Сообщение Татьяны Голиковой на совещании с вице-премьерами.
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 18 июня 2018 года.
<…>
Д.Медведев: Далее, из важных вопросов – один из них касается вновь созданного Министерства науки и высшего образования. Нужно организовать его работу, по сути, запустить эту работу, поскольку министерство новое. Сделать так, чтобы переходный период прошёл максимально безболезненно. Я разговаривал на прошлой неделе с министром на эту тему и подписал постановление Правительства, которое утверждает Положение о Министерстве науки и высшего образования, определяет его функции и полномочия. Соответственно, Минобрнауки будет отвечать за науку и высшее образование, причём в целом, вырабатывать государственную политику в этих сферах. К министерству переходят функции Федерального агентства по научным организациям, включая функции по управлению имуществом.
Есть ряд вопросов, которые требуют внимания и совместной работы с другим новым министерством, я имею в виду Министерство просвещения. Это и дополнительное профессиональное образование, и электронное обучение. Есть другие сквозные темы, которые затрагивают всю систему образования в целом. Здесь взаимодействие необходимо будет наладить.
Сегодня я подписал распоряжения о назначении четырёх заместителей Министра науки и высшего образования. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), расскажите чуть подробнее о полномочиях нового министерства, чтобы и наши коллеги по Правительству, и высшие учебные заведения, и вообще все, кто так или иначе связан с наукой и высшей школой, понимали, какая компетенция сейчас у нового министерства.
Т.Голикова: Дмитрий Анатольевич, как Вы уже отметили, к полномочиям вновь созданного Министерства науки и высшего образования отнесены вопросы науки и высшего образования. Но я себе позволю детализировать. Речь идёт о выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного образования, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодёжной политики, научной, научно-технической, инновационной деятельности, нанотехнологий, развития центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.
Также речь идёт об управлении имуществом в этой сфере.
Существенный блок к вновь созданному министерству перешёл от ликвидированного федерального агентства по управлению научными организациями. И здесь важно отметить преемственность: нормативное регулирование, которое раньше было отнесено к сфере компетенции ФАНО, мы сохраняем за Министерством науки и высшего образования.
О чём идёт речь? Речь идёт о том, что государственные задания на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований для научных организаций, которые находились ранее в ведении Российской академии наук, а ещё раньше и российских академий медицинских наук и сельскохозяйственных наук, так же, как и при деятельности ФАНО, Министерство будет утверждать с учётом предложений Российской академии наук.
Следующее. Руководителей научных организаций, ранее находившихся в ведении ФАНО, Министр науки и высшего образования будет назначать и утверждать в установленном порядке. Речь идёт о порядке, который был принят ещё в 2014 году (и в этой части Правительство не намерено ничего менять), в соответствии с которым кандидатуры на должность руководителя научной организации, переданной из ведения ФАНО в ведение министерства, подлежат согласованию с президиумом Российской академии наук. Более того, положение предполагает, что между Министерством науки и высшего образования и Российской академией наук в течение двух месяцев должен быть разработан порядок взаимодействия по всем вопросам, которые относятся к совместному ведению между этими двумя органами.
Следующий момент, на который я хотела бы обратить внимание, это вопросы развития высшего образования по педагогическим специальностям и формирования государственных заданий на проведение научных исследований, которые будут осуществляться учреждениями, подведомственными, и непосредственно, Российской академии образования. Они будут решаться Министерством науки и высшего образования во взаимодействии с Министерством просвещения. Соответствующие нормы сейчас включены в положение, и здесь также на паритетных основаниях будут разрабатываться государственные задания для этих учреждений.
Таким образом мы намерены взаимодействовать. Некоторые детальные моменты, которые требуют урегулирования вопросов, которые Вы тоже отметили – по информационному взаимодействию, по электронным базам между Министерством науки и высшего образования и Министерством просвещения, – будут реализованы в согласованном порядке. При необходимости Вам на подпись будут представлены соответствующие документы.
Д.Медведев: Хорошо, Татьяна Алексеевна, и нужно побыстрее завершить работу над положением о Министерстве просвещения, так как это у нас два министерства, которые, по сути, созданы заново в результате их разделения. Надо, чтобы и второй статутный документ, как говорят юристы, появился в отношении ещё одного министерства, возникшего на базе бывшего Министерства образования и науки.
Т.Голикова: Завершаем эту работу. Чтобы не было беспокойства, хочу ещё отметить, что мы зафиксировали в отдельном нормативном документе: чтобы не было сбоя в финансировании учреждений, ранее находившихся в ведении Министерства образования и науки, сейчас финансирование, которое необходимо на III квартал, будет открыто ликвидационной комиссией Министерства образования и науки в старом составе.
Д.Медведев: Да, нам обязательно нужно преемственность обеспечить, чтобы ни одно учебное заведение не почувствовало на себе последствий реорганизации.
<…>