О действиях по реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в части промышленной политики.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый день, коллеги!
Сегодня у нас второе совещание из запланированных, оно касается промышленности. Вчера мы с вами говорили об организации работы по достижению целей, поставленных в указе Президента от 7 мая текущего года. Здесь все поручения уже даны.
Реализация указа связана в том числе с технологическим развитием отдельных секторов промышленности, с пониманием того, как мы эту работу собираемся строить и за счёт каких источников она должна финансироваться.
Участники совещания
-
Список участников совещания по экономическим вопросам, 11 мая 2018 года
В проведении промышленной политики мы будем опираться на серьёзную основу, которая была заложена в предыдущие годы. Появились новые институты – Фонд развития промышленности, Российский экспортный центр. Действует система государственной поддержки, она настроена таким образом, чтобы помогать предприятиям переходить на современные технологии и проводить модернизацию. Благодаря импортозамещению мы стали более самодостаточными по целому ряду направлений. Только за прошлый год доля российской продукции в фармацевтике, транспортном и нефтегазовом машиностроении выросла более чем на 10%. Но главное – мы имеем ясность с тем, где наши конкурентные преимущества и куда нам двигаться дальше.
Во-первых, одним из главных направлений работы должно быть развитие высокотехнологичного сектора, который носит экспортную направленность, и прежде всего в обрабатывающих отраслях. Предполагается, что именно там мы должны достигнуть наиболее высоких темпов роста. Как бы ни было сложно завоёвывать новые рынки, именно рост несырьевого экспорта способен принести предприятиям серьёзные выгоды и улучшить структуру всей нашей экономики. Задача эта в настоящий момент стоит.
Уже сейчас значительные меры поддержки экспортно ориентированных производств предусмотрены по линии Минпромторга, отдельные механизмы работают в рамках Росэкспортцентра, включая, например, компенсацию затрат экспортёров. Надо внимательно проанализировать их эффективность – какие из этих мер наиболее востребованы среди предприятий, каков экономический эффект от этих мер, – и, опираясь на этот опыт, посмотреть, как можно усовершенствовать эти инструменты. При этом крайне важно уделить особое внимание именно тем отраслям, которые дадут максимальную отдачу.
Во-вторых, мы продолжаем работу по созданию цифровой экономики.
Очевидно, что наша экономика вообще может быть хоть сколько-нибудь конкурентоспособной в будущем, если она будет построена по цифровым законам. И здесь самое главное не опоздать. Для развития промышленности цифровая среда важна ещё и потому, что она должна обеспечить спрос на нашу продукцию, способствовать её продвижению на различные рынки.
Напомню, у нас есть программа по цифровой экономике. По ней запущена работа, которая будет охватывать различные сферы. Причём мы понимаем работу по этой программе таким образом, что границ развития цифровой экономики в настоящий момент не видно, их определить сложно. Ни в одной стране нет понимания того, до какой глубины продвинется цифровая модернизация, цифровая трансформация, как иногда это называют. Поэтому и по программе цифровой экономики мы будем менять в случае необходимости ориентиры, подстраиваться под мировые тренды, чтобы не опоздать.
Но есть и базовые вещи, которые связаны с созданием цифровой инфраструктуры (у нас страна очень большая, и это как раз достаточно сложная проблема) и подготовкой программного обеспечения, что тоже, безусловно, является очень важным, особенно в контексте курса на импортозамещение.
Всё это является центром работы. Давайте обсудим целый ряд предложений, в том числе по поддержке наиболее важных для нас отраслей промышленности.