Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня мы обсудим такую тему, как оборот сельхозземель: и текущее положение дел, которое складывается в отрасли, и некоторые законодательные инициативы, которые были подготовлены Минсельхозом.
Земли у нас много. В последние годы многое делается для того, чтобы возделывать землю было выгодно, чтобы на селе были рабочие места, а у фермеров – хороший доход. Чтобы в итоге у людей был широкий выбор качественных и разумных по цене продуктов, чтобы рос экспорт сельхозпродукции.
Участники совещания
-
Список участников совещания о совершенствовании законодательства о сельскохозяйственных землях, 17 января 2018 года
Мы поддерживаем аграрно-промышленный комплекс разными способами – это и защитные меры, и помощь в борьбе с болезнями сельхозкультур, и финансовая поддержка. В этом году, как и в прошлом, в бюджете на эти цели заложены значительные средства – более 220 млрд рублей. Но помимо денег нужны и чёткие правила, в том числе правила оборота земель, максимально эффективные процедуры кадастрового учёта, мониторинга и перехода прав. Правила оборота сельхозземель не только не должны создавать каких-либо препятствий для развития отрасли, но и должны поощрять это развитие, а сейчас это далеко не всегда так. Земли, которые пригодны для сельхозпроизводства, надо, конечно, использовать рационально, а это значит, что земля должна находиться в руках тех, кто на ней готов работать.
Нельзя сказать, что в последние годы ничего не делалось в этой сфере.
Во-первых, был упрощён порядок изъятия земельных участков при их неиспользовании или использовании с нарушением законодательства. Был принят соответствующий закон в июле 2016 года, и, по данным Минсельхоза, с начала его реализации введено в оборот дополнительно более 120 тыс. га земель сельхозназначения.
Во-вторых, при проведении торгов появилась возможность снижать стоимость участков, которые находятся в непригодном состоянии. Сэкономленные деньги могут быть направлены, в частности, на проведение других действий – на мелиорацию, на подготовку земель к использованию. Эти решения помогли устранить ряд серьёзных проблем, правонарушений, и вернуть часть земель в сельхозоборот. В прошлом году впервые за 15 лет посевная площадь нашей страны превысила 80 млн га. Но наша задача и дальше сокращать площадь неиспользуемых земель, в первую очередь за счёт применения эффективного, легального, отлаженного механизма изъятия.
С другой стороны, принудительное изъятие – это крайняя мера. До её применения должны быть предприняты все попытки, чтобы устранить существующие нарушения. Но бесконечно тянуть нельзя. Это всё-таки должен быть эффективно работающий механизм, а не просто дубина, которая висит и которую никто никогда в руки не берёт. Чтобы добиться этого, нужно продолжать совершенствовать регулирование. Сегодня мы как раз рассмотрим некоторые дополнительные предложения. Они касаются усиления взаимодействия региональных властей с надзорными органами (здесь у нас присутствуют коллеги-губернаторы), для того чтобы выявлять такие неиспользуемые земли, а также расширения практики комплексных кадастровых работ в отношении земель сельхозназначения.