В повестке: проект плана мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации», вопросы импортозамещения программного обеспечения.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
У нас очередное заседание Правительственной комиссии по информационным технологиям. Мы утвердили планы мероприятий раньше (напомню: это было в декабре прошлого года) по четырём разделам «Цифровой экономики». Сегодня рассмотрим пятый, последний раздел – «Кадры и образование».
Мы поставили задачу перевести экономику в «цифру». Любое предприятие, любое производство, любая сфера деятельности – это всегда люди, которые работают. Нам нужны современные специалисты, которые хорошо ориентируются в цифровой среде, которые понимают, как применять новейшие технологии и в своей работе, и просто в жизни. И того, что казалось нам выдающимся, скажем, в 1990-е годы, то есть стандартного владения компьютером на бытовом уровне, сегодня уже явно недостаточно.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, 9 февраля 2018 года
Поэтому нужно будет совершенствовать систему образования, чтобы она могла обеспечить цифровую экономику грамотными кадрами. У нас должно появиться больше выпускников университетов, которые обладают базовыми компетенциями цифровой экономики. Больше выпускать IT-специалистов и больше тех, кто уверенно пользуется этими технологиями. Важно, чтобы у людей появилась мотивация осваивать новые направления, которые востребованы цифровой экономикой. К этому нужно привлекать и работодателей. Им самим выгодно, если их сотрудники будут развиваться, получать дополнительные знания. А крупные компании, в том числе с государственным участием, могли бы создавать обучающие сервисы, курсы.
Это одна из тем.
Также мы обсудим, как идёт импортозамещение при закупках
программного обеспечения. Для поддержки наших разработчиков мы установили ряд ограничений
по допуску иностранного софта к участию в госзакупках. Муниципальные и
государственные заказчики могут приобретать лишь программы, которые есть в
специальном реестре. Там аккумулируется вся информация о существующем
российском программном продукте. Надо усовершенствовать, кстати, правила
ведения этого реестра. Надо, чтобы там учитывались новые программы, которые
созданы именно в России, а не только то, что право собственности на такое программное
обеспечение принадлежит российским компаниям. Но это следует обсудить, потому
что здесь есть и плюсы и минусы.
Сейчас в реестре зарегистрировано более 4 тыс. программ. Это операционные и поисковые системы, офисные и бухгалтерские приложения, антивирусные программы. Всего 24 класса программ. Выбор довольно значительный. Спрос на них растёт, в том числе и благодаря нашей системе стимулирования. Российское программное обеспечение закупается для госнужд в два раза чаще, чем это было в 2015 году, опять же благодаря тем решениям, которые мы принимали.
Тем не менее многие органы власти продолжают приобретать иностранный софт. Это касается и коммерческих компаний, контролируемых государством. Объясняют это, естественно, тем, что российские программы не всегда подходят под их задачи либо не стыкуются с другими программами, которые невозможно пока создать у нас. Нужно проанализировать, насколько обоснованы эти замечания (наверное, где-то они обоснованы), нужно учесть все предложения. Уверен, что на основе российского софта после определённой доработки удастся создать такое программное обеспечение, которое будет устраивать заказчиков. Здесь только нужно приложить усилия и, конечно, деньги, для того чтобы всё-таки создать программы, которые будут конкурентоспособными.
Но абсолютно недопустимо, когда такое программное обеспечение закупается неоправданно, то есть при наличии российских программ, которые схожи по функционалу. За этим нужно следить, в том числе и Минкомсвязи. Тем более что это вещи довольно тонкие, и, когда используют в дискуссии различные технические аргументы, говорят: «Мы с такими параметрами не можем, а с такими можем, работать не будет, покупайте иностранное…» Оценить это очень сложно. Но желательно брать экспертов из этой отрасли, чтобы они подписывались под тем, что конкретный софт не может быть применим на том или ином оборудовании. Если эксперты, независимые от компании, в том числе государственной компании, сказали, что наш софт не годится, тогда надо покупать. Но я просил бы за этим самым внимательным образом следить.
И ещё одна тема. Мы сориентировали российских производителей и государственных заказчиков на закупку микроэлектроники, утвердили план. Есть документы с электронными носителями, которые разрабатываются с использованием микрочипов, сделанных в России. Это электронный полис обязательного медицинского страхования, паспортно-визовые документы, банковские карты, естественно. Российские комплектующие должны использоваться и для производства серверов и компьютеров. На их закупку мы в целом выделяем довольно значительные средства. Давайте обсудим, как они расходуются. Скажем прямо, расходуются они плохо. План выполнен в количественном измерении на 13% за 2017 год. Мы обсуждали с некоторыми коллегами, которые присутствуют за этим столом: там есть и субъективные, наверное, причины, и объективные. Но это как раз та ситуация, когда вроде и деньги были, и тем не менее они на приобретение нашей микроэлектроники не израсходованы. Думаю, что здесь проблемы в том числе организационного плана. Их надо изжить.