В повестке: о совершенствовании порядка использования материнского капитала, о ценах на бензин и дизельное топливо.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Татьяны Голиковой о совершенствовании порядка использования материнского капитала
Сообщение Дмитрия Козака о работе по стабилизации цен на бензин и дизельное топливо
Из
стенограммы:
Д.Медведев: Начнём с важной темы, связанной с материнским капиталом. Как известно, это важнейший инструмент поддержки семей. Мы продолжаем совершенствовать систему материнского капитала, чтобы она лучше отвечала запросам людей. Система уже давно развивается, в неё было внесено много разных новаций.
Сейчас эти средства можно использовать на перекредитование ранее выданных кредитов под строительство и приобретение жилья. Но только в том случае, если эти финансовые обязательства возникли до рождения второго ребёнка и последующих детей. Однако это не очень удобно. Людям нужна бóльшая свобода в распоряжении деньгами. В этом контексте я подписал постановление Правительства, которое даёт право расходовать средства материнского капитала на перекредитование в том числе ипотечных займов вне зависимости от того, когда возникла такая необходимость. То есть и до, и после рождения второго ребёнка и последующих детей.
Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), вкратце расскажите, как это постановление мы будем реализовывать и как в целом обстоят дела в сфере материнского капитала сегодня.
Т.Голикова: В последнее время в Российской Федерации сложилась тенденция по снижению ставок по ипотеке. Довольно большое количество семей, которые имеют материнский капитал, выразили желание направить его на рефинансирование кредитов. Но такой возможности, о которой Вы сейчас сказали, у них не было. Подписанное Вами постановление такую возможность предоставляет.
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 4 июня 2018 года
Мы попытались оценить потенциальный объём семей, которые могут воспользоваться этим правом. Это примерно 1,9 миллиона семей. Мы делаем этот вывод исходя из того, что на протяжении всего периода времени из общего количества семей, которые приняли решение воспользоваться материнским капиталом, на жильё направили средства материнского капитала 5,3 миллиона. При этом 3,4 миллиона семей направили средства материнского (семейного) капитала на погашение кредитов, это в деньгах 1,3 трлн рублей. Порядка 1,9 миллиона семей направили средства на приобретение жилья, это ещё 0,7 трлн рублей.
Всего материнский (семейный) капитал получили с момента начала этой программы, то есть с 1 января 2007 года, 8,55 миллиона семей. 5,1 миллиона семей уже полностью использовали средства материнского капитала.
На образование ребёнка тоже достаточно серьёзные средства потрачены. На 1 мая было 537,3 тыс. заявлений на сумму 31,4 млрд рублей. С учётом нового демографического пакета и того, что семьям предоставлена возможность получать денежные выплаты на второго, третьего ребёнка и последующих детей, на 30 мая для получения средств из материнского капитала именно на эти цели подано 8817 заявлений. И по 5940 Пенсионным фондом уже принято решение, то есть денежные выплаты непосредственно пошли семьям.
Программа востребована, хорошо работает. Я думаю, что возможность, которую мы предоставляем семьям с учётом подписанного Вами постановления, тоже окажет положительный эффект не только на демографию, но и на социальное положение семей.
Д.Медведев: И ещё один вопрос, весьма резонансный в последнее время, – цены на бензин и дизельное топливо. Они выросли. Люди, конечно, недовольны. Об этом говорят, об этом пишут, в социальных сетях обращаются, в том числе и ко мне. Был предпринят ряд шагов, чтобы ситуацию откорректировать. Речь идёт о снижении налоговой нагрузки на отрасль (в частности, о сокращении ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо), с тем чтобы коррекция отразилась на ценах.
Тем не менее ситуация остаётся не очень ровной. На прошлой неделе Вы, Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), проводили совещание с крупнейшими нефтяными компаниями (я Вам такое поручение давал), где обсудили ситуацию на рынке.
Какие меры сейчас принимаются для сдерживания роста цен на нефтепродукты? Что будет, на Ваш взгляд, происходить?
Д.Козак: В соответствии с Вашим поручением был проведен ряд совещаний с участием федеральных органов исполнительной власти, затем и с ведущими нефтедобывающими и производящими нефтепродукты компаниями. Проанализирована ситуация, которая в настоящее время сложилась на рынке, прежде всего три фактора, которые повлияли на цену на моторное топливо. Первое – это увеличение мировых цен на нефть и нефтепродукты. В совокупности со вторым и третьим факторами (с укреплением курса рубля и увеличением фискальной нагрузки на отрасль) это привело к увеличению цен на моторное топливо.
Понятно, что рынок нефтепродуктов у нас достаточно конкурентный. Напомню, что на розничном рынке нефтепродуктов работает 2,5 тыс. хозяйствующих субъектов на 23 тыс. автозаправочных станциях. Здесь у нас нет инструментов прямого административного влияния. На этом рынке мы должны заниматься, прежде всего, косвенными мерами регулирования, фискальной нагрузкой, а также антимонопольным регулированием, принятием антимонопольных мер.
В
результате этого анализа и диалога с компаниями мы пришли к выводу, что сегодня
образовался существенный диспаритет цен. Экспортный нетбэк составляет около 4 тыс. рублей на тонну. В этих условиях было принято согласованное решение о снижении с 1 июня и неувеличении с 1 июля
акцизов на дизельное топливо и бензин – соответственно, на 3 тыс. на бензин (с
1 июня) и на 2 тыс. на дизельное топливо.
А с компаниями, которые занимают доминирующее положение на рынке (60% рынка), – вертикально интегрированными компаниями, 13
компаниями, которые участвовали в этом диалоге,
– достигнута договорённость о замораживании по состоянию на 30-е число оптовых
цен на дизельное топливо и розничных цен,
увеличении поставок на внутренний рынок
моторного топлива и увеличении объёма биржевых торгов. По состоянию на сегодняшний день цены на
розничном рынке стабилизировались. Объёмы биржевых торгов существенно увеличились – на 20%
на бензин и на 9% на дизельное топливо. Цены с четверга на бирже упали на 1% – в пятницу и в
субботу – и на 2% по состоянию на сегодняшний
день (более чем на 2% по дизельному топливу и
1,98% – на бензин). Это должно оказать
стабилизирующее воздействие на розничный рынок.
Мы должны понимать, что увеличение цен на бензин – это дополнительная финансовая нагрузка на другие секторы экономики. Если бы сохранился тренд на увеличение цен на моторное топливо, в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте дополнительные расходы увеличились бы более чем на 220 млрд рублей в годовом исчислении. Также напомню, что в этих секторах (сельское хозяйство, промышленность, транспорт и строительство) работает 35,6 миллиона человек, в то время как в нефтедобывающих отраслях – 1,6. Мы должны понимать, что необходимо балансировать интересы. С одной стороны, не надо доводить ситуацию до того, чтобы производство нефтепродуктов потеряло экономический смысл внутри страны, а с другой стороны, необходимо обеспечить интересы других отраслей экономики. Это тем более важно в летний сезон – сезон уборочных работ в сельском хозяйстве, туристический сезон. Это, несомненно, скажется на авиабилетах, железнодорожных билетах. Поэтому нефтяники с пониманием отнеслись к этому предложению, к этой договорённости. Она в настоящее время в целом соблюдается. Далее всё зависит от тех решений, которые будут приняты по налоговому манёвру в нефтяной отрасли. Мы общие параметры в Правительстве согласовали – Министерство финансов, Министерство энергетики, ФАС, Минэкономразвития. Но есть множество деталей. Договорились о том, что процедура формирования всех деталей налогового манёвра будет проходить с участием нефтедобывающих компаний, с тем чтобы мы нашли сбалансированное решение. В течение текущей недели такой диалог состоится.
Д.Медведев: Надо не ослаблять контроль за тем, что происходит. В такой ситуации ни одна компания, ни одна промышленная группа, вертикально интегрированная компания не должна проявлять эгоизма. Тем более что мы понимаем: норма прибыли в разных отраслях разная. Мы понимаем, где эта норма выше. Поэтому я просил бы следить не только за развитием ситуации, но и за тем, чтобы эти договорённости полностью соблюдались. В случае необходимости – готовить иные оперативные меры, направленные на то, чтобы достигнутые договорённости соблюдались, чтобы цены были стабильны, а в определённых случаях чтобы они снижались, чтобы была произведена отрицательная коррекция. Потому что ситуация, как Вы правильно сказали, очень разная, она разбалансирована.
Проведите все необходимые согласования, соберите, если надо, ещё раз нефтяные компании, другие компании. Потом мне доложите окончательно.
<…>