Сообщение Александра Хлопонина на совещании с вице-премьерами.
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 29 января 2018 года.
<…>
Д.Медведев: Ещё один вопрос касается документа, посвящённого промышленности по переработке отходов. Я напомню, что прошлый год был Годом экологии. Важное место в экологическом движении и в целом в вопросах экологии принадлежит теме переработки отходов. Причём это касается не только бытовых отходов, о которых много говорят, и это действительно резонансная и достаточно сложная тема, но и отходов промышленных, потому что их масштабы огромны. Переработка и утилизация отходов – отдельная масштабная задача для нашей промышленности. По сути, речь идёт о создании новой отрасли, которая позволит вовлекать во вторичный оборот дополнительные ресурсы и, конечно, должна снизить объёмы захоронений таких промышленных отходов, поскольку это тоже часто приводит к неблагоприятным экологическим последствиям. Это потребует совершенствования законодательной базы, внедрения новых технологий. Для этого я утвердил Стратегию развития промышленности по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства на период до 2030 года. В ней определены задачи на долгосрочную перспективу и план того, как мы будем работать.
Александр Геннадиевич (обращаясь к А.Хлопонину), Вы этот вопрос курируете в Правительстве. Несколько слов о том, как будет строиться эта работа. Пожалуйста.
А.Хлопонин: Действительно, сегодня в средствах массовой информации звучат достаточно угрожающие цифры: у нас ежегодно формируется свыше 5 млрд т отходов. Но я хочу сразу оговориться, из этих 5 млрд 4,6 млрд т отходов – это так называемые вскрышные отходы, то есть это процесс вскрышных работ.
Д.Медведев: Объясните, что такое вскрышные работы, далеко не все знают.
А.Хлопонин: Когда роют траншеи или разрабатывают какое-то месторождение, снимают дёрн, землю высыпали – это уже называется отходом. Об этом идёт большая дискуссия, вообще относительно категорий отходов, потому что процессы утилизации вскрышных отходов – это фактически засыпание обратно в ту же канаву. Но это даёт такую статистику, что выбивает из колеи.
Тем не менее у нас ежегодно образуется от 50 до 60 млн т твёрдых коммунальных отходов. И это отдельная задача, которую мы решаем сегодня в основном с субъектами Российской Федерации и Минпромторгом. Мы не изобретаем велосипед, это проходили все развитые страны поэтапно – от захоронения отходов как самого простого, но при этом экологически небезопасного способа, термической обработки до вовлечения во вторичный оборот, утилизации и в конечном итоге сокращения образования отходов. В стратегии, которую Вы утвердили, мы в этом направлении и двигаемся. В стратегии сделан акцент на повышение уровня утилизации, мы должны выйти на уровень стран Европейского союза, где вместе со сжиганием доля утилизации составляет около 60%. У нас, к сожалению, 7–9%. Поэтому до 2030 года мы ставим задачу выйти на этот качественный уровень. В стратегии запланировано, как я уже сказал, выйти на 60%, снизить уровень образования отходов до 3,7% за счёт технологических преобразований, использования лучших доступных технологий. Снизить долю импорта оборудования для переработки отходов с 60 до 10%, то есть фактически это локализация, которую мы в состоянии сделать за этот короткий период времени.
Дмитрий Анатольевич, Вами в октябре 2017 года было принято решение о создании Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления. В ближайшее время состоится заседание этой правительственной комиссии, которая в том числе по Вашему поручению к маю должна разработать подпрограмму «Чистая страна», где уже будут конкретно обозначены и необходимые объёмы средств, и инструменты стимулирования, поддержки развития этой отрасли. Работа предстоит большая, я думаю, что мы достаточно эффективно сработаем в рамках этой стратегии.
Д.Медведев: Александр Геннадиевич, мы с Вами понимаем, что стратегия – это просто бумажка, если она не подкреплена деньгами и действиями. Тема действительно очень большая, сложная. Я просил бы, чтобы в рамках этой правительственной комиссии, которую Вы возглавляете, были определены источники финансирования, в том числе работ, связанных с промышленными отходами. А источников здесь может быть несколько. Безусловно, это средства самих компаний – потому что в значительной части случаев это обязанность тех, кто эти отходы, собственно, создаёт, – кредитные ресурсы и в случае необходимости бюджетные ресурсы, как федеральные, так и региональные. И всему этому нужно придать организационный импульс, для того чтобы эта работа велась более активно по всей стране. Обратить на это внимание, определив именно источники доходов.
<…>