В повестке: о создании ТОР в моногородах; о развитии института специального инвестиционного контракта; о систематизации неналоговых платежей.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Принятые решения
Мы сегодня обсудим ряд экономических вопросов, которые связаны с деловым климатом в нашей стране. Напомню, у нас в целом ситуация достаточно неплохая – экономика подрастает, опережающими темпами росли инвестиции в основной капитал, хотя заданных параметров они пока не достигают, увеличивается частное потребление, инфляция, как известно, весьма и весьма низкая. Наша задача – не просто закрепить эти положительные тенденции, но и за счёт гибкого государственного регулирования помочь бизнесу активнее вкладываться в новые проекты, причём именно в тех территориях и секторах, где это особенно необходимо.
Участники совещания
-
Список участников совещания по экономическим вопросам, 16 марта 2018 года
В этом контексте хочу отметить несколько моментов. Один из них касается наших монопрофильных городов, или, как их часто называют, моногородов. Всего их в России (по тем критериям, которые используются, хотя все критерии носят субъективный характер) 319. Там, где жизнь зависит от одного градообразующего предприятия, которое может работать или, к сожалению, вообще не работать, нужны новые инвестиционные проекты, которые стимулируют диверсификацию этих территорий. Мы достаточно регулярно такие решения принимали по территориям опережающего социально-экономического развития в моногородах. По закону, напомню, это как раз тот случай, который был с самого начала предусмотрен для того, чтобы создать драйвер развития монопрофильного образования, чтобы льготы, которые положены в этом случае, позволяли привлекать частные инвестиции.
Документы
-
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Донецк» (Ростовская область)
-
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Заринск» (Алтайский край)
-
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Сердобск» (Пензенская область)
-
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Варгаши» (Курганская область)
-
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Губкин» (Белгородская область)
-
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Новоалтайск» (Алтайский край)
-
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Канаш» (Чувашская Республика)
-
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Ефремов» (Тульская область)
-
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Онега» (Архангельская область)
-
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Черемхово» (Иркутская область)
-
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Зверево» (Ростовская область)
-
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Саянск» (Иркутская область)
Как некоторый итог этой работы хочу проинформировать всех: я подписал решения по ещё 19 новым территориям опережающего развития, крупный пакет. Я их назову сейчас. Этот статус получают города Онега (Архангельская область), Канаш (Чувашская Республика), Пикалёво (Ленинградская область), Гаврилов-Ям (Ярославская область), Заринск (Алтайский край), Сердобск (Пензенская область), Далматово (Курганская область), Саянск и Черемхово (Иркутская область), Ефремов (Тульская область), Новоалтайск (Алтайский край), Павловск (Воронежская область), Донецк и Зверево (Ростовская область), Губкин (Белгородская область) и Новокузнецк (Кемеровская область), посёлки Угловка (Новгородская область), Линёво (Новосибирская область) и Варгаши (Курганская область).
Суммарно, мы рассчитываем, за ближайшие 10 лет это решение позволит привлечь порядка 160 млрд рублей инвестиций. Самое главное, что благодаря этим проектам должны быть созданы почти три десятка тысяч новых рабочих мест. Новые предприятия в самых разных сферах должны будут производить продукты питания, мебель, строительные материалы, химическую продукцию, заниматься переработкой природных ресурсов, развитием туризма. Добавлю, что этот инструмент, территория опережающего развития, тем не менее будет и дальше носить точечный, а не массовый характер. По ТОР это безусловное решение – именно потому, что других способов активизировать деловую жизнь в этих территориях нет. Хорошо бы, чтобы льготы, которые предоставлены этим населённым пунктам по линии территорий опережающего развития, сработали. Но в целом мы будем избирательно относиться к использованию такого рода инструментов. Конечно, надо обеспечить, чтобы туда пришли именно живые инвестиционные проекты. Это в значительной степени работа самих губернаторов, руководителей соответствующих муниципальных образований. Организационные и правовые решения для этого мы приняли. Чтобы продемонстрировать все возможности, теперь необходимо использовать ресурс местных властей.
Второе направление – это развитие института специального инвестиционного контракта. Напомню, этот механизм был изначально создан для запуска новых промышленных объектов. Заключив договор о специальном инвестконтракте, инвестор берёт на себя обязательства по развёртыванию производства, государство гарантирует стабильность условий работы на период действия контракта. Ряд компаний, включая известные международные концерны, этим инструментом уже воспользовались. Он стал достаточно популярным. Многие крупные инвесторы просят и дальше его использовать.
В прошлом году мы приняли решение распространить этот режим на энергетику и аграрно-промышленный сектор. Таким образом, количество СПИКов может увеличиться. Сейчас в Правительстве прорабатываются предложения по совершенствованию этого механизма (условное название – СПИК 2.0), в том числе – необходимые изменения в законодательство. Потребность в использовании обновлённого инструмента есть. Совсем недавно мы эту тему обсуждали на заседании комиссии по контролю за реализацией предвыборной программы партии «Единая Россия». В общем, проработка этого вопроса идёт и по правительственной линии, и по линии наших коллег-законодателей, которые этим занимаются в том числе на площадке Государственной Думы, а также с экспертными институтами.
И ещё одно направление касается систематизации неналоговых платежей. Это очень чувствительная для бизнеса тема. Мы неоднократно к ней обращались. Если налоговая нагрузка в целом за последние годы, как мы и обещали (о чём и Президент говорил в послании, и Правительство принимало решение), остаётся стабильной, то различные виды сборов и платежей (всякого рода экологические сборы, лицензионные платежи, иные платежи) могли вводиться ведомственными и региональными решениями, чем, конечно, соответствующие власти пользовались. Нагрузка в этой части росла. Поэтому некоторое время назад я поручил ввести мораторий на новые платежи, чтобы системно урегулировать эти вопросы в законодательстве – таким образом, чтобы нам было понятно, каким путём принимаются решения по неналоговым платежам, кто принимает решения, в каком порядке, каким образом растёт в этом случае нагрузка на бизнес, что можно делать, чего нельзя делать, какие правила налогового законодательства здесь должны применяться, какие правила не могут применяться. В общем, этот подход должен позволить обеспечить стабильность и предсказуемость взимания различных обязательных платежей, гарантировать приемлемый и экономически рациональный уровень финансовой нагрузки на компании, обеспечить справедливое распределение этой нагрузки – насколько это возможно, конечно, – между различными секторами экономики.