В повестке: о «дорожных картах» Национальной технологической инициативы, об изменениях в порядке проведения медико-социальной экспертизы в целях установления инвалидности, о санкциях в отношении России.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Аркадия Дворковича о работе по реализации Национальной технологической инициативы
Заключительное слово Дмитрия Медведева
Из стенограммы:
Д.Медведев: Послезавтра, в соответствии с Конституцией, у Правительства России отчёт в Государственной Думе. Напомню, такая практика действует уже 10 лет, и считаю, что она полностью себя оправдала. Сейчас даже как-то удивительно вспоминать то время, когда Правительство в Думе не отчитывалось. Теперь уже это обычная процедура, но важная.
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 9 апреля 2018 года
Юбилей – не единственное, что делает этот отчёт особым. Мы представляем отчёт после выборов Президента – как Правительство, которое работает уже достаточно долго, дольше всех в истории современной России. Поэтому было бы правильным, и из этого я буду исходить во время отчёта, отчитываться не только за один год, но и вообще за весь период нашей деятельности, чтобы подробно объяснить и депутатам, и, конечно, нашим гражданам логику принятых решений и последствия этих решений, достигнутый эффект. Обсудим всё это, хочу в любом случае поблагодарить всех присутствующих за участие в подготовке отчёта.
Документы
Ещё одна тема, которую хочу затронуть, это работа по продвижению Национальной технологической инициативы. Я подписал пять распоряжений об утверждении «дорожных карт» по реализации направлений – это «Технет», «Автонет», «Маринет», «Нейронет» и «Аэронет». В документах утверждён детальный план мероприятий по исполнению этих карт. Все они будут реализовываться поэтапно, начиная с этого года (уже реализация пошла) и на достаточно длительную перспективу – по 2035 год. По каждому этапу установлены цели, которых нужно достичь, сроки исполнения, ответственные за этот процесс органы власти. По сути, уже начата работа – она, кстати сказать, очень непростая – по созданию нормативной базы, которая будет стимулировать развитие современных технологий. Здесь, с одной стороны, нельзя увлекаться нормотворчеством, потому что обилие нормативного регулирования подчас приводит к противоположному эффекту, просто затрудняя работу. С другой стороны, какая-то правовая основа должна быть, особенно в тех случаях, когда речь идёт о совершенно новых в истории человечества явлениях, таких, например, как беспилотный автотранспорт: регулирования развёрнутого на эту тему, как известно, ни в одной стране мира ещё не существует. Нам всем нужно будет пройти этот путь.
Аркадий Владимирович (обращаясь к А.Дворковичу), Вы все эти темы координируете. Для нас важно, чтобы мы выходили на глобальные рынки, чтобы наши компании действительно развивались, по возможности превращались даже в национальных чемпионов. Как идёт работа по этим пяти направлениям?
А.Дворкович: Работа в рамках Национальной технологической инициативы идёт и по этим пяти направлениям, по которым «дорожные карты» подписаны, и ещё по двум направлениям – это энергетика и здравоохранение («Энерджинет» и «Хелснет»), по которым «дорожные карты» готовятся. В скором времени они будут представлены на подпись. Мы в настоящий момент реализуем несколько десятков пилотных проектов по каждому из направлений, где соединяются усилия научных организаций – от фундаментальной до прикладной науки, бизнеса, а также федеральных органов исполнительной власти и учреждений, находящихся в ведении государства, – это университеты, клиники и ряд других учреждений. По каждому направлению сформированы консорциумы, по некоторым есть уже первые результаты, которые дают основания считать, что коммерциализация технологий может начаться в ближайшие годы. То есть речь не идёт об абстрактных работах, только о каких-то исследованиях, речь идёт об абсолютно прикладных вещах, связанных с перспективами развития транспортных систем, здравоохранения, сельского хозяйства и по иным направлениям.
Приведу ряд примеров по картам, которые были подписаны. В части «Автонет» Вы уже сказали о беспилотном транспорте. Кроме того, речь идёт о транспорте, основанном на электричестве, альтернативных видах топлива, новых поколениях навигационных систем, беспроводной связи нового поколения. Кстати, связь на основе 5G (пятого поколения) позволит как раз продвинуться по направлению беспилотных транспортных систем. Без этой технологии эта тема практически бесперспективна. Мы видим здесь очень чёткую взаимосвязь.
Д.Медведев: Да, только стоит она очень дорого, эта 5G, поэтому нужно смотреть, где её делать и как делать.
А.Дворкович:
Дмитрий
Анатольевич, именно так, поэтому наша работа рассчитана не на 2–3 года, а
действительно на 10–15 лет. Это именно перспективные технологии, где мы хотим
занять существенные ниши на рынке.
Что касается «Маринет» и «Аэронет», речь идёт прежде всего о нормативной правовой базе, которая регулирует деятельность частных предпринимателей и компаний в этой сфере. Речь идёт о новых сервисах, которые раньше оказывались в основном государственными структурами. Сегодня речь идёт о рынке, где присутствует значительное число игроков, будь то отдельные виды беспилотного транспорта, те же навигационные системы, сервисы, необходимые для судоходства, судостроения.
«Нейронет» – это машинно-человеческие технологии, где соединяются автоматизированные системы с управлением за счёт усилия человеческого мозга. Эти технологии выходят на рынок постепенно, но последовательно, и здесь также есть масса нормативных моментов, которые нужно учесть в новом законодательстве.
Наконец, «Технет» – это робототехника, аддитивные технологии и ряд других направлений новых производственных технологий, где у промышленности есть уже серьёзный спрос, но не хватает технических стандартов и иных правил, которые позволяют их внедрять массово на практике. Нормативная база уже начинает формироваться, и её каркас должен быть создан в ближайшие два года. Тем не менее, Вы правильно сказали, этот каркас не должен быть слишком жёстким, чтобы учитывать постоянные изменения технологий – те изменения, которые происходят.
Продолжаем работать. Эти проекты не связаны с сиюминутными потребностями, но эти рынки будут формироваться в ближайшие три-четыре года, и мы хотим успеть к этому времени, чтобы играть на них серьёзную роль, чтобы получить добавленную стоимость для нашей экономики.
Д.Медведев: Хорошо. Будем этим заниматься.
Я подписал в конце марта постановление, которое изменяет правила признания лица инвалидом. Тема эта очень чувствительная. Система, которая действует сегодня, несмотря на ранее принятые решения, требует корректировки, совершенствования.
Что сделано по этому документу? Во-первых, расширен перечень заболеваний и изменений, которые в организме происходят, где уже при первичном освидетельствовании можно будет установить инвалидность бессрочно и даже заочно. И во-вторых, при необходимости осмотра людей в тяжёлом состоянии будет учитываться их проживание в отдалённых и труднодоступных местах. Это также даёт возможность проводить освидетельствование заочно. Есть и некоторые другие изменения.
Ольга Юрьевна (обращаясь к О.Голодец), что можно сказать ещё по поводу этих изменений в правила признания инвалидности?
О.Голодец: Действительно, по многочисленным обращениям инвалидов, организаций инвалидов и семей, в которых инвалиды проживают, существенно изменена система установления инвалидности и устранены те сложности, с которыми связано установление инвалидности на определённый срок или бессрочно. Постановлением предусмотрена возможность устанавливать инвалидность бессрочно по целому перечню заболеваний. В данный перечень впервые включены все хромосомные аномалии, в том числе синдром Дауна, включены цирроз печени, слепота, глухота, детский церебральный паралич. Упрощён порядок установления инвалидности для таких видов заболеваний, как сколиоз, пороки развития челюстно-лицевой области, аутизм и целый ряд заболеваний, которыми, к сожалению, сейчас всё чаще болеют дети: это сахарный диабет и целый ряд других заболеваний. Я напомню, что это постановление касается практически всех инвалидов, это 12 миллионов человек, из них 651 тысяча детей. Очень меняется структура заболеваний: если до 2014 года лидером по инвалидности среди детского населения были врождённые аномалии и пороки, то сейчас на первое место по детской инвалидности вышли психические расстройства и расстройства поведения. И это требует изменения работы всей системы, экспертизы и, что самое главное, реабилитации. Этот документ настроен на то, чтобы максимально эффективно использовать возможности для дальнейшей реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Д.Медведев: И вот ещё что. В минувшую пятницу Минфин США объявил о новых ограничениях в отношении 24 наших граждан и 14 российских компаний. Как и в предыдущих санкционных действиях, мы видим в этом совершенно очевидную и простую прагматическую цель – решать неконкурентными способами свои экономические задачи. Здесь политическая обложка, все эти рассуждения о каких-то плохих русских, которых нужно наказать, – не должны заслонять экономической сути. А экономическая суть состоит в продвижении коммерческих американских интересов по всему миру вопреки действующим торговым правилам, вопреки сложившемуся порядку. По сути, это помеха нормальной деятельности российских компаний, которые успешно работают на глобальных рынках и составляют в этом смысле конкуренцию американскому бизнесу. Напомню, ещё будучи кандидатом в Президенты, господин Трамп активно выступал за то, чтобы Америка вела протекционистскую политику. Собственно, мы сейчас это всё и наблюдаем. Причём не только в отношении России – против целого ряда государств вводятся новые пошлины (это касается и Евросоюза) на стальную, алюминиевую продукцию в том числе. А с Китаем вообще назревает прямая торговая война.
Новые санкции в отношении нашей страны – это, конечно, ещё одно проявление этой протекционистской политики, но завуалированное в санкционную обложку. Эти решения, безусловно, неприемлемы, мы их считаем нелегитимными, поскольку они вообще находятся вне плоскости международного права. Конечно, оставляем за собой право на ответные действия, включая действующие торговые соглашения и процедуры.
Что же касается тех наших компаний, которые попали под санкции, надо рассмотреть вопрос о том, чтобы им предоставить поддержку. Это касается металлургов, энергетического сектора, торговли продукцией оборонно-промышленного комплекса. Я просил бы присутствующих, а также министров и ведомства выработать предложения, какую конкретно поддержку можно было бы компаниям оказать. И проработать вопрос об эффективных ответных мерах Российской Федерации. Не должно быть сомнений, что в целом ряде случаев они должны последовать.
<…>