О совершенствовании налоговой системы.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы договаривались, коллеги, встретиться, обсудить несколько вопросов. Они касаются экономической жизни, актуальной её части, прежде всего налоговой системы.
Отмечу, что налоговая сфера уже достаточно длительный период отличается сравнительной стабильностью. Я считаю, что это в настоящий момент сильная сторона нашей экономики – то, что мы по налоговым платежам те обязательства, которые принимали на себя на текущий период, исполняем. Это касается практически всех видов налогов – и тех, что платят граждане, и тех, что платят компании. В этом смысле система показала себя достаточно эффективной.
Участники совещания
-
Список участников совещания по экономическим вопросам, 21 марта 2018 года
Это подтверждается, кстати, и конкретными показателями. В частности, у нас неплохая динамика по налоговым поступлениям за прошлый год: приблизительно 20% в плюсе по сравнению с 2016 годом – в консолидированный бюджет и почти треть прироста (32%) – в федеральный бюджет.
Экономика развивается. Есть большие задачи, которые предстоит решать, в том числе задачи, которые вытекают из Послания Президента. И налоговой системе нужна определённая настройка. Всякая налоговая система выполняет взаимосвязанные задачи. С одной стороны, она наполняет бюджет, с другой стороны, должна стимулировать и структурные сдвиги. И баланс этих двух подходов – самая сложная задача, с которой приходится в этой сфере работать Правительству Российской Федерации, как и вообще любому правительству.
Некоторые наши новации работают, некоторые идеи ещё только предстоит окончательно обсудить (ради чего в том числе мы встретились), включая, например, так называемое завершение налогового манёвра в нефтянке – здесь есть разные подходы, нужно по ним определиться.
Что касается не нефтяной отрасли, а других отраслей. Мы предусмотрели новые механизмы поддержки, в частности, инвестиционный налоговый вычет на ближайшие 10 лет по налогу на прибыль организаций. К вычету могут предъявляться до 90% расходов на приобретение и реконструкцию объектов основных фондов. Тем самым мы дополнительно должны простимулировать инвестиционную активность предприятий.
Ещё одно важное направление, о котором мы с вами всё время говорим, – это навести порядок в системе различных льгот, изъятий, которые вводились федеральными решениями, но в отношении региональных и местных налогов. Мы договаривались в целом использовать механизм «двух ключей», с тем чтобы регионы могли в большей степени влиять на собственную налоговую базу. При этом, конечно, руководители субъектов должны ставить во главу угла интересы развития региона, своих территорий, а не просто фискальные задачи. Это тоже тема, важная для обсуждения.
Необходимо продолжить работу над системой налогового администрирования. Она продолжается у нас уже достаточно длительный период, но настраивать налоговое администрирование всё равно необходимо. Надо совершенствовать информационное взаимодействие между налоговыми и таможенными органами (здесь ещё есть проблемы), внедрять механизмы маркировки и прослеживаемости товаров, в том числе с нашими партнёрами по евразийской интеграции. Это очень важное направление, которое позволит эффективней бороться с контрафактом, фальсифицированной продукцией. Тогда и качество продуктов, которые попадают на наш рынок, будет другим. И с другой стороны, это будет пополнять доходы государственного бюджета. Нужно бороться с серыми схемами, которые применяются для ухода от налогов. В конечном счёте это будет помогать нормальному, то есть легальному, бизнесу.
Давайте обсудим, что можно сделать по этим направлениям и по некоторым другим, с учётом ряда вопросов, которые мы с вами затрагивали в последнее время.