – это совершенствование
медицинской помощи детям, в том числе развитие
детской инфраструктуры. Этот проект включает
развитие профилактического направления и внедрение новых профилактических
технологий. Исполнение поручения Президента по
модернизации детских поликлиник и поликлинических
отделов детских стационаров – это 3,8 тыс.
объектов. Мы должны это сделать в первые три
года. Кроме того, это строительство и
реконструкция корпусов детских стационаров. В
настоящее время мы вместе с субъектами Российской Федерации по отработанным критериям определяем перечень необходимых к строительству объектов. Этот проект
должен позволить нам не просто снизить младенческую смертность до лучших
мировых показателей (до 4,5 на 1000 родившихся
живыми), но параллельно снизить детскую смертность до 4 лет включительно и
смертность детей до 17 лет включительно. И, естественно, улучшить в целом состояние
здоровья детского населения.
Пятый проект посвящён кадровой политике в здравоохранении. Прежде всего это устранение дефицита кадров в
первичном звене, о чём я уже сказала, и формирование
системы подготовки кадров, медицинских и немедицинских, для сосудистой, онкологической и детской служб. Для
этого будет проводиться целый комплекс
мероприятий.
Кроме того, активное внедрение дистанционных
программ обучения и непрерывного повышения квалификации медицинских кадров
через федеральный портал непрерывного образования. Полное внедрение системы аккредитации как допуска
к профессиональной деятельности медицинских работников.
К концу 2021 года все медицинские работники должны быть аккредитованы, не
только врачи, но и средний медицинский персонал.
Следующий проект
посвящён цифровой медицине. Это системообразующий
проект, поскольку мы должны будем к 2022 году
создать в каждом из 85 регионов полноценную информационную систему, соответствующую жёстким единым критериям, с подключением всех медицинских
организаций к этой региональной информационной системе.
То есть внедрить во всех медицинских организациях информационные медицинские
системы, также соответствующие определённым требованиям. Создать единые,
централизованные серверы, цифровой архив изображений, цифровой архив
лабораторных исследований, централизованные региональные диспетчерские скорой
помощи, причём не только автодорожной скорой помощи, но и
санитарно-авиационной, – то есть те системы, которые позволяют обеспечивать
преемственность оказания медицинской помощи между медицинскими организациями и
мониторировать качество оказанной медицинской помощи, маршрутизацию пациентов и
так далее.
Кроме того,
предусмотрено развитие телемедицины. Причём мы планируем уже до конца текущего
года завершить формирование вертикально интегрированной телемедицины – между
нашими ведущими национальными медицинскими исследовательскими центрами по
профилям, за которые они отвечают, и региональными организациями третьего
уровня. И в течение ближайшего периода времени обеспечить под методологическим
руководством национальных медицинских центров внедрение современных технологий,
современных клинических рекомендаций, протоколов лечения во всех 750
региональных организациях третьего уровня.
Развивать вторую опцию
телемедицины – «врач – пациент» – также планируется поэтапно, начиная с
2019 года.
Хотелось бы отметить
проект по развитию экспорта медицинских услуг. Для нас он тоже важный,
поскольку он поднимает имидж российской медицины в мировом пространстве и,
кроме того, привлекает дополнительные ресурсы для развития наших медицинских
организаций. Здесь потенциал у нас очень большой – за последние два года мы
нарастили число иностранных пациентов с 20 тысяч до более 110 тысяч и уже
привлекли в российские медицинские организации 250 млн долларов в прошлом году.
Задача, поставленная Президентом, – увеличить объём поступлений в четыре раза,
до миллиарда долларов в год, соответственно увеличив экспорт. Для этого,
безусловно, необходимо наладить тотальный учёт всех иностранных пациентов и,
кроме того, разработать специальную коммуникационную кампанию, которая будет
работать в большом числе стран мира.
В целом в настоящее время все эти проекты покрыты
финансово, и это тот случай, когда у нас практически нет разногласий с
финансово-экономическим блоком. У нас полностью выверенные потребности всех
восьми федеральных проектов. Общая сумма достаточно велика, она превышает 1,3
трлн рублей. Безусловно, сложность реализации этого проекта связана с тем, что
основные полномочия по реализации оказания медицинской помощи отданы в нашей
стране субъектам Российской Федерации. Наша задача – так построить управление
этим нацпроектом, чтобы не было искажений при реализации в регионах. Для этого
мы планируем на основе в целом одобренного национального проекта создать 85
региональных проектов. Они будут индивидуализированы по конкретным потребностям
конкретного региона, они будут все счётные, понятные, с целевыми показателями,
выстроенными по годам. Мы будем не просто контролировать, но и помогать очень
активно регионам, для того чтобы можно было добиться поставленных целей. Если это всё будет осуществлено так, как хочется,
это действительно переведёт российскую медицину на другой качественный уровень,
и это почувствует всё население, каждый
человек.
Вопрос: 85 региональных проектов,
расписанные под каждый регион, это части большого?
В.Скворцова:
На основе. Большой проект очень подробно
выписан по большому количеству индикаторов, натуральных и финансовых. Но каждый регион
имеет свои особенности заболеваемости, смертности, территориальные особенности,
разный уровень урбанизации и процент сельского населения. Поэтому каждый из маленьких
фрагментов национального проекта будет отдельно продуман и оцифрован для каждого региона на основе созданной нами в конце 2015 года
геоинформационной системы. Мы видим каждый
населённый пункт. Мы договорились с Министерством экономического развития,
чтобы мы регулярно получали информацию об изменении численности жителей в каждом муниципалитете, это очень важно, чтобы понимать потоки миграции внутри
страны. Всё, что мы будем делать, – это счётно,
под определённое количество жителей каждого
населённого пункта. Такая работа будет впервые
проведена, она будет не некой абстракцией, а
привязанной к конкретным территориям и людям. Это
будет 85 разных национальных региональных проектов, но при этом с обязательным
перечнем всех мероприятий, просто доля
мероприятий будет несколько варьироваться – так же, как стройки новые: где-то они нужны, а
где-то нет.
Вопрос: Вы
сегодня обсуждали развитие детской медицины. Всё
благотворительное сообщество, 50 фондов, что называется, встало на уши после
новости о том, что в отношении Екатерины Конновой, мамы ребёнка, больного эпилепсией, хотели
завести уголовное дело. Речь идёт о покупке в
интернете противоэпилептических лекарств, противосудорожных лекарств. Эти
лекарства не зарегистрированы, не сертифицированы в России, не входят в перечень жизненно важных. И сейчас все апеллируют к Минздраву. Не
собираетесь ли вы менять ситуацию в этой сфере, потому что именно эти лекарства
детям помогают, а мамы вынуждены идти на
уголовно наказуемое преступление?
В.Скворцова:
Во-первых, у нас перечень жизненно важных препаратов постоянно меняется и
расширяется. Вы знаете, что за прошлый год он
расширился на 60 международных непатентованных наименований. Сейчас, включая
вакцины, это 734 МНН, это 7 тыс. торговых наименований. По уровню тех
гарантий, которые государство даёт, аналогов в
мире нет. Более того, мы внесли специальное
изменение в постановление Правительства, и сейчас перечень обновляется не раз в
год, как это было, а по необходимости. Если в министерство поступает сигнал от главных
специалистов или любого другого лица (физического или юридического) о том, что
нас просят рассмотреть возможность внедрения в
список нового препарата, то это обсуждается по совершенно понятной и прозрачной процедуре, которая транслируется онлайн на всю
страну. Любой человек может следить за этим обсуждением. Поэтому ограничений
нет. Но есть чёткое понимание, что должно быть в этом перечне, включая и
эффективность, и качество, и безопасность, и клинико-фармакологическую, и
фармакоэкономическую эффективность. Это тоже очень важный момент. Это первое.
Второй
момент. Даже в том случае, если препарат не включён, мы даём в течение пяти
рабочих дней – по регламенту (а в реальности – меньше трёх рабочих дней)
разрешение на его ввоз под потребности конкретного пациента. Это законодательно
подтверждено.
Что
касается конкретного случая, о котором Вы говорите. Безусловно, эпилепсия – это
особое состояние, синдром, при котором детям надо помогать, и помогать
эффективно, как и взрослым. Поэтому, если такая информация к нам в министерство придёт – от мамы или от
благотворительных организаций, – мы однозначно эту ситуацию вместе рассмотрим.